Актуальные проблемы механизма подтверждения соответствия ввозимых на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза товаров
Воротынцева Татьяна Михайловна
Кхатри Танудж
Аннотация: в статье рассмотрены некоторые актуальные проблемы действующего механизма подтверждения соответствия ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров. Авторами проведен анализ внедряемых в процедуру оценки соответствия изменений (на примере развития межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по аккредитации), предложены пути модернизации порядка и условий совершения таможенных операций при ввозе товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.
Продукция, выпускаемая в обращение на внутренний рынок ЕАЭС, должна быть безопасной, что предусмотрено статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Союз, ЕАЭС). Обеспечение безопасности такой продукции достигается за счет соблюдения установленных запретов и ограничений — мер технического регулирования, основы которого заложены в Разделе Х Договора о ЕАЭС и которое состоит из системы технических регламентов ЕАЭС (ТР ЕАЭС).
Началом внедрения системы технического регулирования в Российской Федерации можно считать 2002 год, когда был принят Федеральный закон «О техническом регулировании». После создания Таможенного союза в 2010 году данная система стала развиваться более оперативно, на это повлияло объединение усилий трех стран в области поиска возможности достижения необходимого уровня безопасности продукции на внутренних рынках. До даты вступления в силу Договора о ЕАЭС было разработано и принято 34 технических регламента, содержащих требования безопасности в различных отраслях хозяйствования. Технические регламенты, кроме технических требований к продукции, содержат требования ко всем этапам жизненного цикла указанных в нем товаров, к проведению процедуры оценки соответствия и маркировке. Определяемые регламентом требования являются обязательными к исполнению на всей территории ЕАЭС, включая товары, ввозимые по импорту.
Достаточно сложным механизмом технического регулирования в ЕАЭС выступает процедура оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС, направленная на обеспечение безопасности товара, защиту жизни и здоровья граждан, животных, растений и окружающей среды, которая включает [1] в себя:
1) проведение исследования товаров по оценке соответствия, анализ документации и исследование типа продукции, оценка производства;
2) формирование и выдача документа, подтверждающего соответствие (декларации о соответствии или сертификата соответствия), регистрация его в едином реестре Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации);
3) нанесение на товар единого знака обращения «ЕАС» (Eurasian Conformity) и завершающий инспекционный контроль.
Субъектами процедуры подтверждения соответствия являются заявители, в дальнейшем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), органы по сертификации (аккредитованные испытательные лаборатории — АИЛ), Росаккредитация и Федеральная таможенная служба (ФТС России). Сложность процедуры подтверждения соответствия импортируемых на таможенную территорию ЕАЭС товаров подтверждается неоднократностью обсуждения этих вопросов на заседаниях Торгово-промышленной палаты России (ТПП России) по таможенной политике (выступления О.Л. Курочкиной, Г.В. Баландиной), частым рассмотрением вопросов подтверждения соответствия на вебинарах, проводимых ФТС России. Вместе с этим, необходимо справедливо отметить непрерывность развития рассматриваемого механизма, что подтверждает неуклонное развитие интеграционных процессов в рамках технического регулирования, концептуальных подходов к гармонизации государственного контроля (надзора) на уровне законодательств государств-членов ЕАЭС [2].
Так, важным этапом совершенствования механизма подтверждения соответствия импортируемых на таможенную территорию ЕАЭС товаров стало развитие межведомственного электронного взаимодействия между ФТС России и Росаккредитацией. В ходе Международного таможенного форума – 2021 был представлен разработанный ведомствами сервис по отслеживанию фактического ввоза образцов импортных товаров для проведения испытаний по подтверждению соответствия в испытательных лабораториях на территории ЕАЭС. По словам руководителя Росаккредитации Назария Скрыпника, сервис позволит исключить возможность регистрации документа, подтверждающего соответствие, в едином реестре таких документов в случаях, когда он выдан по результатам фиктивных испытаний без фактического ввоза и предоставления в испытательную лабораторию образцов продукции для проведения испытаний по оценке соответствия [3].
