Актуальные проблемы валютного законодательства Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: статья посвящена анализу действующего валютного законодательства Российской Федерации в сфере применения в отношении внешнеэкономических сделок правил валютного контроля. По результатам проведенного анализа выявлены актуальные проблемы валютного законодательства РФ и предложены практические рекомендации по их решению. Реализация на практике изложенных в статье рекомендаций окажет значительную поддержку российским участникам ВЭД в области выполнения требований валютного контроля.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) хозяйствующих субъектов является важным направлением развития экономики страны. Участники ВЭД, занимающиеся экспортом российских товаров за пределы РФ, обеспечивают приток иностранной валюты в страну, а импортеры снабжают внутренний рынок необходимыми товарами [1].

В контексте осуществления ВЭД важное значение придается валютному контролю со стороны органов государственной власти. Валютный контроль призван обеспечивать контроль за совершением валютных операций в рамках исполнения обязанностей по коммерческим сделкам. В Российской Федерации органами валютного контроля являются таможенные и налоговые органы во главе с ФТС России и ФНС России соответственно [2].

В целом, принято считать, что валютное законодательство РФ является достаточно жестким по сравнению с мировой практикой. Однако важно отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к либерализации валютного законодательства РФ в сфере ВЭД, особенно в отношении экспорта российских товаров за пределы РФ [3].

Вместе с тем анализ действующего валютного законодательства РФ позволяет выявить ряд проблем, которые являются серьезным препятствием для осуществления ВЭД малыми и средними предприятиями. Вышеизложенные положения обусловили актуальность данной статьи.

Одним из проблемных аспектов валютного законодательства РФ является требование о репатриации валютной выручки. В данном контексте резиденты (российские юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны в сроки, установленные контрактом, получить иностранную валюту или валюту РФ на свои банковские счета [4]:

  • при экспорте – за проданные нерезидентам товары или оказанные услуги;
  • при импорте – при возврате в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ товары, т.е. возврат авансовых платежей.

Обязательные условия репатриации валютной выручки [5]:

  1. Получение резидентом иностранной валюты или валюты РФ в полном объеме согласно коммерческим документам.
  2. Денежные средства должны быть получены в сроки, установленные международным договором купли-продажи.
  3. Получение резидентом иностранной валюты или валюты РФ на свои банковские счета в уполномоченном банке.
  4. Денежные средства должны быть получены от нерезидента, т.е. от иностранного контрагента, являющегося одной из сторон коммерческой сделки.

Важно отметить, что в отношении российского экспорта требования о репатриации валютной выручки значительно ослабли. Так, с 01.01.2020 г. по контрактам, заключенным в российских рублях и предусматривающим продажу несырьевых товаров, оплата по которым осуществляется также в российских рублях, требование о репатриации валютной выручки отменено. Указанная льгота распространяется на международные контракты, заключенные до 01.01.2020 г.

В отношении сырьевых товаров требование о репатриации валютной выручки будет отменяться поэтапно (табл. 1).

репатриация валютной выручки

Таблица 1 — Поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки по контрактам, заключенным в рублях и предусматривающим продажу сырьевых товаров, оплата по которым осуществляется также в рублях [6]

Данные таблицы 1 применяются в отношении следующих сырьевых товаров: минеральные продукты, руды металлов и шлак, уголь, газ, сырая нефть и нефтепродукты, циклические углеводороды, изделия из черных и цветных металлов. При этом отметим, что отмена требования о репатриации валютной выручки не предусмотрена по контрактам, предметом которых являются поставки древесины и лесоматериалов.

Также с 01.07.2021 г. по контрактам, заключенным в иностранной валюте и предусматривающим продажу несырьевых товаров, оплата по которым осуществляется также в иностранной валюте, требование о репатриации валютной выручки тоже отменено. Однако в отношении сырьевых товаров отмена требования о репатриации валютной выручки по таким контрактам пока не планируется [7].

Анализ положений валютного законодательства РФ в части требований о репатриации валютной выручки свидетельствует о том, что отмена указанных требований касается контрактов, по которым:

  • сумма обязательств и оплата предусмотрена в российских рублях;
  • сумма обязательств и оплата предусмотрена в иностранной валюте;
  • сумма обязательств предусмотрена в российских рублях, а оплата – в иностранной валюте.

