Алгоритм развития студента как будущего профессионала в процессе обучения

Селезнёва Лариса Владимировна

Аннотация: в статье анализируются социально-профессиональные проблемы, возникающие в результате профессионального обучения студентов СПО. Показан алгоритм постановки целей и задач в образовательном процессе для адаптации и мотивации студентов колледжа к получению профессиональных навыков.

Актуальность статьи видится, прежде всего, в том, что автором анализируется современная проблематика внедрения профессиональных навыков студентов непосредственно на практике. Новизна статьи в предложении авторского алгоритма развития студента как будущего профессионала в процессе обучения с постановкой адаптированных целей и задач профессионального роста.

Зачастую, поступая в профессиональный колледж, ребенок не осознает до конца для чего это ему нужно.

Итоги первичного опроса кандидатов при приеме документов для поступления в колледж, большинство абитуриентов заявляют, что очень хотят обучаться, так как увлеклись профессией «Повар» под влиянием различных как российских, так и международных телевизионных шоу.

Но в процессе начавшегося обучения выясняется следующая проблематика:

  1. Студенты пришли учиться в колледж, чтобы получить аттестат о среднем образовании, и попутно обрести какие-нибудь профессиональные навыки.
  2. Студенты пришли обучаться, потому что не сложились отношения с учителями в школе.
  3. Студенты пришли учиться в колледж по настоянию родителей.
  4. Немалая часть студентов на самом деле хотели приобрести профессию, так как модно и престижно быть шеф-поваром новатором.
  5. Под влиянием телешоу студент пришел обучаться «виртуозным» навыкам кулинарных технологий в приготовлении вкусной и полезной еды.

И лишь небольшая часть будущих студентов приходит в колледж из-за настоящей любви к профессии и горячего желания ее освоить во всех тонкостях.

Часто будущий студент не осознает всю значимость и смысл своей будущей профессии, судит о ней по поверхностным представлениям, полученным из теле-шоу программ, красивым, эффектным картинкам из социальных сетей и средств массовой информации, в следствии чего у него складывается неправильное представлении о дальнейшем образовательном процессе и его участии в нем как студента и практика.

В представлении студента профессия это «праздник» с элементами шоу, а так же наличие «чудо машин» и приспособлений, которые «все сделают сами», всю рутинную и неинтересную на его взгляд работу и практически за него, самому же студенту только и останется, что «положить вишенку на торт», то есть красиво оформить и презентовать блюдо, а в итоге получить всеобщее одобрение и признание.

Но то, что профессия это, прежде всего, труд, труд и еще раз труд и порой достаточно нелегкий, который в наше время, в современных рыночных условиях базируется на фундаментальных знаниях, изучающих сложные технологические процессы приготовления пищи, санитарии и гигиены, и изучении теории современного поварского мастерства, основанной на практическом опыте российских и зарубежных практиков поварской деятельности.

В результате начавшегося обучения многие студенты не могут достаточно четко представить себе перспективы и значимость будущей профессии и не понимают для чего им это нужно, они разочаровываются и теряют всякий интерес к образовательному процессу и даже покидают стены колледжа.

Но, конечно, так думают далеко не все студенты. Основная масса поступивших студентов приходит с четким осознанием и пониманием необходимости своего обучения и убеждены в важности изучения всех аспектов получаемой будущей профессии.

В этом случае цель преподавателя для каждого студента выработать правильную индивидуальную мотивацию в освоении выбранной профессии, выстроить образовательный маршрут и профессионально – образовательные отношения «преподаватель-студент», опираясь на профессиональные стандарты, нормативные и законодательные документы и использовании личного опыта, передовых практик. Алгоритм освоения должен быть выстроен таким образом, чтобы у каждого студента появилось четкое понимание правильности своего выбора и мотивация к освоению профессии и дальнейшему профессиональному развитию, а так же формированию общечеловеческих ценностей и качеств. В данном случае очень важно правильно обозначить конечные цели обучения.

Грамотно поставленные цели в процессе обучения и есть та основа  мотивации дальнейшего обучения. Построение целей обучающего курса  очень серьезная основа алгоритма профессионального курса развития студента. В каждой  его части цели должны быть сформулированы так, чтобы помочь студенту дойти до конца обучения.

