Правоохранительная составляющая механизма совместной проверки импортных операций таможенных и налоговых органов

Дмитрий Германович Власов

Аннотация: в статье обосновывается важность и необходимость включения правоохранительной составляющей в механизм организации и проведения совместной проверки импортных операций таможенных и налоговых органов. Устанавливается взаимосвязь влияния фактического наличия выпущенного товара прошедшего таможенное оформление у участника ВЭД, с возможностью в полной мере реализации таможенного контроля после выпуска товаров в форме выездной таможенной проверки.

Влияние основных мировых экономических факторов в условиях политической нестабильности обусловливает возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижения объемов внешнеторгового оборота, а также замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности.[1]

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил 584 млрд. долларов США, что по сравнению с 2016 годом показало рост на 25%, в том числе импорт – 227 млрд. долларов США (рост на 24%) и экспорт – 357 млрд. долларов США (рост на 25%).[2]

Однако Россия вынуждена принимать ответные меры рынка ограничительного характера по защите отечественного и таможенно-тарифного регулирования, что отражается на изменении объемов внешней торговли и приводит к перераспределению объемов импорта в государствах – членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).[1, 3]

С введением Россией в одностороннем порядке экономических мер отмечается наличие нерегистрируемых криминальных внешнеторговых грузопотоков импорта, поступающих в Российскую Федерацию со всех сторон единого таможенной территории через разные государства – члены ЕАЭС отражённые на рисунке 1, но происходящих из третьих стран, что существенно влияет на полноту пополнения федерального бюджета и необходимость усиления таможенного контроля на едином таможенном пространстве ЕАЭС в целом.[1]

Взаимная торговля России с государствами – членами ЕАЭС в 2017

Рисунок 1. Взаимная торговля России с государствами – членами ЕАЭС в 2017г.[2]

Кроме того, сложности качественной реализации форм пост-таможенного контроля, помимо прочего, сопряжены с условиями временного введения санкций ЕС и США, направленных на российские компании, когда импорт большинства товарных позиций на единую таможенную территорию ЕАЭС ограничен и затруднён. В этом случае, происходит перераспределение товарных потоков — нагрузка растёт неравномерно. Происходит смещение компетенции в оформлении грузов на множество международных пунктов пропуска и соответственно внутренние таможни назначения, центры электронного декларирования (ЦЭД), региональные электронные таможни (РЭТ). Поэтому фактически санация, как вид деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (далее – уполномоченные подразделения, ПТКПВТ) по поиску и ликвидации ввоза криминальных грузопотоков импорта на единую таможенную территорию ЕАЭС, где требуется глубокий анализ документов и сведений, таможенный и налоговый мониторинг внешнеторговых сделок с поддержкой правоохранительной составляющей, уходит на второй план и нивелируется.[4]

В условиях ограниченности штата таможенных органов и требований автоматизированности современных технологий в скорости прохождения грузов без потери качества таможенного контроля контролировать импортные грузопотоки как «до», так и «после» выпуска становится невозможно. Тем самым тенденции расширения границ единого экономического пространства ЕАЭС приведут к резкому росту объёмов прохождения криминальных, сомнительных грузопотоков неконтролируемого импорта.[5]

В настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров, реализуемый на единой таможенной территории ЕАЭС, характеризуется как низким уровнем результативности, выраженным малой долей доначислений и довзысканий таможенных платежей, налогов, штрафов в федеральный бюджет государств-членов ЕАЭС по его результатам, так и низким качеством профилактики воздействия на участников внешнеэкономической деятельности (далее — участников ВЭД), стимулирующим их к законопослушности осуществления внешнеторговых импортных операций.[6]

 За период 2012-2015 гг. уполномоченные подразделения, при выборе объектов проверки из числа потенциальных участников ВЭД подпадающих под их пристальное внимание, сместили акцент на правоохранительную составляющую.[7]

Как видно из таблицы 1 к 2015 году 12,1% организаций-участников ВЭД проверялось по информации от правоохранительных подразделений таможенных органов, при этом доля контроля на основе собственной аналитики существенно снизилась — на 40,8%. В результате на практике используется лишь информация об отдельных ранее совершённых правонарушениях, тогда как комплексная аналитика, которая бы могла помогать выявлять нелегальные схемы неуплаты таможенных платежей и налогов, совершенно отсутствует.[7]

Основания для выбора объектов таможенных проверок

Таблица 1. Основания для выбора объектов таможенных проверок за 2013-2015 гг.[6]

Поскольку полнота и своевременность уплаты таможенных платежей и налогов в федеральный бюджет способствует стабильному исполнению доходной части бюджета [8], важнейшим проблемным вопросом при проведении совместных выездных таможенных и налоговых проверок импортных операций, выступает ослабление правоохранительной составляющей проверки.

