Проблемы и перспективы кадрового обеспечения в условиях пандемии COVID-19

Чупина Жанна Сергеевна

Быкова Ксения Станиславовна

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы в кадровом обеспечении и мотивации должностных лиц таможенных органов в период пандемии COVID-19. Проанализирован рынок труда стран-участниц ЕАЭС, проведён анализ обеспеченности таможенных органов трудовыми ресурсами (на примере Домодедовской таможни), обосновано сокращение текучести кадров в органах государственной власти, в том числе таможенных органах, а также предложена система эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов (KPI).

Ключевым показателем уровня развития экономики как обособленных государств и интеграционных объединений, является рынок труда. Состояние трудового рынка показывает насколько эффективно государство или союз государств, реализует свою трудовую деятельность, социальную защиту населения. Развитый рынок труда показывает уровень жизни населения, рациональное распределение между отраслями и секторами экономики, возможности как профессиональной, так и территориальной мобильности трудовых ресурсов. Основной целью рынка труда является стабильность и устойчивость трудовых ресурсов.

Мир в 2020 году столкнулся с новым вызовом – пандемией COVID-19, которая внесла значительные коррективы в большинство сфер деятельности, как и предприятий, так и органов государственной власти. В большем отражении потерпели ухудшения своей деятельности и соответственно обострение кадрового вопроса хозяйствующие субъекты, малые и средние предпринимательства, особенно в торговой сфере, поскольку в пандемию COVID-19 при минимальном выборе действий предпринимателей и компаний, возникло максимальное количество ограничений. Как следствие, такая ситуация ограничила многих сотрудников и руководителей организаций. Поскольку у сотрудников не было полноценной загрузки, возникла проблема отрицательного эмоционального фона и неопределённости управленческого процесса.

Так, пандемия вынудила работодателей «заморозить» выплаты премии, сократить расходы на персонал, сократить штанную численность сотрудников.

В условиях ограничительных мер экономическая активность в ряде секторов экономики стран-участниц ЕАЭС значительно сократилась (рис.1).

социально-экономические показатели

Рисунок 1 — Основные социально-экономические показатели за январь-апрель 2020 года, в % к соответствующему периоду

По данным рисунка 1, больше всего просели социально-экономические показатели в Республике Кыргызстан, это связано с тем, что в Кыргызстане преобладает аграрный сектор экономики, в то время как другие показатели, такие как, промышленность, строительство, розничная торговля, грузооборот и пассажиропоток, зависят от, поставок товара, свободного пересечения границ трудовыми-мигрантами и финансирования государством промышленных предприятий. Соответственно, эти показатели снизились из-за тотального приостановления экономической деятельности, а также, так как государственные органы и организации были переведены на удалённый режим работы, введения комендантского часа, введения чрезвычайного положения.

Республика Казахстан, потерпела неблагоприятный урон для экономической деятельности государства в таких показателях, как пассажирооборот, грузооборот и розничная торговля. В Республике Беларусь, значительно просели показатели: пассажирооборота, грузооборота, промышленность. В Армении потерпели снижение показатели: пассажирооборота и строительство.

Разность показателей, которые ушли в минус, в странах-участницах ЕАЭС обуславливается разновидностью специализации ключевых направлений экономики стран-участниц, однако лидирующее место в странах-участницах занимает пассажирооборот, в связи с невозможным пересечением границы.

В России социально-экономические показатели в области промышленности, розничной торговли, пассажирооборота и грузооборота, также потерпели снижение, но не в таких значительных цифрах, как в других странах-участницах это связано с более высоким экономическим развитием государства. Так, население, живущее ниже черты бедности или возле неё, потерпели разорение и серьёзное влияние на их реальные доходы, в связи с введением ограничительных мер. Кроме того, на этом фоне увеличился рост масштабов нищеты среди работающего населения, а как следствие, у населения сокращается заработная плата или временная утрата ее, что приводит к риску снижения доходов. Таким образом, потеря рабочих мест является риском для населения.

