Анализ проблем экспертизы косметических товаров в таможенных целях и пути их решения

Ольга Вадимовна Архангельская

Анастасия Витальевна Кузнецова

Аннотация: В последние десятилетия во всем мире в целом, и в нашей стране в частности, возрастает спрос на косметические товары и, следовательно, увеличивается ее потребление. Исходя из этого, в настоящее время в торговом обороте находится огромное количество новых товаров косметической отрасли, как отечественного, так и зарубежного производства. Цель работы состоит в анализе проблем экспертизы товаров в таможенных целях и предложение путей их решения на примере косметических товаров.

За последние несколько лет российский рынок смог как-никогда наполниться различного рода товарами как импортными, так и отечественными. Спрос потребителей на качественные товары не утихает, особенно это наблюдается в отношении парфюмерно-косметической отрасли. В связи с этим поднимается вопрос о предъявляемых требованиях безопасности  к таким товарам. Товары косметической отрасли придают не только красивый внешний вид, но и дарят здоровый вид коже, помогая соответствовать общепринятым нормам, соблюдать элементарные правила гигиены и удовлетворять потребности в роскоши. Следует отметить, что вопросы безопасности товаров косметической отрасли стоят достаточно остро. Документом подтверждающим безопасность товаров является декларация соответствия. Необходимость декларирования соответствия косметики соответствует техническому регламенту ЕАЭС (Таможенного союза) «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Сегодня в странах ЕАЭС в обязательном порядке предусмотрено именно декларирование соответствия (ранее была необходима сертификация). Сертификация же может быть оформлена добровольно.

На протяжении последних нескольких лет явно заметно увеличение объема реализуемой парфюмерии и косметики на российском рынке. Ежегодно показатели торгового оборота увеличиваются на 10%. Отрасль трансформируется, появляется все больше новых торговых сетей, открытые рынки медленно уходят в прошлое, увеличивается приток интернет-магазинов и интернет-покупателей, а государство вынуждено все  стремительнее вести борьбу с контрафактной продукцией.

Известно, что основным показателем успешной деятельности правоохранительной системы является профилактика преступлений, недопущение их реализации, прекращение преступной деятельности на этапе зарождения преступных замыслов.[1] Парфюмерия и косметика относятся к товарам высшей ценовой категории и все они в большинстве своем импортируются из третьих стран. И как показывает практика, в отношении таких товаров достаточно часто происходят правонарушения в области технического регулирования и в таможенной сфере, в том числе недостоверное декларирование.  При таможенном декларировании в 33 графе декларации на товары (ДТ) декларанты обязаны заявлять код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД). Чтобы избежать неверного определения кода при таможенном контроле, нужно точно знать классификационные признаки, свойства товаров парфюмерно-косметической отрасли. Актуальность данного вопроса подтверждает многочисленная судебная практика.

Можно выделить характерные признаки, идентифицирующие косметические товары, а именно:

  • способом применения косметических товаров является только наружное применение;
  • местами нанесения могут являться; слизистая оболочка полости рта и зубы, кожа и ногти, губы и волосяной покров, а также половые органы.

Целью применения косметических товаров является придание ухоженного и здорового внешнего вида телу человека, что влечет за собой явное психологическое, эстетическое и гигиеническое назначение таких.[2] Наиболее обширную классификацию в видовом отношении товаров представляет косметическая продукция.

Для целей экспертизы в настоящее время косметическую продукцию подразделяют на следующие виды товаров:

  • кремы косметические, представляющие собой смесь натуральных и синтетических компонентов таких как: различные жиры, воски, масла, витамины, настои трав, консерванты и отдушки, обеспечивающие потребительские свойства этих товаров;
  • моющие гигиенические косметические изделия, представляющие собой гели, водные растворы, эмульсии на основе поверхностно-активных веществ со специальными добавками, обеспечивающими потребительские свойства таких изделий;
  • средства для ухода за волосами, используемые для создания прически и ее фиксации на длительное время;
  • средства, используемые для поддержания гигиены полости рта, представляющие собой водные или спиртоводные растворы лечебно – профилактических веществ, ароматизирующих, вкусовых и других добавок;
  • изделия косметические гигиенические (жидкие), представляющие из себя спиртово-водные растворы, суспензии, эмульсии на основе действующих компонентов и прочих полезных добавок;
  • продукция декоративной косметики, представляющие собой широкий видовой ассортимент товаров, используемых для макияжа лица, глаз, тела, губ и волос;
  • косметика для ухода за ногтями, представляющая собой суспензии наполнителей и пленкообразователей с добавлением красителей, масел, пластификаторов и прочего, что помогает обеспечивать потребительские свойства товаров, а также масла, жидкости, гели.[3]

Необходимо выделить проблемы экспертизы косметических товаров. Группы 33 и 34 ТН ВЭД недостаточно подробно детализированы, содержат неполную информацию в текстах Примечаний, а также имеются различия между текстами товарных позиций и Пояснениями к товарам из групп 33 и 34 ТН ВЭД.  Поэтому при таможенном контроле достоверности заявленного кода товаров из групп 33 и 34 ТН ВЭД должностные лица таможенных органов должны уточнять сведения, содержащиеся в 31 графе ДТ и товаросопроводительных документах, предоставленных при таможенном декларировании.

