Актуальные проблемы формирования инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве

Алексей Васильевич Тебекин

Александр Юрьевич Полянин 

Аннотация: Рассмотрена инновационная стратегия как основа среднесрочного развития при осуществлении многозвенного производства. Выявлены современные тенденции развития инновационных стратегий промышленных предприятий, включая логистическую составляющую. Определены актуальные проблемы формирование инновационной стратегии эффективной организации движения материальных потоков в многозвенном производстве и предложен алгоритм их решения.

В современных условиях вследствие ускорения научно-технического прогресса наблюдаются объективные тенденции усложнения, как создаваемой товарной продукции, так и процессов ее производства, которые во многих случаях носят многозвенный характер.

Одновременно под влиянием пространственного смещения мировых центров социально-экономического развития с запада (Северная Америка и Западная Европа) на восток (Юго-Восточная Азия) и продолжающегося роста неравномерности мирового экономического развития (усиления провисания кривой Лоренца) наблюдаются тенденции пространственного расширения диапазонов территорий, где производится размещение заказов на отдельные производственные операции в единой многозвенной цепочке создания товарной продукции. Указанные процессы развиваются под влиянием динамики соотношения цены и качества рабочей силы, доступных технологий производства, технического уровня и физического объема средств производства в различных регионах мира. Перечисленные факторы сопровождают «сейсмическое» смещение мировых центров социально-экономического развития, включая развитие многозвенного производства сложной продукции.

В то же время под влиянием постоянного роста цен на энергоносители, а, следовательно, и роста цен на транспортные перевозки и логистические издержки в целом, преимущества размещения части производственных операций в пространственно- разнесенных регионах снижаются, частично нивелируя выигрыш за счет использования более дешевой рабочей силой.

Указанные противоречия приводят к необходимости решения оптимизационной задачи организации движения материальных потоков в многозвенном производстве посредством формирования соответствующих стратегических инновационных решений, связанных с повышением эффективности организации логистических процессов в многозвенном производстве.

Формирование инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве при этом представляется сложной, многопараметрической задачей управления, требующей рационального распределения затрат на физическое перемещение материальных ресурсов путем:

— детального рыночного исследования как возможностей производства сложной продукции в различных регионах, так и возможных логистических процессов перемещения материальных потоков меду регионами;

— эффективного планирования хозяйственных связей участников процесса многозвенного производства сложной товарной продукции;

— оптимизации процессов организации выполнения поставок материальных ресурсов в системе многозвенного производства в интересах обеспечения его ритмичности, в частности, и эффективности в целом;

— выбора рациональных схем транспортировки материальных ресурсов в логистической системе многозвенного производства,

— локализации издержек при выполнении погрузочно-разгрузочных, перегрузочных операций в системе многозвенного производства, операций сортировки, складирования, упаковки, хранения и т.д. материальных ресурсов.

Процесс формирования инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве определяется влиянием множества факторов, в том числе:

— уровнем диверсификации рассматриваемого многозвенного производства в пространстве,

— объемами выпуска товарной продукции в системе многозвенного производства,

— реализуемыми способами организации многозвенного  производства,

— доступными способами организации перемещения материальных потоков в рамках логистической системы многозвенного производства,

— используемыми и возможными типами систем управления запасами материальных ресурсов и др.

Проблемы реализации процессов организации движения материальных потоков в многозвенном производстве, с одной стороны, определяются большой площадью территории нашей страны.

С другой стороны, проблемы организации движения материальных потоков в многозвенном производстве дополнительно усложняются ростом сложности самой создаваемой промышленной продукции при растущем числе звеньев производства, которые также, в силу комплекса различных причин, могут быть разнесены в пространстве.

В условиях насыщенного рынка, соответствующего эпохе постиндустриальной экономики, и быстро меняющегося рынка, соответствующего ускорению научно-технического прогресса, при многозвенном производстве организация движения материальных потоков определяется не просто объединением элементарных потоков с целью создания условий для эффективного функционирования производственно-логистической системы, состоящей из множества звеньев «перемещение материальных потоков — переработка». Она требует инновационных подходов для поиска рациональных решений в многомерном пространстве располагаемых ресурсов: времени, материалов, производственного оборудования, логистических, кадровых, инвестиционных и иных возможностей.

С учетом больших масштабов расхода различного рода ресурсов организацию движения материальных потоков в многозвенном производстве необходимо сопровождать осуществлением стратегических инновационных решений.