У экономически занятого населения произошла «паническая» миграция по странам ЕАЭС. Трудовая миграция в условиях единого рынка ЕАЭС стала стимулирующим фактором для экономик всех членов Союза, но особенно для Кыргызстана. Основная часть трудовых ресурсов стран-участниц ЕАЭС мигрировала из Кыргызстана в Российскую Федерацию. Это связано с тем, что в Кыргызстане трудовые-мигранты в основном занимаются сельским хозяйством (это 72% всего населения Кыргызстана). Данная тенденция расценивается позитивно, так как снижающийся уровень безработицы, и, как следствие, уменьшение уровня социальной напряжённости, которая может позволить гражданам покинуть свою страну для того, чтобы заработать в другом государстве. Тем самым у них появится возможность поддерживать свои домашние хозяйства на своей родине путем перевода денежных средств, которые в соотношении к ВВП для Кыргызстана составляют 32 %. Главная принимающая страна ЕАЭС для Кыргызстана – Россия.

В остальных странах-участницах ЕАЭС, таких как, Армения, Беларусь, Казахстан, также просматривается значительная доля миграции в Россию, но в меньшей степени, чем из Кыргызстана, из-за более развитой и устойчивой экономики, а, следовательно, наименьшим отражением эффектов пандемии COVID-19 на государства данных стран-участниц. По данным государственных органов стран-участниц ЕАЭС лидирующее место по количеству трудовых ресурсов, которые трудоустроены за 2020 год занимает Российская Федерация (рис. 2).

Сведения о численности трудящихся

Рисунок 2 — Сведения о численности трудящихся в Российской Федерации

По данным рисунка 2 мы видим, что по сравнению с 2019 годом в 2020 году в Российской Федерации, как и во всех странах-участницах ЕАЭС наблюдается резкий спад численности трудящихся, это связано с рядом причин:

  • увеличение уровня безработицы в связи с пандемией COVID-19 (в 2020 году в сравнении с 2019, численность безработных ЕАЭС составляла 5,4 млн. человек, что на 19,1% больше. Первое место по численности безработных занимает Россия (на 24,7%), на втором месте Кыргызстан (на 6,6%), и третье место, среди стран-участник ЕАЭС занял Казахстан (на 1,9%). При этом в Армении и Беларуси замечена позитивная тенденция снижения численности безработных (на 2,7% и на 3,4%);
  • сокращение рабочих мест;
  • повышение границ пенсионного возраста;
  • концепция цифровизации;
  • закрытие границ для трудовых мигрантов;
  • рост заинтересованности граждан в получении государственных услуг службы занятости.

В следствие нестабильности деятельности коммерческих организаций во время пандемии COVID-19 многие компании не выдержали такого испытания и ушли с рынка (такие компании как: «Fashion House», «Domino’s Pizza», «Шоколадница» сеть кофеен, «Республика» сеть книжных магазинов и т.д.), следовательно, в этих компаниях произошло сокращение кадров. В связи с этим экономически занятое население стало перераспределяться в различных сферах деятельности. Население, которое имеет высшее образование, резко стало трудоустраиваться в органы государственной власти, в связи с тем, что государственная служба даёт определённую стабильность, социальный пакет и т. д., что в свою очередь в сложившейся ситуации из-за пандемии COVID-19, не может обеспечить коммерческая деятельность.

Так, в таможенных органах значительно увеличилось количество должностных лиц, назначенных на должности в 2020 году по сравнению с 2019 годом (табл. 1).

таможенные органы

Таблица 1 — Общее количество назначенных на должности, замещаемые сотрудниками таможенных органов

Поскольку таможенные органы имеют достаточно разветвлённую организационно структуру управления, мы рассмотрим замещение вакантных должностей на примере Домодедовской таможни, которая является стратегически важной таможней, а именно таможней непосредственного подчинения.