При этом отмена требования о репатриации валютной выручки не коснулась контрактов, сумма обязательств по которым предусмотрена в иностранной валюте, а оплата – в российских рублях (табл. 2). Учитывая тот факт, что такого рода контракты наиболее распространены на практике, указанное обстоятельство является серьезным пробелом валютного законодательства Российской Федерации.

репатриация валютной выручки

Таблица 2 — Отмена требования о репатриации валютной выручки по различным вариациям экспортного контракта (валюта обязательств – валюта оплаты). Источник: составлено автором.

Далее необходимо отметить, что сама по себе отмена требования о репатриации валютной выручки не означает на практике отмену валютного контроля. В соответствии с положениями валютного законодательства РФ с 01.01.2020 г. установлена обязанность резидентов по обеспечению надлежащего исполнения обязательств по контрактам, в отношении которых требования о репатриации валютной выручки отменены. В данном контексте резидент обязан получить на свои банковские счета экспортную выручку в российских рублях либо исполнить обязательства иными разрешенными способами [8]:

  • уступка прав третьим лицам;
  • расчеты с использованием векселей (ценных бумаг);
  • зачёт встречных требований;
  • встречная поставка;
  • новация;
  • иные способы, разрешенные законодательством РФ.

Вышеуказанные способы значительно упрощают процедуру выполнения требований валютного контроля. В частности, впервые в истории существования валютного законодательства РФ разрешено исполнение обязательств по контракту с использованием векселей. Зачёт встречных требований и встречные поставки могут оказать существенную помощь участникам ВЭД в рамках соблюдения правил валютного законодательства РФ. Фактически эти способы можно приравнять к легализованному бартеру. С учетом значительной сложности оформления бартерных сделок, зачёт встречных требований и встречные поставки могут стать рабочим инструментом в тех случаях, когда получить на свои банковские счета экспортную выручку в валюте не представляется возможным.

Кроме того, с 01.07.2021 г. эти способы также распространяются на контракты, срок действия которых истек до введения указанных положений, но по ним требуется исполнение обязательств.

В целом, вышеперечисленные разрешенные способы исполнения обязательств экспортерами являются колоссальным достижением в области либерализации валютного законодательства РФ.

Еще одно послабление валютного законодательства РФ касается представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций. По общему правилу резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты. При этом данная обязанность не предусмотрена при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента по контракту с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 200 тыс. руб. По таким контрактам требуется только представить в банк информацию о коде валютной операции [9]. Другими словами, контракты до 200 тыс. руб. практически не интересуют органы валютного контроля.

Вместе с тем отметим, что с учетом практики ВЭД контракты до 200 тыс. руб. встречаются крайне редко в силу малозначительности суммы обязательств, а также в связи с мировой инфляцией, которая затронула практически все товары. По этим причинам данная мера либерализации валютного законодательства РФ фактически не работает на практике.

Следующим проблемным аспектом валютного законодательства РФ является использование счетов резидентов в банках и иных финансовых организациях, расположенных за пределами РФ.

С одной стороны, резиденты могут открывать без ограничений счета в иностранной валюте и в российских рублях в банках, расположенных за пределами РФ, при условии обязательного уведомления налогового органа по месту своего учета об открытии таких счетов в течение одного месяца со дня открытия счета.

С другой стороны, зачислять денежные средства на такие счета и распоряжаться ими практически невозможно. По сути, счета в иностранной валюте и в российских рублях в банках, расположенных за пределами РФ, могут использоваться только филиалами или представительствами российских организаций за рубежом.

В данном контексте также важно отметить, что с 01.01.2020 г. к иным финансовым организациям, расположенным за пределами РФ, приравниваются все международные платежные системы, например: Payeer, Skrill, Advcash, Payoneer, Perfect Money, Web Money, Qiwi, Paypal, Western Union, Яндекс.Деньги. При наличии аккаунтов в этих системах, открытых после 01.01.2020 г., необходимо уведомить налоговый орган об их открытии и ежеквартально отчитываться о движении средств [10]. Если организация уведомит налоговую инспекцию об открытии такого счета с нарушением срока, она может быть оштрафована на сумму до 100 тыс. руб. Однако если налоговый орган самостоятельно выявит данный факт, организация может быть оштрафована на сумму от 800 тыс. руб. до 1 млн. руб.