Проблемам формирования инновационных стратегий в производстве в целом посвящено достаточно много научных работ отечественных и зарубежных ученых-экономистов и специалистов практиков.[1-5]

В научной литературе также нашли подробное отражение концептуальные аспекты организации движения материальных потоков.[6-12]

В то же время многие аспекты организации движения материальных потоков в многозвенном производстве в условиях глобализации экономики, в частности, аспекты формирования соответствующих инновационных стратегий требуют дальнейшего развития.

Так детального изучения требуют проблемы формирования инновационных стратегий организации движения материальных потоков в многозвенном производстве в интересах поиска потенциальных путей их решения.

Требуется осуществить подробный анализ особенностей стратегического инновационного развития логистических процессов при многозвенном производстве в современных условиях.

Нерешенной остается научная задача разработки технологии формирования рациональной инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве.

Необходимо отметить, что в сложившихся традиционных системах организации движения материальных потоков в производстве выбор, как правило, делался в пользу областей рынков сбыта, мест компактного проживания квалифицированной рабочей силы или регионов добычи сырья, что соответствует классическим теориям пространственного размещения производства Й. Тюнена [13], А. Леша [14], В. Лаунхарта [15], А. Вебера [16], В. Кристаллера [17], Т. Хагерстандта [18], А. Смита и Д. Рикардо [19], Э. Хекшера и Б. Олина  [20], Х. Хотеллинга [21], О. Энглендера [22], Г. Ритчля [23], Т. Паландера [24], У. Айзарда [25],  Л. Вальраса [26], М. Гринхата и Х. Ота [27], К. Эрроу и Г. Дебре [28] и др. Все эти теории соответствуют различным этапам развития индустриальной экономики.

Однако в эпоху постиндустриальной экономики в условиях усложнения процессов создания самой промышленной продукции, сопряженных с ростом числа звеньев переработки исходных ресурсов в производстве, и пространственным разнесением объектов производства, обусловленным ростом неравномерности социально-экономического развития в различных регионах, возникает задача поиска ключевых звеньев переработки, рассматриваемых в качестве критических операций (ключевых точек), с одной стороны, и обеспечивающих максимальные приращения добавленной стоимости, с другой стороны, как эпицентров рациональной организации движения материальных потоков в многозвенном производстве при насыщенном рынке.

Так, например, проблемы развития внешнеэкономической деятельности на примере анализа процессов трансграничных автомобильных перевозок рассмотрены в работе Тебекина А. В.[29]

Проведенные исследования показали, что сущность инновационной стратегией развития практически любой организации состоит в определении направлений ее роста на основе:

— поиска новых источников и использования нового сырья (более дешевого и/или более качественного);

— создания новых видов продукции;

— применения новых технологий деятельности, увеличивающих рыночные возможности предприятия, и обеспечивающих значимое приращение добавленной стоимости, создаваемой организацией (предприятием);

— формирования новых, более эффективных организационных структур, отвечающих новым требованиям производства;

— освоения или создания новых рынков новых рынков производства и/или сбыта;

— определения шагов и технологий достижения желаемого экономического роста.

Содержательно инновационная стратегия представляет собой целостную систему инновационных решений различного уровня радикальности (от рационализаторских до кардинальных инноваций), способных качественно повысить уровень эффективности деятельности организации.[30]

Проведенные исследования позволили выявить следующие тенденции развития инновационных стратегий промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики.

В первую очередь это направленность современных инновационных стратегий промышленных предприятий на динамичное развитие, нацеленное не только на создание конечной продукции, но и на наращивание потенциала предприятий, обеспечивающее повышение их конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешних рынках. В основу таких инновационных стратегий положены глубокие качественные преобразования управленческой и производственно-технологической базы предприятий. Эта тенденция развития инновационных стратегий предприятий в наибольшей степени характерна для высокотехнологичных отраслей экономики.

Значимой тенденцией развития инновационных стратегий промышленных предприятий является реализация системного подхода при осуществлении программно-целевого планирования процессов производства, который позволяет обосновать рациональную структуру процесса принятия решения, включая: идентификацию и анализ проблем, определение целей, выработку и анализ альтернатив стратегий инновационного развития, выбор наилучшей стратегии реализации многозвенного производства и организацию выполнения принятой стратегии.