Внедрение представленного сервиса однозначно приведет к снижению доли ввозимых в Российскую Федерацию контрафактных и потенциально опасных товаров, так как на данный момент за импортерами не закреплена обязанность предоставления протоколов испытаний образцов продукции при таможенном декларировании товаров [4]. Такие нововведения отражают, что существующая система проведения процедуры оценки соответствия динамично развивается как благодаря действиям государственных структур, так и за счет инициатив представителей бизнес-сообщества. На рисунке 1 представлен возможный механизм регистрации подтверждающих соответствие документов в единых реестрах сертификатов соответствия и деклараций о соответствии после запуска, представленного в предыдущем абзаце сервиса на примере деклараций о соответствии.
Однако на данный момент существует ряд еще не решенных проблем, связанных с рассматриваемой процедурой, в том числе с маркировкой. Известно, что маркировка является основой идентификации и прослеживаемости товаров, находящихся в обороте на территоррии ЕАЭС. Различные виды маркировочных обозначений содержат описание и основные свойства товаров, указывают места происхождения, допустимые риски, сведения о подтверждении соответствия и другую кодифицированную информацию.
Данные сведения предназначены для считывания потребителем, эксплуатантом, пользователем как визуально, так и с помощью различных сканирующих устройств. Наличие маркировки и других идентификационных знаков – один из критериев достижения целей прослеживаемости товаров.
В данной области одной из наиболее актуальных проблем, по мнению авторов, является проблема нанесения на прошедшую процедуру подтверждения соответствия продукцию единого знака обращения «ЕАС» (Евразийское соответствие). Данный знак заявитель имеет право наносить на продукцию, только по окончании процедуры оценки соответствия, после регистрации документов, подтверждающих соблюдение ограничений в области технического регулирования в установленных национальных реестрах и едином реестре ЕЭК.
Так, если декларируемый к ввозу и обращению на рынке ЕАЭС товар не промаркирован знаком «ЕАС», таможенные органы возбуждают дела об административных правонарушениях в области несоблюдении запретов и торговых ограничений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) даже в тех случаях, когда продукция прошла все предусмотренные ТР ЕАЭС испытания по подтверждению соответствия и вместе с декларацией предоставлены соответствующие разрешительные документы. Статистика возбужденных дел об административных правонарушениях представлена в таблице 1.
Представленная в таблице 1 динамика возбуждения таможенными органами дел позволяет говорить о том, что несоблюдение торговых ограничений при перемещении товаров через границу ЕАЭС (ст. 16.3 КоАП РФ) является достаточно распространенным административным правонарушением, выявляемым таможенными органами, и на протяжении последних пяти лет остается вторым по распространенности административным правонарушением в сфере нарушения таможенных правил. В связи с этим, стоит отметить, что подтверждение соответствия как оценка выполнения обязательных требований технических регламентов должна быть с одной стороны, максимально эффективной и минимально затратной для государства, а с другой стороны, не являющейся административным барьером для деятельности предприятий [7]. Следовательно, вопросы соблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности в части требований технического регулирования остаются достаточно актуальными для представителей бизнес-сообщества. Более того, возникающие сложности из-за обязательных требований о наличии на ввозимых товарах единого знака обращения «ЕАС» неоднократно отмечались участниками ВЭД в ходе заседаний Совета ТПП России по таможенной политике [8, 9].
Технические регламенты Союза содержат требования к безопасности товара, в том числе, к маркировке [10]. На текущий момент правом Союза предусмотрена обязательная маркировка ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС продукции единым знаком обращения «ЕАС» перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС (поставкой или ввозом продукции с целью распространения на территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе [11, 12]. Маркировка товаров, планируемых к помещению под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и реимпорта, должна производиться:
- вне таможенной территории ЕАЭС (иностранным изготовителем или уполномоченным на это изготовителем лицом, импортером);
- на территории ЕАЭС до выпуска товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и реимпорта (импортером на таможенном складе после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада в соответствии с пп. 2. п. 2 ст. 158 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС));
- на территории Российской Федерации в иных местах в случаях условного выпуска товаров в целях их маркировки единым знаком обращения «ЕАС» [13].