В этих условиях происходит обособление каждого из функциональных подразделений, в частности — таможенного органа, в собственной специфике деятельности, а не объединение усилий в реализации механизма совместной проверки импортных операций таможенной и налоговой структур на достижение результативности проверочного мероприятия в тесной связке с правоохранительным блоком таможенного органа.[11]

На практике получается так, что ПТКПВТ при реализации таможенных проверок в поисках результативных объектов, «утопают» в аналитической работе над объёмом коммерческой и таможенной документации. Ввиду ограниченности как полномочий ПТКПВТ, так и штатной численности данных подразделений, занимаясь сугубо аналитикой: «бумажной» работой только, они не подключаются к контролю фактуры самого товара, не проверяя вещественный его фактор. Тем самым, сродни «кучеру, потерявшему вожжи управления повозкой лошадей», таможенные органы после пересечения грузом единой таможенной границы ЕАЭС и после 2-го этапа — таможенной очистки [9] (или иначе этапа выпуска товара), выпускают из под таможенного контроля сам товар участников ВЭД. Он образует при этом устойчивую взаимосвязь пост-таможенного и налогового контроля, с лицами, в отношении которых такой контроль осуществляется. При выходе на выездную таможенную проверку импортных операций (ВТПИО) [10], для комиссии по таможенной проверке, возникает невозможность удостоверить и найти сам товар после его выпуска. Он исчезает в целом из поля зрения государственных контролирующих органов.

Так, для реализации криминальных схем «фирма-однодневка» организационно создаётся на ограниченный срок (порядка 2 дней) и реализует криминальные аспекты:

  1. «Фирмы-однодневки» создаются посредством заключения не прямых контрактов с оффшорными зонами;
  2. Сложность, запутанность логистических схем изначально позволяет принимать получателю импортный товар с весьма заниженной стоимостью;
  3. Дополнительно впоследствии будут заключаться новые контракты для отправки денег за рубеж через оффшоры (доплата).

Получается так, что с большей части перечисленных денежных средств «фирмой-однодневкой», минуя оформление паспорта импортной сделки,  в бюджет государство ничего не поступает, т.е. абсолютно  отсутствует пополнение бюджета. Маржа, полученная «фирмой-однодневкой» в результате использования подобной схемы фальсификации внешнеэкономической сделки, пусть с обременением различными финансовыми расходами и рисками, в любом случае для неё является прямым необлагаемым чистым доходом. А для государства деятельность такого криминального участника ВЭД обременена, к сожалению, не поступлением таможенных пошлин и налогов в бюджет, а, следовательно, характерна упущенной экономической выгодой.

Оставаясь вне системы таможенно-банковского контроля, подобный криминальный участник ВЭД расплачивается за товар, избегая налогообложения пошлинами, налогами собственных полученных доходов (НДС, акциз). Тем самым, он максимально выводит из налогооблагаемой базы свою сфальсифицированную сделку купли-продажи импортного товара.

Импортный товар, прошедший выпуск, продаётся на внутреннем рынке единой таможенной территории ЕАЭС на практике мгновенно. Благодаря, применению так называемого принципа «с колёс», груз, «уходит» из под таможенного контроля. В дальнейшем такую «фирму-однодневку» таможенным органам уже невозможно найти.[12]

Поэтому необходимо изначально и непреложно в работу уполномоченных подразделений при осуществлении таможенного и налогового мониторинга и наличии признаков сомнительности внешнеторговой сделки, криминальности внешнеторгового грузопотока импорта, а также при выборе объектов ВТПИО, включать полный функционал правоохранительного блока таможни, и в частности спектр оперативно-розыскных подразделений (ОРО). Для реализации мер пост-таможенного контроля и постоянного сопровождения всех мероприятий ВТПИО процесс деятельности правоохранительного блока таможни должен быть подключён параллельно, независимо и не замещая одно другого, а дополняя его.

Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товара, в данном случае должен иметь и взаимообратную связь. В случае наличия сомнительных сторон внешнеторговой сделки и признаков правонарушений, преступлений, ещё на месте, когда товар не выпущен и находится на 1-м этапе. «Таможенное оформление и контроль» (с товаром окончательно ничего пока не произведено, и он никуда не отправлен) [9], ОРО мгновенно бы реагировало и локализовало такую «фирму-однодневку». Так, например, как поступать, если компания к примеру декларирует товар в региональной электронной таможне (РЭТ) или центре электронного декларирования (ЦЭД) в одном регионе, но перепродала его в другой регион. Кто проверит в этом случае товар после выпуска? В этой связи, концепция таможенного контроля после выпуска товаров без правоохранительной составляющей обречена на провал.