В условиях ускорения научно-технического прогресса развитие инновационных стратегий промышленных предприятий направлено на сокращение дистанции времени между научно-исследовательской и производственной деятельностью при одновременном расширении состава участников инновационной деятельности, в качестве которых могут выступать научно-исследовательские институты, научно-исследовательские лаборатории, специализированные научные центры, конструкторские бюро, проектно-технологические институты, экспериментальный лаборатории, испытательные центры, технопарки, технополисы, венчурные компании, консалтинговые компании, инжиниринговые предприятия,  центры трансфера технологий, центры коллективного пользования испытательным и измерительным оборудованием и т.д.

Важной тенденцией развития инновационных стратегий промышленных предприятий в современных условиях является переориентация инновационных стратегий промышленных предприятий от очевидно менее эффективных организационных инноваций, призванных повысить эффективность взаимодействия участников инновационной деятельности при опоре на разработки сторонних организаций, к существенно более продуктивным технологическим инновациям посредством наращивания инновационной активности предприятий в этой сфере. Изменение вектора инновационной активности промышленных предприятий в современных условиях способствует обеспечению роста способности предприятий самостоятельно осваивать технологические знания и реализовывать инновационные технологические процессы, укреплять собственные возможности предприятия по разработке продуктовых и процессных инноваций, включая моделирование, проектирование, инжиниринг и другие составляющие осуществления собственной инновационной деятельности, что особенно важно при осуществлении многозвенного производства.

Еще одной тенденцией развития инновационных стратегий промышленных предприятий в современных условиях является использование передового опыта открытости инновационной деятельности предприятий (реализация концепции открытых инноваций Генри Чесбро), которая, с одной стороны, повышает качество разработки инноваций за счет привлечения интеллектуального капитала из внешней среды, а, с другой стороны, способствует росту конкуренции в сфере отраслевых технологических инноваций. При этом открытость инновационной деятельности обеспечивает не только доступ к глобальным сетям, объединяющим инновационные системы и способствующие экономическому росту предприятия, но и повышает востребованность предприятия как партнера в инновационной деятельности этих сетей, повышая его конкурентоспособность. Рост конкуренции между предприятиями отрасли в сфере технологических инноваций в свою очередь является источником ускорения научно-технического прогресса.

Кроме того, значимыми тенденциями развития инновационных стратегий промышленных предприятий в современных условиях являются:

— смещение фокуса внимания предприятий с имитационных инноваций, связанных с реализацией разработок на основе бенчмаркина, к комплексной реализации процессов осуществления собственных инновационных разработок на уровне улучшающих и радикальных инноваций, реализуемых в многозвенном производстве, что обеспечивает не только развитие инновационной деятельности предприятия, в частности, но и рост его конкурентоспособности в целом;

— постепенный переход к конкурсному финансированию научных исследований и разработок не только в рамках системы государственного финансирования, но и в рамках системы частного предпринимательства, что повышает конкуренцию и способствует росту качества инновационных разработок;

— поиска новых форм кооперации промышленных предприятий, ориентированных на инновации, с ВУЗами и специализированными инновационными структурами (научно-исследовательскими институтами, научно-исследовательскими лабораториями, специализированными научными центрами и т.д.) в рамках региональных инновационных кластеров;

— переход от ситуационных оценок результатов реализации инновационных стратегий промышленных предприятий, участвующих в системе многозвенного производства, к формированию системы мониторинга – непрерывного наблюдения, анализа и оценки процессов реализации инновационных стратегий как неотъемлемой составляющей формирования и реализации инновационной стратегии промышленного предприятия;

— активное наращивание промышленными предприятиями, участвующих в системе многозвенного производства, человеческого капитала, с тем чтобы не только увеличить количество сотрудников, занятых инновационной деятельностью, но и повысить профессиональный уровень персонала, осуществляющего инновационную деятельность, и не потерять свое место в системе многозвенного производства;

— логистическая рационализация процессов организации движения материальных потоков в системе многозвенного производства.

Таким образом, существенное увеличение внимания к рационализации процессов организации движения материальных потоков в многозвенном производстве обусловлен:

— усложнением промышленной продукции, обуславливающим сам факт многозвенного производства;

— увеличением числа вариантов организации многозвенного производства пропорционально росту числа комбинаций между звеньями;

— насыщенностью рынка, требующего при высокой конкуренции промышленных предприятий и поиска способов экономии на каждой операции в многозвенном производстве без потери качества продукции.

Анализ и систематизация результатов проведенных исследований показали, что к актуальным проблемам формирования инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве относятся следующие.

