Анализ особенностей обязательной маркировки иностранной обуви, ввозимой на территорию Российской Федерации

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: маркировка обуви средствами идентификации станет обязательной с 1 марта 2020 г. В статье рассматриваются правила обязательной маркировки иностранной обуви, ввозимой на территорию Российской Федерации. Автором проводится анализ действующего законодательства РФ в области обязательной маркировки обуви, в результате которого определяются проблемы такой маркировки и предлагаются меры по ее совершенствованию.

Импорт товаров является одним из важнейших направлений экономики Российской Федерации. Высокая значимость импорта товаров обусловлена необходимостью удовлетворения внутреннего спроса на товары со стороны населения Российской Федерации, а также с точки зрения развития международных экономических связей.[1]

В настоящее время основу российского импорта составляет механическое и электрическое оборудование, суммарная доля которого в импорте первого полугодия 2019 г. превысила 37%. Значительную долю в российском импорте первого полугодия 2019 г. также имеют автомобили и части к ним (8%), продовольствие (5-7%), пластмассы и изделия из них (4%), медикаменты (3,5%), одежда и обувь (3,5%), черные металлы и изделия из них (3%) (табл. 1).

Российский импорт

Таблица 1. Российский импорт важнейших товаров в первом полугодии 2019 г. [2]

Как видно из данных таблицы 1, в российском импорте важное место занимает импорт продукции легкой промышленности: предметов одежды и обуви. В частности, важное место занимает импорт обуви с верхом из натуральной кожи, которая классифицируется в товарной позиции 6403 ТН ВЭД ЕАЭС.

Так, в первом квартале 2019 г. на территорию РФ было ввезено свыше 19 млрд. пар обуви с верхом из натуральной кожи общей стоимостью более 455 млн. долларов США. При этом доля стран дальнего зарубежья в импорте составила 92,4 % по количеству и 96,8 % по стоимости (соответственно, доля стран СНГ составила 7,6% и 3,2%).

Основные стран – партнеры РФ по импорту обуви с верхом из натуральной кожи: Китай, Турция, Вьетнам, Италия, Беларусь, Индонезия, Индия (табл. 2).

импорт обуви из натуральной кожи

Таблица 2. Основные стран – партнеры РФ по импорту обуви из натуральной кожи в первом квартале 2019 г. [2]

Важно отметить, что в 2019 году произошли существенные изменения, касающиеся правил ввоза иностранной обуви на территорию РФ. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 в отношении обуви начинает действовать обязательная маркировка средствами идентификации.[3]

Эксперимент по маркировке обуви проводился с 1 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г., план-график которого показан на рисунке 1.

маркировка обуви

Рисунок 1. План-график проведения эксперимента по маркировке обуви [4]

В целях проведения данного эксперимента ФТС России разработала методические рекомендации для участников эксперимента от 03.09.2018 г., а также согласовала с ООО «Оператор-ЦРПТ» описание бизнес-процессов при реализации эксперимента по маркировке обуви. Обязательной маркировке подлежит обувь, которая классифицируется в товарных позиция 6401-6405 ТН ВЭД ЕАЭС (табл. 3).

Категории обуви

Таблица 3. Категории обуви, подлежащей обязательной маркировке [5]

В связи с окончанием эксперимента по маркировке обуви и принятием Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 на основании п. 2 данного постановления импортеры обуви должны [3]:

1)        пройти регистрацию в информационной системе мониторинга с 1 июля по 30 сентября 2019 г.

2)        в срок не позднее 30 дней со дня регистрации обеспечить готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с информационной системой мониторинга

3)        после регистрации направить оператору информационной системы мониторинга заявку на предоставление удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии в электронной форме

4)        пройти тестирование информационного взаимодействия собственных программно-аппаратных средств и информационной системы мониторинга в срок не позднее 60 дней со дня их готовности

5)        с 1 марта 2020 г. вносить в информационную систему мониторинга сведения о маркировке обуви

6)        при наличии на 1 марта 2020 г. нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 1 марта 2020 г., в срок до 1 мая 2020 г. осуществить их маркировку

7)        до 1 апреля 2020 г. осуществить маркировку обуви, ввезенной в РФ после 1 марта 2020 г., но приобретенной до 1 марта 2020 г.

Маркировка обуви средствами идентификации является обязательной с 1 марта 2020 г. По желанию участники оборота обуви в РФ вправе наносить средства идентификации с 1 октября 2019 г. Средства идентификации должны наноситься на потребительскую упаковку, или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров (рис. 2).

Эмиссия кодов

Рисунок 2. Эмиссия кодов маркировки обуви [6]

Если участник оборота обуви имеет возможность полностью описать товар, при маркировке обуви вносится следующее описание:

  • модель производителя (должен совпадать с номером модели указанному в сертификате или декларации соответствия)
  • страна производства
  • 4 знака кода ТНВЭД ЕАЭС
  • вид обуви
  • вид материала, использованного для изготовления верха обуви
  • вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви
  • вид материала, использованного для изготовления низа обуви
  • бренд (торговая марка)
  • ИНН российского производителя, или ИНН импортера
  • цвет
  • размер в штрихмассовой системе
  • наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме)

Если участник оборота обуви не имеет возможности полностью описать товар, при маркировке обуви указывается сокращенное описание:

  • пол обуви (мужская, женская, детская)
  • ИНН собственника товара
  • 2 знака кода ТНВЭД ЕАЭС (группа «64»)
  • способ ввода товара в оборот (ввезен в РФ, произведен в РФ)

Маркировка обуви в качестве остатков и ввод ее в оборот разрешается с даты технической готовности идентификационных средств и до истечения 7 месяцев с даты начала обязательной маркировки обуви (период маркировки остатков обувных товаров с 01.07.2019 по 31.01.2020). Срок действия маркировки на остатки отсчитывается с даты ввода обуви в оборот и составляет 2 года.