При этом ряд условий, установленных Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля [9], а также невозможность применения для нанесения на товары средств идентификации [13] делают условный выпуск товаров в целях их маркировки единым знаком обращения «ЕАС» достаточно непривлекательным для импортеров. Следовательно, ограниченность перечня возможных мест нанесения на ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС товары обязательной маркировки значительно увеличивает финансовые и временные издержки импортеров. Характеристики мест хранения иностранных товаров потенциально возможных для использования с целью нанесения обязательной маркировки представлены в таблице 2.
По данным таблицы 2 видно, что из всех возможных мест хранения иностранных товаров на таможенной территории ЕАЭС наиболее распространенными и доступными для импортеров являются склады временного хранения (СВХ). Это объясняется более низкой стоимостью размещения товаров на СВХ, их широкой распространенностью (по данным таблицы 2, СВХ на территории Российской Федерации в 3,8 раза больше, чем таможенных складов), а также тем, что, в отличии от размещения товаров на таможенных складах или свободных складах, помещение товаров на СВХ не требует их таможенного декларирования. Следовательно, вероятным решением сложившейся проблемы закрытости перечня мест, где возможно совершение операций по маркировке товара знаком обращения «ЕАС», может стать включение в перечень таких мест СВХ.
В случае, если в результате предлагаемых изменений на СВХ будет разрешено осуществление маркировки товаров, процедура подтверждения соответствия которых успешно пройдена, единым знаком обращения на внутреннем рынке «ЕАС», просматриваются следующие преимущества предлагаемых изменений:
1) предоставление импортерам возможности маркировки товаров на СВХ снижает их временные и финансовые издержки, связанные с совершением операций по маркировке товаров, в том числе, единым знаком обращения «ЕАС»;
2) развитие сфер применения СВХ как таможенных органов, так и частных организаций способно привести к увеличению доходов федеральных доходов от таможенных сборов [14], повысить прибыль владельцев СВХ.
Более того, у многих участников ВЭД возникает непонимание невозможности проведения операций по маркировке продукции на СВХ: по их мнению, маркировка товаров не изменяет состояние товаров, и поэтому может проводиться на СВХ в соответствии с п. 1 ст. 102 ТК ЕАЭС. Однако эта позиция не принимается таможенными органами, ссылающимися на п. 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 о том, что единый знак обращения наносится на продукцию перед ее выпуском в обращение на рынок ЕАЭС.
Таким образом, проблемы, связанные с маркировкой товаров единым знаком обращения «ЕАС», являются достаточно актуальными для участников ВЭД в силу высоких временных и финансовых издержек, связанных с закрепленными в нормативной правовой базе требованиями, предъявляемыми к процедуре маркировки продукции. При этом нанесение на продукцию единого знака обращения «ЕАС» важно для импортеров и в силу того, что расположенный на видном месте знак «ЕАС» является маркетинговым инструментов, привлекающим внимание потенциального потребителя. Вероятно, что оптимальным решением сложившейся проблемы может стать расширение перечня возможных мест маркировки товаров единым знаком обращения на внутреннем рынке «ЕАС» за счет СВХ. Исследуемые проблемы носят нормативный характер, их решение на основе разработанных рекомендаций не будет влиять на финансово-экономическое положение участников ВЭД и других заинтересованных структур.