Первый блок проблем заключается в том, что в условиях жесткой рыночной конкуренции промышленных предприятий и логистических компаний сохраняется проблема несовершенства организации движения материальных потоков в многозвенном производстве с точки зрения реакции на кратковременные (конъюнктурные) колебания рыночного спроса. Образующиеся при этом задержки в производственном цикле, простои производства, существенно ухудшают показатели финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий, в первую очередь, их финансовую устойчивость и платежеспособность. Указанная проблема до настоящего времени не нашла должного отражения в вопросах формирования инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве.

 Второй блок проблем состоит в том, что при формировании инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве в условиях интеграции закупочной, производственной, складской и транспортной логистики, логистики распределения и сбыта, логистики сервисного обслуживания и т.д., повышается актуальность задачи обеспечения взаимной адаптации всей системы управления предприятиями-участниками многозвенного производства и подсистемы логистического управления в рамках межфирменной логистической системы при внедрении производственных и логистических инновационных решений.  При этом сохраняется проблема инновационного развития на предприятиях и между предприятиям систем совместного управления производственными и логистическими процессами.

Третий блок проблем заключается в том, что при формировании инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве в условиях интеграции производственных и логистических процессов, начиная от операций с сырьем и заканчивая доставкой готовой продукции конечному потребителю, сохраняются проблемы, связанные:

— с изменением всей системы организации бизнес-процессов в многозвенном производстве, включая изменения в системах управления инфраструктурой многозвенного производства, развития стратегического партнерства всех участников многозвенного производства;

— с необходимостью развития новых подходов при совместном управлении материальными потоками в многозвенном производстве, и сопровождающими их информационными, финансовыми потоками и потоками сервисных логистических услуг;

— с формированием и рационализацией схем объединения логистической системы предприятия с логистическими системами его партнеров в единую, полную, самодостаточную логистическую систему, реализующую функционально полную логистическую цепочку;

— с развитием методов планирования логистической деятельности (стратегического, оперативного и тактического) при инновационном развитии многозвенного производства;

— с созданием специализированных консалтинговых предприятий в сфере логистики, способствующих повышению эффективности реализации логистических процессов в многозвенном производстве.

Четвертый блок проблем состоит в том, что при формировании инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве в условиях межрегиональной и международной интеграции логистических систем, сопряженной с использованием логистическим систем типа LP5 в результате глобализации мировой экономики, сохраняются проблемы, связанные:

— с необходимостью рациональной адаптации системы организации движения материальных потоков в многозвенном производстве к кардинальным изменениям, происходящим в организации рыночных процессов в мировой экономике, обусловленными в свою очередь увеличением прозрачности границ для движения товаров и капиталов;

— с необходимостью обеспечения качественно нового уровня логистического решения вопросов добычи сырья, транспортировки, хранения материальных ресурсов, их последующей переработки в многозвенном производстве и сбыта готовой продукции, с одной стороны, и с необходимостью  достижения качественно нового уровня сопровождения материальных потоков на предприятиях, географически разнесенных в многозвенном производстве, в том числе по разным странам,  информационными, финансовыми потоками и потоками услуг в рамках единой логистической системы, с другой стороны;

— с необходимостью привлечения для организации эффективного движения материальных потоков в многозвенном производстве, охватывающем множество пространственно разнесенных предприятий, внешних участников (таможенных структур, экспедиционных агентств, коммерческих банков для гарантийного обеспечения и т.п.), обеспечивающих сопровождение логистических процессов, с одной стороны. С другой стороны, с необходимостью повышения квалификации промышленными предприятиями-участниками процессов многозвенного производства собственных специалистов в области логистики, в части знания основ законодательства в разных странах, налоговых режимов, особенностей государственного регулирования экономики, характера организации производства, транспортировки, оформления грузов и т. д.;

— с обеспечением эффективного согласования звеньев системы организации движения материальных потоков в многозвенном производстве с современными системами электронной торговли (визитная карточка (модель В1), электронный заказ (модель В2), полная автоматизация (модель В3), аутсорсинг (модель В4)), включая внедрение соответствующих инновационных решений в формируемых логистических цепях.

