Актуальные проблемы уплаты утилизационного сбора при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: утилизационный сбор относится к платежам, которые уплачиваются при пользовании природными ресурсами. В статье рассматриваются правила уплаты утилизационного сбора при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию. Автором проводится анализ действующего законодательства Российской Федерации в области уплаты утилизационного сбора при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию, в результате которого определяются актуальные проблемы и предлагаются меры по их решению.

Утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета Российской Федерации (далее — РФ)  и является платежом, которые уплачивается при пользовании природными ресурсами. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 24.1 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в РФ или произведенные в РФ, уплачивается утилизационный сбор.[1]

В настоящее время значимость утилизационного сбора с точки зрения пополнения доходной части федерального бюджета РФ невысока. Так, согласно данным Министерства финансов РФ за 2018 год доля утилизационного сбора в доходной части федерального бюджета РФ составила 1,35 %, а в доходах консолидированного бюджета РФ – 0,71 %. Доходы федерального бюджета РФ выросли за последние 5 лет на 4,6 трлн. руб. (на 31%), а доходы консолидированного бюджета РФ – на 9,7 трлн. руб. (на 35%). При этом отметим, что доля утилизационного сбора в доходной части консолидированного и федерального бюджета РФ за последние 5 лет выросла в 2 раза (табл. 1).

Доля утилизационного сбора

Таблица 1 — Доля утилизационного сбора в доходной части федерального бюджета РФ в 2014-2018 гг.[2]

Несмотря на невысокую долю утилизационного сбора в доходах консолидированного и федерального бюджета РФ, с точки зрения выполнения фискальной функции его значимость ежегодно увеличивается. В абсолютном выражении сумма утилизационного сбора, уплаченного в федеральный бюджет РФ, увеличилась в 2018 г. в 3 раза по сравнению с 2015 г., и составила 263,2 млрд. руб. (рис. 1). В этой связи в последнее время руководством страны уделяется больше внимания уплате утилизационного сбора.

Динамика уплаты утилизационного сбора

Рисунок 1. Динамика уплаты утилизационного сбора в 2014-2018 гг., трлн. руб. [2]

Плательщиками утилизационного сбора считаются лица, указанные в ч. 3 ст. 24.1 закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Как правило, при импорте транспортного средства на территорию Российской Федерации плательщиками признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ.[3]

Взимание утилизационного сбора осуществляется ФТС России (при ввозе в РФ иностранных транспортных средств) и ФНС России (при производстве транспортных средств на территории РФ). Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, указанных в ч. 6 ст. 24.1 закона № 89-ФЗ.[1]

Порядок взимания утилизационного сбора устанавливается:

  • Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 – в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним [4];
  • Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 – в отношении самоходных машин и прицепов к ним.[5]

К колесным транспортным средствам относятся легковые и грузовые автомобили (и их шасси), автосамосвалы, автобетоносмесители, автобусы, троллейбусы и прицепы (полуприцепы) к ним. К самоходным машинам относятся: автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, перегружатели, катки, погрузчики, краны, краны-трубоукладчики, прицепы, машины и оборудование для лесного хозяйства, мотовездеходы, снегоболотоходы, снегоходы, тракторы колесные и гусеничные, комбайны, машины сельскохозяйственные.[6]

Рассмотрим особенности уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств. При ввозе иностранных транспортных средств на территорию РФ применяется одна из таможенных процедур, перечисленных в п. 2 ст. 127 Таможенного кодекса ЕАЭС.[7]

Согласно перечню видов и категорий колесных транспортных средств и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ № 1291), уплата утилизационного сбора требуется при выпуске транспортного средства в обращение на территории РФ. Для этих целей транспортное средство помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 1 ст. 134 ТК ЕАЭС). В этом случае утилизационный сбор в отношении каждого колесного транспортного средства или прицепа к нему уплачивается в полном объеме путем произведения базовой ставки (20 тыс. руб. или 150 тыс. руб.) и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции (Примечание 3 к Перечню).[4]

Вместе с тем, размер утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним, ввезенных на территорию РФ и помещенных под процедуру временного ввоза, рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25 (Примечание 8 к Перечню).[4] Порядок применения процедуры временного ввоза регулируется главой 29 ТК ЕАЭС.[8]

Пример 1. Организация ввозит из Германии на территорию РФ новый автомобиль с рабочим объемом двигателя 2,4 л. Размер утилизационного сбора составит:

  1. При помещении автомобиля под процедуру выпуска для внутреннего потребления: 20 000 руб. × 6,3 = 126 000 руб.
  2. При помещении автомобиля под процедуру временного ввоза: 20 000 руб. × 6,3 × 0,25 = 31 500 руб.