Обеспечение визуального отличия кода маркировки остатков обуви от кода вновь импортированной обуви осуществляется в форме представления DataMatrix (рис. 3).

 маркировка обуви

Рисунок 3. Слева маркировка остатков обуви, справа маркировка вновь импортированной обуви [6]

Введение новых правил, касающихся обязательной маркировки иностранной обуви, обусловило ряд проблем, связанных с таможенным оформлением импортной обуви.

Основная проблема связана с выпуском немаркированной импортной обуви в свободное обращение на территории РФ. Так, некоторые таможенные органы уже в 2019 году начали отказывать в выпуске обуви, на которой отсутствует маркировка средствами идентификации.

В данном контексте отметим, что в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что (п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС) [7]:

1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру;

2) уплачены таможенные сборы за таможенные операции.

Ввод иностранной обуви в оборот на территории РФ означает выпуск таможенными органами для внутреннего потребления обуви, ввозимой в РФ (п. 2 первого раздела ПП РФ N 860). Условиями процедуры выпуска для внутреннего потребления являются (п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС) [8]:

— уплата ввозных пошлин, налогов и особых видов пошлин

— соблюдение запретов и ограничений

Поскольку маркировка товаров средствами идентификации относится к ограничениям, в целях их выпуска для внутреннего потребления на территории РФ данное условие должно быть соблюдено в обязательном порядке. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров при невыполнении условий их выпуска (пп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС).[9]

Вместе с тем отметим, что на территории РФ ввод в оборот обуви без нанесения на них средств идентификации, а также оборот и вывод из оборота обуви, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 марта 2020 г. (п. 6 ПП РФ N 860). Из вышеизложенного следует, что в настоящее время и до 1 марта 2020 г. таможенные органы не могут отказывать в выпуске обувных товаров, не маркированных средствами идентификации.

Другая проблема связана с правилами таможенного декларирования импортной обуви. В частности, действующая Инструкция о порядке заполнения декларации на товары (ДТ), которая используется при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления, не содержит требований об указании в графе 31 ДТ сведений о средствах идентификации в отношении обуви – такое требование есть только в отношении меховых изделий (пп. 29 п. 15 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257).[10]

Для решения проблем таможенного оформления импортной обуви можно предложить следующие меры:

  1. Внесение изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 в части указания кодов маркировки в графе 31 в соответствии с правилами заполнения ДТ.
  2. Предоставление возможности таможенного декларирования обуви в упрощенном порядке с использованием кода маркировки в качестве классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС.[11]
  3. Использование кода транспортной упаковки в качестве группировки единиц товара в транспортную упаковку для логистических целей.[12]

Таким образом, цифровая маркировка должна внести существенный вклад в государственное регулирование оборота обувных товаров на территории РФ. Обеспечение реальных и разумных сроков внедрения маркировки позволит повысить эффективность противодействия обороту нелегальной обуви. При этом имеющиеся проблемы с таможенным оформлением импортной обуви должны быть решены в кратчайшие сроки, в том числе за счет реализации предложенных в статье практических рекомендаций.

Список использованной литературы:

  1. Худжатов М.Б. Исследование дифференциации внешнеторговых цен с применением дисперсионного анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 1. С. 91-101.
  2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php (дата обращения: 13.08.2019).
  3. Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2019).
  4. Гусева Т.А., Путило А.П. Противодействие незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 29. № 1. С. 59-63.
  5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2019).
  6. Официальный сайт ООО «Оператор-ЦРПТ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://crpt.ru/ (дата обращения: 13.08.2019).
  7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2019).
  8. Воротынцева Т.М., Сауренко Т.Н., Худжатов М.Б. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: учебное пособие / Москва, 2018.
  9. Худжатов М.Б., Адамова О.В. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций // В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 176-184.
  10. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.08.2019).
  11. Арский А.А. Проблемы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2018. – №4. – с. 16-20.
  12. Арский А.А. Технология снижения логистических издержек // Управленческие науки. – 2013. – № 4. – С. 54-56.

УДК 339.564

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Analysis of the features of mandatory marking of foreign shoes imported into the territory of the Russian Federation

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The marking of shoes will become mandatory on March 1, 2020. The article discusses the rules for the mandatory marking of foreign shoes imported into the territory of the Russian Federation. The author analyzes the current legislation of the Russian Federation in the field of marking of shoes, as a result of which the problems are identified and measures are proposed.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Анализ особенностей обязательной маркировки иностранной обуви, ввозимой на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2019. – №4 (24). — с. 35-46.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».