В этом аспекте большое значение имеют документы, которые содержат сведения о составе компонентов парфюмерно-косметической продукции. Если же по каким-либо причинам декларант не предоставил такого рода сведения, то таможенным органам необходимо запросить следующие документы, в которых могут отражаться необходимые сведения: инструкции по использованию (применению); заключение эксперта (акт экспертизы); сертификат анализа товара или протоколы испытания, технические условия.[4]

Особенностью товаров группы 33 ТН ВЭД ЕАЭС является включение в нее не только парфюмерно-косметической продукции, а также пищевых добавок для производства продуктов питания и напитков. Следовательно, для достоверной классификации по ТН ВЭД ЕАЭС такой продукции необходимо четко определять их ингредиентный состав, который впоследствии отразит основное качество (свойство) этих товаров, придаваемое этими добавками. Если количество добавок в составе продукции превышает количество пищевых компонентов, и именно эти добавки придают основное качество продукции (ароматизацию), то такие товары будут рассматриваться как пищевые ароматизаторы группы 33 ТН ВЭД.  В случае выявления превышения доли пищевых компонентов, влияющих на основное качество конечных товаров, то такие товары можно считать пищевыми добавками товаров группы 21 ТН ВЭД.

В свете положений нового ТК ЕАЭС, коснувшихся различных направлений таможенного дела, среди которых совершение таможенных операций, таможенные процедуры, таможенный контроль и таможенные платежи [5], необходимо отметить, что в целях повышения правильности таможенной классификации по ТН ВЭД парфюмерно-косметической продукции и эффективности контроля достоверности заявленного классификационного кода, необходимо разрабатывать более эффективные методы идентификации и классификации товаров в таможенных целях. Следует обратить внимание на необходимость подробно изучать маркировку такой продукции, ее состав, в том числе с использованием экспертных методов, выявить количественное соотношение компонентов в такой продукции, для подтверждения ее действительного функционального назначения.

Основные положения, выделенные авторами можно структурно представить следующим образом.

 Код ТН ВЭД ЕАЭС необходимо указывать в таможенной декларации при декларировании товаров в таможенных органах. От кода зависит ставка таможенной пошлины и НДС, применение мер нетарифного регулирования и необходимость соблюдения установленных запретов и ограничений. Указание в таможенной декларации неправильно определенного кода может привести к увеличению затрат, а иногда к правонарушениям. Определение кода товара не представляет затруднений, однако, по некоторым видам продукции, их классификация может потребовать привлечения специалистов, проведения экспертиз и занять довольно продолжительное время.

 Всего в классификаторе ТН ВЭД содержится 21 раздел. Определение кода ТН ВЭД происходит на основании характеристики товара, изложенной в нормативно технических документах.[6]

Идентифицировать парфюмерно-косметическую продукцию можно, прежде всего, по этикетке, если маркировка информационно полная. Идентификацию косметической продукции проводят с целью подтверждения соответствия, выявления фальсифицированной продукции при закупке, контроле и оценке безопасности, при экспертизе некачественной продукции и в ряде других случаев.

В ходе проведенного исследования, были выявленные проблемы идентификации косметических товаров для таможенных целей, что говорит о недостаточно разработанном механизме распознавания товаров. Идентификация или распознание является основой для присвоения кода ТН ВЭД, что является значимой операцией при таможенном контроле. В связи с этим, авторы делают выводы о целесообразности разработки научного подхода к классификации товаров с выделением признаков идентификации.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика. – – №4 (12). – с. 5-10.
  2. Гамидуллаев С. Я., Петрова Я. Я., Багрикова С. В., Федотова Г. Ю. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: Учебник: В 4 т. — СПб.: Троицкий мост, 2015. — Т. 2. — 400 с.
  3. Федотова Г. Ю. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: Учеб­ ник. — СПб.: Троицкий мост, 2013. — 408 с.
  4. Зыков А.А., Котов А.Ю. Перспективы развития системы таможенного администрирования в условиях формирования Евразийского экономического союза. В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте». 2015. — С. 496-508
  5. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. 2017. № 4 (12). С. 91-100.
  6. Воротынцева Т.М. Классификация товаров во внешнеэкономической деятельности: В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте». 2015. — С. 537-541.

УДК 339

О. В. Архангельская, А. В. Кузнецова – студенты экономического факультета, направление «Таможенное дело» Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: cInEmabizarres@mail.ru

Научный руководитель — Т. М. Воротынцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

Аnalysis of the problems of examination of cosmetic products for customs purposes and ways of their solution

O. Arkhangelskaya, A. Kyznetsova – students faculty of Economics, direction of customs of Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia.

Scientific director – T. Vorotyntseva, candidate of economical sciences, Associate Professor, Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia.

Annotation: In recent decades, the demand for cosmetic products has been increasing all over the world in General, and in our country in particular, and, consequently, its consumption is increasing. Based on this, currently in trade is a huge number of new products of the cosmetic industry, both domestic and foreign production. The purpose of the work is to analyze the problems of goods examination for customs purposes and propose ways to solve them on the example of cosmetic products.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Архангельская О. В., Кузнецова А. В. Анализ проблем экспертизы косметических товаров в таможенных целях и пути их решения // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 16-23.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».