Следовательно, при временном ввозе колесных транспортных средств на территорию РФ размер утилизационного сбора уменьшается в 4 раза.

Далее рассмотрим порядок уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин. Согласно перечню видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ № 81), уплата утилизационного сбора требуется при выпуске машины в обращение на территории РФ. Для этих целей также применяется процедура выпуска для внутреннего потребления (п. 1 ст. 134 ТК ЕАЭС).[7] В этом случае утилизационный сбор в отношении каждой машины или прицепа к ней уплачивается в полном объеме путем произведения базовой ставки (172 500 руб.) и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции (Примечание 4 к Перечню).[5]

Необходимо отметить, что размер утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, ввезенных на территорию РФ и помещенных под процедуру временного ввоза, уплачивается в полном объеме без применения понижающего коэффициента.

Пример 2. Российская организация осуществляет ввоз новых колесных тракторов из Белоруссии в Россию. Товарная партия содержит 2 одинаковых трактора мощностью силовой установки 90 л.с. (из 8701 ТН ВЭД ЕАЭС). Размер утилизационного сбора в рамках процедур выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза составит: 172 500 руб. × 0,7 × 2 = 241 500 руб.

Проблема заключается в том, что в силу высокой стоимости многие российские организации зачастую осуществляют временный ввоз необходимой техники, относящейся к самоходным машинам, путем заключения лизинговых сделок. В рамках лизинга осуществляется аренда техники путем выплаты лизинговых платежей, а при использовании процедуры временного ввоза возможна частичная уплата таможенных платежей [9]. При этом утилизационный сбор должен уплачиваться в полном объеме, что является значительной нагрузкой для российских организаций.

В данном контексте была проведена проверка конституционности положений ст. 24.1 закона от 24.06.1998 №  89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При рассмотрении вышеуказанной проблемы важно заметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 № 30-П положения статьи 24.1 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ признаны не соответствующими ст. 18, 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1) и 57 Конституции РФ в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под процедуру временного ввоза, на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под процедуру выпуска для внутреннего потребления.[10, 11]

Поскольку указанное Постановление Конституционного Суда РФ окончательно и не подлежит обжалованию, в ближайшее время следует внести законодательные изменения в правовом регулировании отношений по взиманию утилизационного сбора, необходимые на основе требований экономической обоснованности, справедливости и соразмерности такого сбора, в частности, при ввозе транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза.

Таким образом, в настоящее время при временном ввозе на территорию РФ колесных транспортных средств размер утилизационного сбора уменьшается в 4 раза, самоходных машин — уплачивается в полном объеме. Данное положение признано неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ, в связи с чем предлагается применять понижающий коэффициент 0,25 при временном ввозе на территорию РФ самоходных машин и прицепов к ним.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.10.2019).
  2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ (дата обращения: 22.10.2019).
  3. Абовян А.С., Давиденко Л.Г. Анализ практики таможенно-тарифного регулирования импорта легковых автомобилей на территорию Российской Федерации и Южного таможенного управления // В сборнике Общество, экономика и право: современное состояние и вопросы развития: материалы X международного научно-практического форума. 2018. С. 16-24.
  4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.10.2019).
  5. Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.10.2019).
  6. Лунева Е.В., Мингазова Л.Р. Экологическая функция утилизационного сбора: проблемы правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4 (123). С. 174-182.
  7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.10.2019).
  8. Худжатов М.Б., Абовян А.В. Совершенствование таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых с применением карнета АТА // В сборнике Цифровое пространство: экономика, управление, социум: сборник научных статей I Всероссийской научной конференции. Смоленский государственный университет. Смоленск, 2019. С. 274-279.
  9. Худжатов М.Б. Методические подходы к оценке эффективности международных лизинговых проектов // Инициативы XXI века. 2012. № 1. С. 45-48.
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 N 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.10.2019).
  11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.10.2019).

УДК 336.22

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: khudzhatov-mb@rudn.ru

Actual problems of payment of utilization fee for the import of vehicles into the Russian Federation

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs management of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: Utilization fee refers to payments that are paid when using natural resources. The article discusses the rules for paying the utilization fee for the import of vehicles into the Russian Federation. The author analyzes the current legislation of the Russian Federation in the field of payment of the utilization fee for the import of vehicles into the Russian Federation, as a result of which actual problems are identified and measures are proposed to solve them.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б.  Актуальные проблемы уплаты утилизационного сбора при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию // Маркетинг и логистика. – 2019. – №5 (25). — с. 63-70.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».