Анализ проблем экспортного контроля

Татьяна Михайловна Воротынцева

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проведения экспортного контроля в отношении товаров, которые могут быть использованы для производства оружия массового поражения. Проводится анализ основных инструментов экспортного контроля, а также сделана попытка провести анализ причин возникновения проблем при перемещении через государственную границу РФ товаров, подлежащих экспортному контролю.

В соответствии с  Федеральным законом  «Об экспортном контроле» под экспортным контролем в Российской Федерации понимают комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного нормативными правовыми актами порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (далее ОМП), средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и совершении террористических актов.[1]

Государственное регулирование в сфере экспортного контроля является значимой частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, цель которой состоит в обеспечении безопасности государства, его национальных интересов. Выполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ОМП неразрывно связаны с национальным механизмом экспортного контроля.

Элементы механизма государственного регулирования в сфере экспортного контроля представлен на рисунке 1.

Элементы механизма государственного регулирования в сфере экспортного контроля

Рисунок 1. Элементы механизма государственного регулирования в сфере экспортного контроля

Элементы экспортного контроля достаточно точно регламентированы в национальном законодательстве, но при этом анализ судебной практики показывает, что механизм исполнения требований законодательства не достаточно эффективен.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Ч.1 ст. 14.20) предусматривает административную ответственность за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, в отношении которых установлен экспортный контроль и которые могут применяться при создании ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, без специального разрешения (лицензии). В частности, такой порядок предусмотрен для вывоза подобной  продукции из Российской Федерации в Республику Белоруссию и в Республику Казахстан, а также при ввозе из этих государств отдельных категорий такой продукции, требуется получение лицензий ФСТЭК России.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» к контролируемым  товарам и технологиям относятся: материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и совершения террористических актов.[1] Следует отметить, что   списки контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и их передача (в том числе прав на них) иностранным лицам, согласно ст.19 №183-ФЗ подлежат лицензированию.

Однако анализ материалов судебной практики показал, что имели место случаи вывоза с территории РФ бронежилетов, подпадающих под действие п.1.1.5. Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль без разрешительных документов, как это закреплено в законодательстве.[2] По заключению идентификационной экспертизы, вывозимые бронежилеты являлись пуленепробиваемыми предназначенными для индивидуальной защиты тела человека от возможных ранений пулями стрелкового оружия, поражающими элементами и холодным режущим оружием, изготовлены по стандартам или техническим условиям на товары народного потребления, но подпадали под действие п.1.1.5. Списка товаров и технологий двойного назначения.[3] Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий процесс. В тоже время идентификация является инструментом выявления фальсификации.[4]

В результате таможенного контроля были выявлены факты нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в области таможенного дела, выразившиеся в несоблюдении запретов и ограничений в области экспортного контроля.  Одной из причин таких нарушений является неверное толкование норм права.

Другим примером административного правонарушения может служить случай, когда Березниковским таможенным постом Пермской таможни в 2015 было возбуждено дело в отношении ОАО «Соликамский магниевый завод». «Соликамский магниевый завод» вывозил на Украину 49,940 кг пентаоксида тантала с содержанием 99,99 процентов Ta2O5 без разрешения Комиссии по экспортному контролю, как  предусмотрено  письмом от 21.05.2015 № 24056/1611 ФСТЭК России в соответствии со ст. 20 Федерального Закона от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле».

В ходе документального контроля было принято решение о привлечении специалистов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) для оказания содействия в проведении таможенного контроля в соответствии со ст. 102 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС).

С учетом политической обстановки на Украине, профиля производственной деятельности импортера, и в этой связи, возможной областью применения вышеназванной продукции, экспертами сделан вывод о наличии значительного риска ее использования в производстве вооружения, военной и специальной техники для силовых структур Украины. Данное заключение экспертов, говорит о нарушении положений всеобъемлющего контроля участником ВЭД, в частности, запрет передачи контролируемых товаров иностранному получателю, в случае указания им в качестве места использования приобретаемой технической продукции территории с регламентированным посещением для иностранных граждан либо территории, на которой отмечается высокий уровень террористической активности. Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.[5] В данном случае порядок передачи контролируемых товаров был нарушен.

Кроме этого, потенциально опасным фактором риска нарушения законодательства в области экспортного контроля является применение современных нанотехнологий для создания новых товаров и услуг, которые могут использоваться как в мирных целях, так и для создания оружия массового поражения. Возрастает угроза попадания таких технологий в руки террористических и экстремистских организаций.  Именно поэтому возникает необходимость постоянно совершенствовать инструменты и механизмы государственного регулирования в области экспортного контроля, включая меры в отношении продукции военного назначения.