В заключение на основании проведенного и представленного в работе исследования необходимо отметить, что существующая система ТР ЕАЭС находится в непрерывном развитии. Институциональная база технического регулирования является платформой для роста эффективности работы установленных механизмов подтверждения соответствия: совершенствуются процедуры оценки, улучшается организационная структура и методы контроля за правильностью и достоверностью процедур оценки соответствия. В рамках взаимодействия субъектов процедуры подтверждения соответствия предпринимаются положительные сдвиги по совершенствованию механизма подтверждения соответствия (например, создание сервиса по отслеживанию фактического ввоза образцов продукции). Такие шаги развивают механизм подтверждения соответствия ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров и должны привести к модернизации нормативной правовой базы, в том числе, и в части особенностей осуществления процедуры обязательной маркировки товаров единым знаком обращения на внутреннем рынке ЕАЭС «ЕАС», что может иметь положительные последствия как для участников ВЭД, так и для государственных органов.
Список использованной литературы:
- Воротынцева Т.М. Подтверждение соответствия товаров как механизм регулирования международной торговли//Вестник ГУУ. 2016.№5. – С. 57-60.
- Воротынцева Т.М. Проблемные вопросы технического регулирования в ЕАЭС// Маркетинг и логистика. – 2017. – №4(12). – С. 16-26.
- Федеральная служба по аккредитации. [Электронный ресурс] // URL: https://fsa.gov.ru/.
- Рекомендации ФТС России, Росаккредитации от 27.02.2019 «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции» [Электронный ресурс] // Таможенные документы | Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19bn0013/.
- Решение Коллегии ЕЭК от 20.03.2018 № 41 «О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Таможенные документы | Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18kr0041/.
- Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] // URL: https://customs.gov.ru/.
- Воротынцева Т.М. Сауренко Т.Н. Институциональные рамки торговли товарами в ЕАЭС// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2018. Т. 26. № 1. С. 38-46.
- О техническом регулировании, маркировке товаров и ревизии КоАП. Мнение эксперта от 22.03.2018 [Электронный ресурс] // URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/59438/.
- Проблемы, возникающие у участников ВЭД при подтверждении соответствия товаров на этапе таможенного оформления. Выступление О.Л. Курочкиной на заседании Совета ТПП России, лето 2019 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/71266/.
- Воротынцева Т.М. Развитие института технического регулирования в Евразийском Экономическом Союзе в Книге «Перспективы развития таможенного контроля и таможенного регулирования в условиях функционирования Евразийского экономического союза»: монография — М.: РИО Российской таможенной академии, 2018.160с.- С.66-89
- Договор от 11.04.2017 «О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Таможенные документы | Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16bn0124/.
- Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» [Электронный ресурс] // Таможенные документы | Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/11sr0711/.
- Письмо ФТС России от 14.06.2018 № 14-88/35479 «О направлении информации» [Электронный ресурс] // Таможенные документы | Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18p35479/.
- Худжатов М.Б. Направления развития сфер применения складов временного хранения таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник МФЮА. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-sfer-primeneniya-skladov- vremennogo-hraneniya-tamozhennyh-organov-rossiyskoy-federatsii.
УДК 339.544
Воротынцева Т. М. – к.э.н., доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов (RUDN University), доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Российской таможенной академии, доцент, Москва, Россия.
e-mail: mstata67@list.ru
Кхатри Т. – студент факультета таможенного дела Российской таможенной академии, Люберцы, Россия.
e-mail: t.khatri@customs-academy.ru
Actual problems of the mechanism for confirming the conformity of goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union
Vorotyntseva T. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs Affairs of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Associate Professor of the Department of Customs Operations and Customs Control of the Russian Customs Academy, Associate Professor, Moscow, Russia.
Khatri T. – student of the faculty of customs of the Russian customs Academy, Lyubertsy, Russia.
Annotation: The article describes the actual problems of the current conformity assessment mechanism of goods entering the customs territory of the Eurasian Economic Union. The author presents the analysis of implemented in the conformity assessment procedure changes (on the example of inter-agency cooperation development between the Federal Customs Service and the Federal Service for Accreditation), suggests ways to modernize terms and conditions of committing customs operations during the entering of goods subjected to obligatory conformity assessment.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Воротынцева Т. М., Кх. Танудж. Актуальные проблемы механизма подтверждения соответствия ввозимых на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза товаров // Маркетинг и логистика. – 2022. – 1 (39). — с. 3-17.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».