Устойчивое развитие сельских территорий: дилемма «рост-развитие» и роль инфраструктуры

Сашкова Ирина Дмитриевна

Ерохин Василий Леонидович

Аннотация: в условиях воздействия на сельскую экономику и общество современных экономических и социальных вызовов залогом развития сельских территорий становится приоритетное обеспечение устойчивости. Важную роль в обеспечении устойчивости играет стабильность развития и функционирования рыночной и транспортной инфраструктуры в сельской местности. В статье авторами рассматривается эволюция подходов к интерпретации устойчивости и анализируются особенности содержания экономических и инфраструктурных компонентов устойчивости.

Концепция устойчивости охватывает широкий спектр вопросов, включая экономическое процветание, социальное благосостояние и охрану окружающей среды. Основная идея устойчивого развития, согласно подходу Организации Объединенных Наций (ООН) заключается в сбалансированной интеграции экономических, социальных и экологических аспектов, что позволяет удовлетворять потребности настоящего без ущерба для будущих поколений. Однако, несмотря на наличие обобщающей формулировки концепции устойчивого развития на международном уровне, детализация составляющих компонентов устойчивого развития в научной литературе не только существенно варьируется по научным школам и странам, но еще и трансформируется с течением времени. В целом, если в 1950-1960-х. гг. модель развития мирового хозяйства была основана на концепции экономической эффективности, то начиная с 1970-х гг. все большую актуальность приобретают социальные и экологические аспекты развития.

Тем не менее, большинство как зарубежных, так и российских авторов выступают за целесообразность обеспечения неизменности не только количественных, но и качественных параметров развития. В такой трактовке устойчивая система должна сочетать в себе заданные количественные параметры экономического роста со следованием определенной траектории развития. Рост обычно подразумевает увеличение количественных показателей, таких как валовой внутренний продукт, доход, численность населения и других. Так, Лось В.А. и соавторы предлагают рассматривать устойчивое развитие как экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей как нынешнего, так и грядущих поколений при сохранении баланса исторически сложившихся экосистем [7]. Ускова Т.В. также ассоциирует устойчивое развитие с экономическим ростом, но отдает приоритет качеству такого роста, главной характеристикой которого является обеспечение воспроизводимости ограниченных ресурсов для использования их будущими поколениями [10]. Такая трактовка устойчивого развития нам кажется более справедливой, поскольку развитие включает в себя качественные изменения параметров системы для удовлетворения потребностей людей и создания условий для их благополучия. Дилемма между ростом и развитием возникает, когда количественный рост начинает приводить к негативным последствиям, таким как экологические проблемы, социальное неравенство и ухудшение качества жизни. Как показано Морейра Дж. [14], Зенг Ц. и др. [20] и Сатидеви А. и др. [18], опыт ряда развивающихся стран, таких как Бразилия, Индия и Китай, свидетельствует, что пренебрежение соображениями устойчивости в стремлении увеличить темпы роста может привести к долгосрочным негативным последствиям, в первую очередь, для сельской местности, включая загрязнение воздуха, воды и почв, деградацию земель и сокращение биоразнообразия.

Заслуживает внимания сложившееся в литературе мнение о том, что не следует ассоциировать устойчивое развитие с устойчивым ростом. Согласно Копасовой С.С. и Усковой Т.В., рост представляет собой модификацию количественных характеристик, описывающих социально-экономическую систему, при этом ключевые параметры, определяющие внутреннюю структуру системы, остаются неизменными [6]. В свою очередь, устойчивое развитие подразумевает качественные трансформации данной системы. Однако существует и противоположная ситуация, когда развитие позволяет выйти за рамки количественных показателей социально-экономической системы. По мнению Филиппова Ю.В., развитие неизбежно приводит к изменениям внутри системы [11]. Эти изменения могут включать в себя сдвиги в экономической структуре, трансформацию функций и структуры социальных институтов или изменение ценностей и отношений членов общества. Если эти изменения способствуют техническому прогрессу, улучшению качества продукции, более справедливому распределению товаров и услуг, то они становятся источником роста. Таким образом, как показано Баландиным Д.А. устойчивость системы может быть достигнута через обеспечение баланса противоречащих друг другу целей роста и развития [4]. В этой связи задача обеспечения устойчивого развития предполагает поиск путей улучшения экономических показателей роста с учетом социальных, экологических и прочих аспектов развития.

При выработке путей обеспечения устойчивого развития важно учитывать специфические экономические и социальные условия каждой территории, поскольку местные приоритеты экономического роста могут легко вступать в противоречие с инициативами устойчивого развития. Чтобы выявить эти конфликты в системе «экономический рост — устойчивое развитие», необходимо понимать взаимосвязь между детерминантами экономического роста и параметрами устойчивого развития на уровне территорий.