В связи с совершенствованием технологий, некоторые товары, приходиться исключать из списков и относить их к «продукция общегражданского назначения».[6] В соответствии с разъяснениями ФСТЭК «продукция общегражданского назначения» – это материалы и оборудование, изготовленные по стандартам и техническим условиям на товары народного потребления, свойства которых исключают их применение в военные целях. Но при этом растет число инновационных товаров, которые наоборот необходимо включать в контрольные списки, и подвергать более тщательной проверке со стороны ФСТЭК.

Следует отметить, что за последние годы широкое внедрение получили нанотехнологии в производстве широкой номенклатуры товаров, особенно в оборонных отраслях промышленности и в сфере здравоохранения. Отдельные виды товаров, изготовленных с использованием нанотехнологий, используют в военных целях для обеспечения безопасности государства и в сфере на­родного хозяйства, то есть они являются продукцией двойного назначения.

При разработке законодательных актов необходимо учитывать специфическую особенность нанотехнологий и практический опыт изучения вредных последствий влияния наноматериалов на окружающую среду, здоровье и жизнь человека (нанотоксикология). Без учета специфических особенностей нанотехнологий   не представляется возможным предусмотреть в законодательных актах надлежащие  требования безопасности.

В перспективе наиболее широкое народнохозяйственное применение разрабатываемых технологий и материалов планируется в таких отраслях, как строительство, машиностроение, гражданское авиастроение, медицина и других, где снижение веса объекта имеет стратегическое значение. Для произво­дства деталей и даже готовых товаров возможно использование технологии быстрого прототипирования или аддитивных технологий. Суть аддитивных технологий заключается в наложении материалов для создания объектов слой за слоем. Этим они отличаются от обычных технологий производства, подразумевающих механическую обработку. Разрабатываемые по нанотехнологиям материалы могут иметь высокие прочностные свойства сопоставимые с такими материалами как АБС пластик и алюминиевые литьевые сплавы и др. Например, такая технология может использоваться для создания беспилотных летательных аппаратов военного назначения, которые входят в контрольные списки экспортного контроля.

Анализ результатов исследования позволяет выделить основные причины нарушения законодательства в сфере экспортного контроля:

— отсутствие фактического контроля вывозимого товара, что создает риск замены кодов ТН ВЭД ЕАЭС контролируемых товаров, на коды товаров, не подлежащих экспортному контролю;

— отсутствие правил осуществления экспортного контроля при перемещении контролируемой продукции двойного назначения в рамках взаимной торговли со странами — участницами ЕАЭС — Республикой Белоруссией и Республикой Казахстан, Киргизией и Арменией;

—  неоднозначное толкование норм права;

— создание ряда принципиально новых и потенциально опасных товаров, таких как биоподобные наноструктуры с непредсказуемыми свойствами [7];

— риск снижения контроля распространения и использования результатов разработок террористическими и экстремистскими организациями в связи с участием в области нанотехнологий неправительственных корпораций.

В целях совершенствования экспортного контроля следует постоянно проводить детальный мониторинг последствий воздействия нанотехнологий на окружающую среду, здоровье и жизнь человека, животных и растений, разрабатывать мероприятия, контролирующие применение наносистем в сфере создания ОМП и создания механизма противодействия возникающим угрозам.

Система управления рисками при таможенном контроле должна стать действенным защитным механизмом противодействия, посредством создания профилей риска с учетом особенностей нанотехнологий и нанопродукции с неконтролируемыми свойствами.

Целесообразно ужесточить требования к описанию продукции нанотехнологий при декларировании товаров, подлежащим экспортному контролю.

Таким образом, усиление контроля передачи товаров, подлежащих экспортному контролю, включая товары, производимые с использованием наукоемких технологий, к которым относятся инновационные технологии, в том числе нанотехнологии является важнейшей общегосударственной задачей.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
  2. Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (с изменениями и дополнениями).
  3. Приказ ФТС России от 27.03.2012 № 575 (ред. от 26.09.2014) «О контроле за экспортом товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
  4. Воротынцева Т.М. Идентификация автотранспортных средств. Курс лекций // М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – С.4.5.
  5. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Учебное наглядное пособие// М.: Издательство Российской таможенной академии, 2016.- С.29.6.
  6. Письмо Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 13.08.2013 N 240/51/1747 «О разъяснении термина».
  7. «Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» (одобрено Правительством РФ 17.01.2008).

УДК 339.544

Т. М. Воротынцева – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mstata67@list.ru

Analysis of the problems export control

T. Vorotyntseva – candidate of economical sciences. Associate Professor, Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia

Annotation: The article discusses the features of the export control in respect of goods that can be used to produce weapons of mass destruction. The analysis of the main instruments of export control, and attempt to analyze the causes of problems when moving through frontier of the Russian Federation of goods subject to export control.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат:  Воротынцева Т. М. Анализ проблем экспортного контроля // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2 (10). – с. 131-139.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».