Бывает так, что цели, поставленные от автора обучающего курса в соответствии с учебным планом,  имеют научное значение, а для студента оно не важно. Для студента имеют значение его обязанности, получение профессиональных навыков, решение его проблем, организации его некоего комфорта и повышение собственной эффективности в овладении профессией. Когда студент в целях курса видит, например, фразу «уметь производить анализ и оценку потребностей основного производства организации питания в материальных ресурсах и персонале», у него возникает вопрос: «Зачем это мне? Я что буду производить анализ потребностей основного производства?». Поэтому цель должна формулироваться преподавателем доступным языком для студента, как бы переформулируя на более понятный язык с обозначением подробного алгоритма целей и задач каждого семинара. Каждая часть курса должна ставить такие проблемы, с которыми человек сталкивается каждый день в результате своей профессиональной деятельности, например: «как правильно организовать свое рабочее место при приготовлении того или иного блюда», таким образом студент будет чувствовать, что учебный процесс предназначен именно для него.

Следующим аспектом мотивации к обучению является уникальное преимущество: возможность внедрить свои знания, навыки и умения на практике. Например, можно смоделировать рабочий день на кухне ресторана и таким образом, во-первых, студент будет не просто читать текст, а погрузится в некое действие/игру.

Во–вторых, он узнает свои обязанности, ежедневные ситуации, в том числе проблемные, рабочего процесса и сможет сам смоделировать решение той или иной проблемы в разных вариантах. Это основное преимущество напрямую связано постулатом андрогогики, что люди лучше всего учатся на практике.

Чтобы мотивировать студента необходимо дать ему возможность испытать себя и, что не менее важно, дать ему возможность совершить ошибку в процессе обучения, увидеть и проанализировать ее, и самому составить вариант алгоритма как избежать этой ошибки и/или исправить ее. В этой ситуации студент сам понимает, что привело его к этой ошибке и как ее исправить на практике. Это напрямую ведет к эффективности обучения и повышения производительности труда в будущем. Ведь если студент имеет возможность допускать ошибки в процессе практического обучения, то в своей реальной работе у него, возможно, будет такая же возможность их больше не повторить.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе первого года обучения, когда только начинается адаптация студента в учебном заведении – это привыкание к новым условиям учебной деятельности, педагогу при первой встрече со студентом важно грамотно провести первое вводное занятие в профессию с обозначением будущих профессиональных целей. По нашему мнению, это занятие необходимо начинать с опроса и выяснения целей обучения каждого студента, задать правильный мотивационный ориентир, применяя к каждому индивидуальный подход.

Автором подтверждается гипотеза, выведенная из практического опыта педагогической деятельности, что студенту необходимо подробно разъяснить весь его образовательный путь от начала и до конечного результата – получения диплома о присвоении квалификации специалиста. Для достижения конечной цели автором предлагается составить «индивидуальный алгоритм профессионального развития», в котором должны быть прописаны цели и задачи, будут отслеживаться ежегодные результаты продвижения (как положительные, так и неудовлетворительные), проводиться корректировка профессиональных навыков на протяжении всего учебного процесса.

Индивидуальный алгоритм профессионального развития студента станет основой «Портфолио», которое студент получит при выпуске из учебного заведения совместно с дипломом, и сможет применить при дальнейшем устройстве на работу. Портфолио будет пополняться его профессиональными достижениями на протяжении всей жизни и будет служить подтверждением его профессионального развития и социализации в обществе.

Список использованной литературы:

  1. Жильцова О.Н. О воспитательных и социальных функциях преподавателя в условиях цифрового пространства // Цифровое пространство: экономика, управление, социум: сборник научных статей I Всероссийской научной конференции. — Смоленский государственный университет. — 2019. — С. 75-79.
  2. Романенкова О.Н. Маркетинговое исследование российского рынка высшего профессионального образования. — Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 36. № 8 (262), 2012, с. 143-146.
  3. Земляк С.В., Романенкова О.Н. Методическое обеспечение рейтинговой системы оценки учебной работы магистрантов / Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ВЗФЭИ. — 2011. — С. 33-34.

УДК 336.1

Селезнёва Л. В. — мастер производственного обучения, ГБПОУ КПТ Колледж пищевых технологий, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: larissa-nakhodka@mail.ru

Algorithm for the development of a student as a future professional in the learning process

Selezneva L. — Master of Industrial Education, GBPOU KPT College of Food Technologies, St. Petersburg, Russia

Annotation: The article analyzes the social and professional problems arising as a result of vocational training of secondary vocational education students. An algorithm for setting goals and objectives in the educational process for adaptation and motivation of college students to acquire professional skills is shown.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Селезнёва Л. В. Алгоритм развития студента как будущего профессионала в процессе обучения // Маркетинг и логистика. – 2020. – 4 (30). — с. 38-43.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».