Существует несколько трактовок устойчивости сельских территорий. Одна из них акцентирует внимание на экономической устойчивости, которая подразумевает возможность сельских регионов развивать свои производственные возможности, создавать рабочие места и стимулировать предпринимательство. Экономическое развитие сельских районов — это сложный процесс, который охватывает различные аспекты, включая модернизацию инфраструктуры, обеспечение доступа к финансовым ресурсам, развитие сельскохозяйственного сектора и стимулирование предпринимательства. Йелочник М. и др. [12] и Панаит М. и др. [16] исследуют модели устойчивого сельскохозяйственного бизнеса и кооперативные структуры, которые могут способствовать экономическому росту местных сообществ, в то время как Вибово В. и др. [19] и Неделикович М. [15] уделяют внимание значению малых и средних предприятий в укреплении стабильности сельских рынков труда.

Взаимосвязи между различными аспектами экономической устойчивости опосредуются инфраструктурой производства и дистрибуции сельскохозяйственной продукции. В государственной программе «Комплексного развития сельских территорий» на период 2020-2025 годов «сельская территория» определяется как «сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, а также малые города (численностью населения до 30 тыс. человек), связанные с сельскими территориями совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенные интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями» [1]. Попова С.А. и др. [9] критерием развитости сельской территории считают уровень развития инженерной инфраструктуры, предполагая наличие тесной взаимосвязи между заселенностью территорий и их инфраструктурным развитием. Транспортная система играет ключевую роль в развитии сельских районов, поскольку она способствует интеграции этих территорий в общую экономическую, социальную и культурную жизнь страны. Хорошо развитая транспортная инфраструктура обеспечивает доступ к рынкам, услугам и образовательным учреждениям, что, в свою очередь, стимулирует экономическую активность и улучшает качество жизни местных жителей.

Во-первых, развитая транспортная сеть значительно упрощает логистику. Это особенно важно для сельскохозяйственных производителей: наличие качественных дорог позволяет быстро доставлять продукцию на рынки, снижая затраты на транспортировку и повышая конкурентоспособность местных товаров [5, 8]. Кроме того, возможность быстрого доступа к ресурсам и поставкам необходимых материалов способствует эффективному ведению бизнеса [2].

Во-вторых, транспортная инфраструктура влияет на миграционные процессы. Улучшение связи между сельскими и городскими регионами может снизить уровень внутренней миграции, поскольку люди увидят больше возможностей для работы и жизни на месте. Это особенно актуально в условиях, когда многие молодые люди покидают свои деревни в поисках лучшей жизни в городах.

В-третьих, транспорт дает возможность развивать туризм, который может стать важным источником дохода для сельских территорий. Удобный доступ к живописным местам, культурным достопримечательностям, местным праздникам и гастрономическим изыскам привлечет туристов и поможет местному населению найти альтернативные источники дохода.

В современной литературе все чаще акцентируется внимание на важности оценки не только количественных, но и качественных параметров сельской инфраструктуры. По мнению Зубовича Й. и др. [21] и Йелочника М. и др. [13], в условиях изменяющегося климата инновационные технологии становятся ключевыми для обеспечения устойчивости сельскохозяйственного сектора. Передовые технологии позволяют адаптироваться к новым условиям, повысить производительность, снизить негативное воздействие на окружающую среду и оптимизировать управление ресурсами. Применение интеллектуальных технологий, таких как цифровизация сельского хозяйства и анализ больших данных, открывает новые перспективы для повышения эффективности производства [3, 17].

Основываясь на проведенном анализе взглядов зарубежных и российских ученых на понятие и содержание устойчивого развития, представляется целесообразным рассматривать устойчивое развитие сельской территории как способность системы взаимосвязанных элементов сельской экономики и общества сохранять заданные параметры роста и развития при оказываемых на данную систему экзогенных и эндогенных воздействиях. Такой подход к трактовке устойчивости позволяет провести классификацию степеней устойчивости по уровням в зависимости от степени достижения заданных параметров и определить индикаторы устойчивого развития отдельно по составляющим элементам: экономическому, инфраструктурному, инновационному и прочим.