Пятый блок проблем заключается в том, что при формировании инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве в условиях развития программно-целевого подхода в логистике, возникают проблемы, связанные с необходимостью учета того, что:

— глобализация мировой экономики привела не только к прогрессивным структурным сдвигам и формированию новой системы экономических отношений, но и сформировала новый уровень требований потребителей к логистическим услугам, изменяющих, в том числе, целевые подходы к организации логистики. Указанное обстоятельство требует адекватных стратегических инновационных изменений в вопросах организации движения материальных потоков в многозвенном производстве;

— технологические изменения происходят одновременно во многих взаимосвязанных отраслях производства, что требует реализации адаптивных подходов к организации движения материальных потоков в многозвенном производстве с учетом тенденций, динамики и пропорций развития отраслей и комплексов промышленности;

— увеличивается степень специализации логистической деятельности, сопровождающаяся выделением специализированных предприятий логистики, осуществляющих складирование, транспортировку, таможенное оформление, распределение и т.д., путем отпочкования отделов логистики от крупных компаний и развития их в качестве самостоятельных предприятий.  При формировании схем движения материальных потоков в многозвенном производстве это требует детального анализа рациональных вариантов их организации с точки зрения: эффективности специализированных предприятий логистики; эффективности хозяйственной деятельности отдельных предприятий-участников логистической цепочки в многозвенном производстве; эффективности всего производственного-сбытового процесса в многозвенном производстве с учетом снижения удельных логистических издержек;

— сокращение в результате вертикальной интеграции числа поставщиков материальных ресурсов, и ориентация на долгосрочное сотрудничество с логистическими фирмами приводит к проблеме роста зависимости производителей от каждого из поставщиков, что также необходимо учитывать при формировании инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве;

— в связи с вышеуказанными обстоятельствами возникает необходимость в совершенствовании методов управления логистическими процессами, направленных: на сокращение складских запасов материальных ресурсов; на повышение скорости реакции логистической системы в многозвенном производстве на изменения спроса на продукцию; на снижение удельных логистических издержек, уменьшающих себестоимость продукции, оптимизацию транспортных логистических потоков, координацию деятельность звеньев логистической цепочки в многозвенном производстве и т.д.

Шестой блок проблем состоит в том, что при формировании инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве в условиях интенсивного развития информационных технологий, в том числе в логистике, возникают проблемы, связанные с необходимостью учета того, что:

— при развитии систем управления сложными логистическими процессами в многозвенном производстве необходимо решать проблему эффективной замены значительной части физических запасов материальных ресурсов надежной информацией об источниках и способах их оперативного получения;

— при оценке издержек перемещения материальных ресурсов в многозвенном производстве с целью частичной замены физических объемов материальных ресурсов надежной информацией возникает необходимость в формировании качественно нового (инновационного) подхода к созданию логистических систем, способных реализовывать логистические функции в реальном масштабе времени;

— при интенсивном развитии информационных технологий с учетом бурного роста индустрии услуг логистического сервиса, в цепях многозвенного производства необходимо создать такие логистические системы, в которых логистические услуги будут охватывать все фазы физического перемещения материальных потоков в многозвенном производстве от первичных источников сырья до поставки готовой продукции конечному потребителю;

— для осуществления интерактивных процедур эффективного перемещения материальных потоков в многозвенном производстве необходимо обеспечить создание автоматизированных систем организации рационального перемещения материальных потоков, начиная от закупок сырья, и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю.

Существуют и другие проблемы формирования инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве.

Результаты исследования проблем формирования инновационной стратегии эффективной организации движения материальных потоков в многозвенном производстве позволили разработать алгоритм их решения, представленный на рисунке 1.

Алгоритм решения проблем формирования инновационной стратегии

Рисунок 1. Алгоритм решения проблем формирования инновационной стратегии эффективной организации движения материальных потоков в многозвенном производстве

Таким образом, предложенный алгоритм решения проблем формирования инновационной стратегии эффективной организации движения материальных потоков в многозвенном производстве, включает:

— аналитический блок, направленный на формирование критериев оценки эффективности стратегического инновационного развития логистических процессов при многозвенном производстве;

— синтетический блок, направленный на разработку рациональной инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве;

— научно-практический блок, направленный на реализацию инновационной стратегии эффективной организации движения материальных потоков в многозвенном производстве на базе концепции планирования ресурсов, синхронизированного с покупателем (CSRP) и обоснование на этой основе методических рекомендаций по формированию инновационных стратегий эффективной организации движения материальных потоков в многозвенном производстве.