Единые таможенные границы ЕАЭС, тем не менее, отодвигаются всё далее, и если товар выпущен возле границы, то где искать его потом внутри страны без сопровождения правоохранительных подразделений таможенных органов. Товар должен быть на «поверхности» для государственных контролирующих органов. И в случае выявления сомнительности, криминальности внешнеторговых сделок, сразу можно было бы сигнализировать о рискованности сделки и изъять его.

Таким образом, объединение усилий в реализации механизма совместной проверки импортных операций таможенной и налоговой структур в тесной связке с правоохранительной составляющей подтверждают необходимость фактического наличия выпущенного товара прошедшего таможенное оформление у участника ВЭД (конечного получателя) и привязку в полной мере к нему таможенного контроля.

Естественно, что данные мероприятия предполагают наличие достаточного уровня подготовки специалистов таможенного органа, что может быть реализовано посредством курсов повышения квалификации сотрудников таможенных органов.[13, 14]

Список использованной литературы

  1. «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» (приложение к Решению коллегии ФТС России от 25.05.2017). — Официальный сайт Федеральной таможенной службы. — [Электронный ресурс]. — http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727.
  2. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. — [Электронный ресурс]. — http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845.
  3. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). — [Электронный ресурс]. – [Справочная правовая система «КонсультантПлюс].
  4. Власов Д.Г. Универсальный механизм совместной комплексной проверки импортных операций таможенных и налоговых органов // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. — 2016. — №4 (48). — С.21-30.
  5. Власов Д.Г. Автоматизированная технология выбора объектов совместных выездных налоговых и таможенных проверок импортных операций после выпуска товаров // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. -2017. — №8.
  6. Власов Д.Г. Выездная таможенная проверка — основа для санирования криминальных грузопотоков импорта товаров после выпуска на единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенному делу — идеи молодых: сборник материалов Международной молодёжной научно- практической конференции. М.: Изд-во Российской таможенной академии. -2013. — C. 163 -166.
  7. Таможенный контроль после вы пуска товаров: почему в России не работает зарубежная практика? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/customhouse/national/32524-tamozhennyy-kontpoly-poslevypuska-tovapov-pochemu-v-possii-ne-pabotaetzapubezhnaya-ppaktika.html.
  8. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации : учебное пособие. — М.: — Альфа-М : ИНФРА-М, — 2015. — 352 с.
  9. Власов Д.Г. Система критериев оценки риска по выбору объектов выездной таможенной проверки импортных операций и расширению зоны активности добропорядочной бизнес- среды среди участников ВЭД // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. -2014. — №11. — С.49-54.
  10. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — [Электронный ресурс]. – Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  11. Арский А.А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Вестник университета. Государственный университет управления. – 2011. – № 21. – с. 132-134
  12. Худжатов М.Б. Совершенствование таможенного контроля за соблюдением мер технического регулирования // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. –2018. – № 1(30). – с. 18-23
  13. Арский А.А. Определение базового уровня знаний слушателей приступающих к освоению программ повышения квалификации в области таможенного дела // Мир современной науки. – 2016. – № 4 (38). – с. 62–64.
  14. Арский А.А. Управление персоналом в таможенных органах: новые требования интеграции // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. – 2017. – № 15 (44). – С. 100-102.

УДК 339.54

Д. Г. Власов – младший инспектор-дежурный поста охраны отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны «Приокского тылового таможенного поста, Центрального таможенного управления», Калуга, Россия

E-mail: vlasovdmitriy@bk.ru

Научный руководитель — Довбий И. П., Председатель комитета по развитию женского и семейного предпринимательства ЮУТПП, д.э.н., профессор кафедры экономической безопасности ЮУрГУ (НИУ), Челябинск, Россия

Law enforcement component of the mechanism of joint verification of import operations of customs and tax authorities

D. Vlasov — Junior Inspector-duty of the post of protection of the department of operational-duty service and customs protection of the Prioksk Logistics, Central Customs Administration, Kaluga, Russia

Scientific adviser — Dovbiy I. P., Chairman of the Committee for the Development of Women’s and Family Entrepreneurship at SUUCT, Doctor of Economics, Professor at the Department of Economic Security at SUSU (NRU), Chelyabinsk, Russia

Annotation: the article substantiates the importance and necessity of including the law enforcement component in the mechanism for organizing and conducting joint verification of import operations of customs and tax authorities. The interrelation of the influence of the actual availability of the released goods passed the customs clearance of the participant of foreign economic activity is established, with the possibility of full implementation of customs control after the release of goods in the form of an on-site customs check.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Власов Д. Г. Правоохранительная составляющая механизма совместной проверки импортных операций таможенных и налоговых органов // Маркетинг и логистика. – 2018. – №5 (19). — с. 12-21.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».