На примере Домодедовской таможни на период 2020 года просматривается увеличение количество объявленных конкурсов на замещение вакантных должностей и кадрового резерва, если сравнивать в 2019 годом, то это увеличение составило – 10 человек (в 2019 году 24 человека, в 2020 году 14 человек) (табл. 2).

должности гос. службы

Таблица 2 — Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

Кадровый резерв является базой для оперативного решения вопроса замещения должностных лиц на время его отсутствия, увольнения, также даёт возможность «вырастить» должным образом сотрудника, который будет отвечать по всем требованиям подготовки и квалификации для результативного замещения вакантной должности. Увеличенное количество кадрового резерва сопряжено с некоторыми трудовыми и материальными затратами, но в тоже время имеет благоприятный эффект в ряде факторов:

  • сокращение адаптации новых сотрудников и минимизации количества их ошибок при занимаемой должности;
  • наличие сотрудников, которые могут качественно заместить пробелы в кадровом составе при критической ситуации;
  • проведение оценочных испытаний, для изучения уровня профессиональной подготовки и сократить количество сотрудников, которые не соответствуют критериям и требованиям занимаемой должности.

Стоит отметить, что в современных реалиях все государственные организации заинтересованы в молодых специалистах. Наиболее целостный и самостоятельным сегментом рынка труда является молодёжный рынок труда. Этот сегмент занимает большую долю трудоспособного населения. Его конкурентным преимуществом является быстрая адаптация, самореализация в стране трудоустройства.

Исследуемая в данной статье Домодедовская таможня в части обеспечения трудовыми ресурсами и кадрового резерва также рассматривает в приоритетное направление своей кадровой политики привлечение на государственную службу перспективных молодых специалистов и их профессиональное становление. Работа в этом направлении в Домодедовской таможне ведётся на постоянной и системной основе посредством профессиональной ориентации студентов и выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по специальности «таможенное дело».

В связи с нестабильной ситуацией в странах-членах ЕАЭС из-за COVID-19, и соответствующих ковидных мер в 2020 году по сравнению с 2019 годом самый высокий уровень безработицы по странам-участницам ЕАЭС замечен у молодежи в возрасте 15-24 лет (14,6% — 2020 год, 13,4% в 2019 год). Кроме того в 2020 году в сравнении с 2019 годом в большинстве государств-членов ЕАЭС наблюдалось снижение роста уровня безработицы среди молодежи в возрасте 15 – 24 лет (Беларусь и Россия – 1,8%, в Казахстане – 0,2%, Армении – на 0,3% и в Кыргызстане на 1,4%) (рис. 3.).

Уровень безработицы

Рисунок 3 — Уровень безработицы по возрастным группам в 2020 году, %

Таким образом, пандемия COVID-19 нанесла неблагоприятный урон для миграции молодёжи в части невозможности пресечения закрытых границ из-за ограничительных мер невозможность замещения вакантных должностей выпускников соответствующей специальности из-за уже сложившегося значительного кадрового резерва и увеличенного спроса на замещение вакантных должностей в таможенных органах из-за нестабильности функционирования в рамках пандемии COVID-19 коммерческих организаций. В следствие чего некоммерческим организациям, а также государственным органам, нужно построить модель «быстрого реагирования» и чёткого анализа рисков своей компании, основываясь на ряде критериев:

  • принятие быстрых и решительных управленческих решений, в рамках политической и экономической ситуации, трудового законодательства, опираясь на финансовые возможности организаций;
  • рациональное управление дополнительными расходами на персонал;
  • анализировать показатели рынка, на котором специализируется компания, более детально, во избежание негативных последствий, таких как полный уход с рынка компании или организации.