Список использованной литературы:

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2005. — 296 с.
  3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
  4. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2008.
  5. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Изд.2-е – М.: Юрайт, 2015. – 320с.
  6. Алесинская T.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
  7. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших спец. учеб. зав. — 15-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. — 408 с.
  8. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров C.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии: Учебное пособие. СПб.: Бизнес-пресса, 2006.
  9. Тебекин А.В. Логистика. – М.: Дашков и К, 2011.
  10. Карпова Н.П. Стратегическая логистика снабжения: монография. — М. : Креативная экономика, 2011. — 168 с.
  11. Тебекин А.В. Концептуальные подходы к развитию современной логистики. //Инновации. 2015. № 2 (196). С. 77-86.
  12. Тебекин А.В. Мировые тенденции и национальные перспективы развития маркетинга и логистики как прикладных сфер управления. // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. II. № 1. С. 375-380.
  13. Тюнен Й. Изолированное государство. — М.: Экономическая жизнь, 1926.
  14. Шупер В.А. Экономический ландшафт Августа Леша. — Искусство, 2006. — 32-34 с.
  15. Launhardt W. Mathematische Begrilndung der Volkswirtschaftslehre // Leipzig: B.G.Teubner. — 1885. — Т. 18.
  16. Блауг М. Теория размещения промышленных предприятий Вебера // Экономическая мысль в ретроспективе.— М.: Дело, 1994. — С. 578-580.
  17. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — С. 52-54.
  18. Hägerstrand.T, Time-Geography: Focus on the corporeality of man, society, and environment, The Science and Praxis of Complexity, The United Nations University, 1985.
  19. Туган-Барановский М. И. Очерки из новейшей истории политической экономии: (Смит, Мальтус, Рикардо, Сисмонди, историческая школа, катедер-социалисты, австрийская школа, Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Прудон, Родбертус, Маркс). — СПб.: Изд. журнала «Мир божий», 1903. — X, 434 с.
  20. Хекшер Э.Ф. Влияние внешней торговли на распределение дохода / А.П. Киреев. — Вехи экономической мысли. Т.6. Международная экономика. — М.: ТЕИС, 2006. — С. 154-173.
  21. Megan Kruse. Harold Hotelling 1895-1973. — American Statistical Association, 2014.
  22. Энглендер О. Теория обращения товаров и тарифных ставок. – М, 1990.
  23. Экономическая оценка потенциала регионов. Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова ; Сост. В. И. Гришин, Е. В. Бельчук, Л. С. Архипова, В. В. Чернов. – М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 2010. – 158с.
  24. Palander, T. BeitragezurStandorttheorie / Т. Palander. – Uppsala, 1935. – 419 S.
  25. Айзард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. Пер. с англ. В.М. Хомана, Ю.Г. Липеца, С.Н. Тагера. — М.: Прогресс, 1966. — 660 с.
  26. Вальрас Леон Мари Эспри. Васильчук Ю.А. // — М.: Советская энциклопедия, 1971. — Гл. ред. А. М. Прохоров, т.4.
  27. Greenhut M. L., Ohta H. Vertical Integration of Successive Oligopolists // The American Economic Review. 69. 1979. March.
  28. Черемных Ю.Н.Микроэкономика. Продвинутый уровень. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 844 с.
  29. Тебекин А.В. Методический подход к исследованию проблем развития внешнеэкономической деятельности на примере анализа процессов трансграничных автомобильных перевозок. // Маркетинг и логистика. – 2016. – № 5 (7). – С. 48-66.
  30. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. – М.: Юрайт, 2016. – 340 с.

УДК 330.313

А. В. Тебекин — д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, г. Москва, Россия

А. Ю. Полянин — соискатель Института мировой экономики и информатизации

e-mail: tebekin@gmail.com

Actual problems of formation of innovation strategy organization of material flows in multi-tier production

A. Tebekin — doctor of technical Sciences, doctor of economic Sciences, Professor, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor of chair of management, Moscow state Institute of international relations (University) MFA, Moscow, Russia

A. Polyanin — seeker of the Institute of world economy and Informatization, Moscow, Russia

Annotation: the innovation strategy as the basis for medium-term development in the implementation of multi-tier production. Identify current trends in the development of innovative strategies of industrial enterprises, including a logistics component. It identifies topical problems of formation of innovative strategy, efficient organization of material flows in multi-tier production and proposed an algorithm to solve them.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тебекин А. В., Полянин А. Ю. Актуальные проблемы формирования инновационной стратегии организации движения материальных потоков в многозвенном производстве // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 132-151.

Полная версия журнала  в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».