Список использованных источников:

  1. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]. – Текст: электронный.
  2. Арский А.А. Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки / А.А. Арский // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 3. С. 68-74.
  3. Арский А.А. Проблемы применения информационных технологий в агропромышленном комплексе / А.А. Арский // Маркетинг и логистика. 2019. № 1(21). С. 5-11.
  4. Баландин Д.А. Совершенствование управления устойчивым развитием сельских территорий / Д.А. Баландин. – Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2014. – 169 с.
  5. Ерохин В.Л. Роль логистики в повышении уровня технологического развития сельского хозяйства: пример Китая / В.Л. Ерохин // Маркетинг и логистика. 2024. № 5 (55). С. 5-13.
  6. Копасова С.С. Бюджетная обеспеченность как фактор устойчивого развития региона / С.С. Копасова, Т.В. Ускова // Финансовый менеджмент. 2009. № 1. С. 93 -104.
  7. Лось В.А. Глобализация и переход к устойчивому развитию: монография / В.А. Лось, А.Д. Урсул, Ф.Д. Демидов. – М.: РАГС, 2009. – 314 с.
  8. Мамулат С., Ерохин В., Состояние и актуальные тенденции в политиках устойчивого развития инфраструктуры, производства и строительства в РФ и Евразии / С. Мамулат, В. Ерохин, Ю. Зворыкина, У. Рихтер, М. Солон // Мир дорог. 2024. № 164. С. 82-89.
  9. Попова С.А. Типология сельских территорий по уровню развития инженерной инфраструктуры / С.А. Попова, Е.Е. Смотрова, Е.А. Колпакова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 6. С. 69-78.
  10. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т.В. Ускова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 355 с.
  11. Филиппов Ю.В. Теории местного экономического развития : учеб. пособие / Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева, Т.Г. Лаврова. – М.: Кно-Рус, 2013. – 100 с.
  12. Jelocnik, M., Subic, J., & Vasiljevic, Z. (2023). Supporting Programs for the Development of Cooperatives in the Republic of Serbia. Economics of Agriculture, 70(3), 881-896.
  13. Jelocnik, M., Zubovic, J., & Zdravkovic, A. (2019). Estimating Impact of Weather Factors on Wheat Yields by Using Panel Model Approach — The Case of Serbia. Agricultural Water Management, 221, 493-501.
  14. Moreira, J.C. (1996). Threats by Heavy Metals: Human and Environmental Contamination in Brazil. The Science of the Total Environment, 188, S61-71.
  15. Nedeljković, M. (2022). Criteria for Sustainable Supplier Selection in Agro-industrial Complex. Western Balkan Journal of Agricultural Economics and Rural Development, 4(1), 49-64.
  16. Panait, M., Erokhin, V., Andrei, J.V., & Gao, T. (2020). Implication of TNCs in Agri-Food Sector – Challenges, Constraints and Limits – Profit or CSR? Strategic Management, 20(4), 33-43.
  17. Raza, A., Tong, G., Sikandar, F., Erokhin, V., & Tong, Z. (2023). Financial Literacy and Credit Accessibility of Rice Farmers in Pakistan: Analysis for Central Punjab and Khyber Pakhtunkhwa Regions. Sustainability, 15(4), 2963.
  18. Satheedevi, A.G., Sharma, A., & Dhar, M. (2022). How Do the Anthropogenic Factors Affect the Environment in India? Evidence from the Urban Provinces. Technological Forecasting and Social Science, 183, 121950.
  19. Wibowo, W., Ari, W.L., & Wahyu, P.D. (2021). Exploring Sustainable Netchains of Smallholder Cocoa Farmers in Indonesia. Western Balkan Journal of Agricultural Economics and Rural Development, 3(2), 133-149.
  20. Zeng, C., Deng, X., Dong, J., & Hu, P. (2016). Urbanization and Sustainability: Comparison of the Processes in «BIC» Countries. Sustainability, 8(4), 400.
  21. Zubovic, J., Jelocnik, M., Zdravkovic, A., Subic, J., & Radovanovic, S. (2018). Using Spatial and Seasonal Panel Model to Determine Impact of Climatic Factors on Maize Yields in Serbia. Romanian Biotechnological Letters, 23(2), 13383-13393.

УДК 338.43.02

Сашкова И. Д. – старший преподаватель Факультета социально-культурного сервиса и туризма, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия.

Ерохин В. Л. – кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и менеджмента, Харбинский инженерный университет, Харбин, КНР.

Sashkova I. — Senior Lecturer, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia.

Erokhin V. – Associate Professor, School of Economics and Management, Harbin Engineering University, Harbin, China.

E-mail: basilic@list.ru

Sustainable Rural Development: The Growth-Development Dilemma and the Role of Infrastructure

Annotation: In the context of the impact of modern economic and social challenges on the rural economy and society, the key to rural development lies in prioritizing the sustainability of the economy. The stability of the development and operation of market and transportation infrastructure in rural areas is essential for ensuring sustainability. The paper discusses the evolution of approaches to understanding sustainability and analyzes the features of economic and infrastructure components of sustainability.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Сашкова И. Д., Ерохин В. Л. Устойчивое развитие сельских территорий: дилемма «рост-развитие» и роль инфраструктуры // Маркетинг и логистика. – 2024. – 6 (56). — с. 33-41.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».