В государственных органах, в том числе таможенных органах, в рамках эффективного кадрового состава следует внедрить систему эффективности деятельности должностных лиц. Внедрение системы KPI «Ключевых показателей эффективности» позволит осуществлять более явный и детальный анализ, который позволит руководителям выявлять, оценивать как вклад конкретного должностного лица, а также отдела и руководителя, так и общие показатели деятельности таможенного органа в рабочий процесс, так как эффективность деятельности таможенных органов напрямую зависят от значений показателей, которые выполняются должностными лицами. Для этого необходимо чётко поставить стратегическую цель и задачу для таможенного органа, которые нужно достичь, и в будущем оценить достижение цели, также определить показатели эффективности, по которым будет вестись оценка должностных лиц, распределить должностные полномочия в структурных подразделениях. Главное преимущество внедрения такой системы это чёткое понимание должностными лицами каких результатов нужно добиться, чтобы их деятельность была эффективной, а что касается руководителей, то для них большим плюсом является такая возможность как оценивать эффективность деятельности всех структурных подразделений в режиме реального времени.

Список использованной литературы:

  1. Алехина М.А. Таможенный Кодекс ЕАЭС как правовая основа развития торговых отношений между странами / М.А. Алехина, В.И. Прасолов // Финансовый Университет при Правительстве РФ.
  2. Сафонов А.Ю. Управление персоналом в период пандемии // Московский экономический журнал. – 2020. – №5. – С. 554-559.16. – С. 31-33.
  3. Аушева Зарина Гапуровна Современные этапы формирования кадрового резерва предприятия // РППЭ. 2018. №11 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-etapy-formirovaniya-kadrovogo-rezervapredpriyatiya (дата обращения: 10.05.2020).
  4. Виниченко М. В. Кадровый резерв руководства // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2014. — №5 (37). — С.16-30.
  5. Осадчая Г. И., Вартанова М. Л. Демографическая безопасность и тенденции развития миграционных процессов в евразийском экономическом союзе в условиях пандемии (COVID-19) // Вопросы управления. – 2021. – № 1. – С. 62–74. – DOI: 10.22394/2304-3369-2021-1-62-74.
  6. Иванов Д. В., Левина М. М. О правовых возможностях ограничения трудовой миграции в рамках Евразийского экономического союза: от теории к практике в условиях пандемии COVID-19 // ДЕМИС. Демографические исследования. – 2021. – Т. 1, № 2. – С. 77–85. – DOI: 10.19181/demis.2021.1.2.6.
  7. О рынке труда в Евразийском экономическом союзе. Аналитический обзор 31 октября 2016 г. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/ Documents/labourmarket_2015.pdf (дата обращения: 17.03.2022).
  8. Перспективы развития Евразийского экономического союза на мировом рынке в современных условиях, Чупин А.Л.; Чупина Ж.С. В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. Сборник материалов Ⅳ Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 177-194.
  9. Оценка позиций государств-членов Евразийского экономического союза в международных рейтингах, Чупин А.Л.; Чупина Ж.С. Финансовая экономика. 2021. №3. С. 107-114.
  10. Совершенствование установления плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов РФ. Лемешева Ж.С Инициативы ⅽ ⅩⅩⅠ века. 2013 №1. С. 13-15.

УДК 338

Чупина Ж. С. — кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов (RUDN University), Москва, Россия.

E-mail: lemesheva-zhs@rudn.ru

Быкова К. С. – студент Юридического института, кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов (RUDN University), Москва, Россия.

E-mail: bks2000msk@gmail.com

Problems and prospects of staffing in the context of the covid-19 pandemic

Chupina Zh. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs Affairs of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Bykova K. – Student of the Law Institute, Department of Customs Affairs of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Annotation: the article discusses the problems in staffing and motivation of customs officials during the COVID-19 pandemic. The labor market of the EAEU member states is analyzed, the analysis of the provision of customs authorities with labor resources is carried out (using the example of Domodedovo Customs), the reduction of staff turnover in public authorities, including customs authorities, is justified, and a system of efficiency of customs officials (KPI) is proposed.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Чупина Ж. С., Быкова К. С. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения в условиях пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. – 2022. – 5 (43). — с. 57-68.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».