С 01.01.2021 г. резиденты обязаны отчитываться о движении по зарубежным счетам не только денежных средств, но и финансовых активов (например, ценных бумаг). С 01.10.2021 г. непредставление отчета о переводах денежных средств без открытия счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками таких услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа [11].

Отсюда видно, что малые и средние организации, которые выводят свои товары на мировые рынки через иностранные маркетплейсы путем открытия счетов в международных платежных системах, находятся под серьезным ударом при несоблюдении вышеуказанных правил валютного контроля.

По результатам проведенного анализа действующего валютного законодательства РФ и выявления ряда проблем можно предложить следующие пути их решения:

  1. Отмена требования о репатриации валютной выручки по контрактам, сумма обязательств по которым предусмотрена в иностранной валюте, а оплата – в российских рублях. Такие контракты весьма распространены в практике российского несырьевого экспорта.
  2. Расширение перечня и конкретизация разрешенных способов исполнения обязательств экспортерами в тех случаях, когда получить на свои банковские счета экспортную выручку в валюте не представляется возможным.
  3. Отмена обязанности представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет, в рамках контрактов, сумма обязательств по которым не превышает в эквиваленте 500 тыс. руб. В данном контексте поднятие планки с 200 до 500 тыс. руб. значительно расширит практику применения указанной льготы.
  4. Предоставление российским организациям возможности пользования и распоряжения без ограничений счетами в иностранной валюте и в российских рублях, открытыми в банках, расположенных за пределами территории РФ. При этом необходимо оставить в силе обязанность уведомления налогового органа по месту своего учета об открытии таких счетов в течение одного месяца со дня открытия счета.
  5. Отмена административного штрафа в отношении участников ВЭД за однократное нарушение срока уведомления налогового органа об открытии счета в международных платежных системах и представления отчетности о движении средств по таким счетам. Если организация впервые допустила данное правонарушение, возможно ограничиться предупреждением. Административный штраф целесообразно налагать за повторное совершение данного правонарушения.

В целом, реализация на практике предложенных в статье рекомендаций окажет значительную поддержку российским участникам ВЭД в области выполнения требований валютного контроля, а также продолжит вектор на либерализацию валютного законодательства РФ.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Анализ конъюнктуры внешней торговли Российской Федерации с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. — № 4. — С. 20-25.
  2. Юрченко О.А. Защита валютного рынка в Российской Федерации // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 194-202.
  3. Erokhin V., Gao T. Impacts of COVID-19 on trade and economic aspects of food security: evidence from 45 developing countries // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Т. 17. № 16. С. 1-28.
  4. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.10.2021).
  5. Худжатов М.Б. Совершенствование валютного контроля при осуществлении внешнеторговых операций // Мир современной науки. 2018. № 1 (47). С. 14-18.
  6. Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.10.2021).
  7. Тубанова Ю.Б. Валютный контроль внешнеторговых сделок: изменения свершившиеся и ожидаемые // Налоговая политика и практика. 2021. № 4 (220). С. 70-74.
  8. Агапова А.В., Ковалева Т.А. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Т. 4. № 3 (15). С. 12-15.
  9. Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.10.2021).
  10. Мирсаидова Х.М. Валютный контроль за экспортно-импортными операциями в банке // Синергия Наук. 2021. № 59. С. 564-573.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.10.2021).

УДК 339.5

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Current problems of the currency legislation of the Russian Federation in the field of foreign economic activity

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The article is devoted to the analysis of the current foreign exchange legislation of the Russian Federation in the field of application of foreign exchange control rules in relation to foreign economic transactions. Based on the results of the analysis, topical problems of the currency legislation of the Russian Federation were identified and practical recommendations for their solution were proposed. The implementation in practice of the recommendations set out in the article will provide significant support to Russian participants in foreign economic activity in the field of compliance with the requirements of currency control.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Актуальные проблемы валютного законодательства Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности // Маркетинг и логистика. – 2021. – 5 (37). — с. 62-72.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».