Аутсорсинг в сфере здравоохранения: частная «Скорая помощь»

Лариса Сергеевна Должикова

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы обеспечения граждан в регионах медицинским обслуживанием, в том числе «скорой помощи» и услугами младшего обсуживающего медицинского персонала. Проанализированы возможности качественного медицинского обслуживания и результативное  использование ресурсов. Выявлена и обоснована необходимость внедрения негосударственных лицензированных организаций в процесс квалифицированного и эффективного медицинского обслуживания. На основе результатов анализа предлагается создание условий для обслуживания транспортных процессов «скорой помощи» и функций младшего обслуживающего медицинского персонала негосударственными организациями, дается техническая мобилизация отдельных процессов работы «скорой помощи», формулируются основные качественные характеристики.

Отечественная медицинская отрасль переживает кризисный период своего развития. Причиной тому служит комплекс факторов, некоторые из них будут рассмотрены в этой статье.

Здоровье населения – это важнейший показатель благополучия нации. Несмотря на значительное улучшение ситуации по сравнению с периодом 90-х-2000-х годов отрасль сталкивается с системными проблемами своего функционирования. Между тем на протяжении последних лет социологические опросы показывают, что на первое место россияне ставят здоровье. Зачастую жизнь россиянина напрямую зависит от скорости и качества оказания медицинской помощи. Ежечасно врачи скорой помощи спасают сотни жизней людей и важно, чтобы эта помощь была оказана своевременно и качественно. Одной из причин смертности по исследованию Министерства здравоохранения Российской Федерации остается по-прежнему, не вовремя оказанная квалифицированная медицинская помощь, а это уже угроза национальной безопасности страны.

За последние годы внедряются концепции развития и модернизации системы здравоохранения, однако размеры финансирования из бюджетов разных уровней (за счет обязательного медицинского страхования) не обеспечивают в полной мере финансирование всех спектров медицинских услуг. В то же время имеет место быть в отдельных слоях системы регионального здравоохранения неэффективное расходование средств и непродуктивная оптимизация систем качественного обслуживания населения, иногда слабо результативное  использование имеющихся материальных и кадровых ресурсов.

В статье автора «Стимулирование малого бизнеса на региональном уровне», опубликованной в феврале 2016 года, была рассмотрена проблемы развития малого бизнеса в регионах России. Автором была выдвинута идея о встраивании функционала малого бизнеса в действующие процессы медицинского обслуживания, на примере формирования «Скорой помощи» коммерческими структурами, т.е. аутсорсинга медицинских услуг.[1]

Идея статьи нашла поддержку 23 марта 2016 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал перечень поручений по вопросам, связанным с организацией оказания скорой и неотложной медицинской помощи. В частности В.В. Путиным было поручено «…рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи, включая установление мер ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи, в случаях передачи функций по предоставлению транспортных услуг негосударственным организациям. Доклад – до 20 июня 2016 г.».[2]

Основной проблемой медицины в регионах, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), граждане считают нехватку медицинских кадров, которая ведет к чрезмерной нагрузке на врачей и особенно младший обслуживающий медицинский персонал и, соответственно, снижает качество помощи. Существует и дефицит кадров в медицинской отрасли. Совершенствование системы оплаты труда принесло частичный положительный результат, но не в секторе оплаты труда младшего медицинского персонала, таких как сестра-хозяйка, младшая медсестра (младший медбрат), медрегистратор (в поликлиническом учреждении), санитар, санитарка, сиделка, няня, дезинфектор. По настоящее время в регионах наблюдается острая нехватка именно таких кадров, и кроме того водителей карет «Скорой помощи». Вследствие наличия таких проблем потенциальный пациент не всегда может получить качественную медицинскую помощь, находясь в поликлиниках, стационарах или вызывая скорую помощь на дом, а именно не могут обсуживаться оперативно и с комфортом.

В современных социально-экономических условиях особая роль принадлежит оптимизации кадровой политики отечественного здравоохранения. Вопросы, связанные с кадровым обеспечением в медицине, довольно часто поднимаются и самими медиками, и профильными ведомствами, и гражданами. Приоритет развития кадрового потенциала в стране определен Государственной программой развития здравоохранения Российской Федерации.[3] Несмотря на целенаправленные комплексные меры, предпринимаемые государством по улучшению кадрового обеспечения отечественного здравоохранения в рамках федеральных и региональных программ, ситуация далека от совершенства.

Анализ заболеваемости в Смоленской области по сведениям отделения СГМ организационного отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» и по данным форм федерального статистического наблюдения, предоставленным Смоленским областным медицинским информационно-аналитическим центром Департамента Смоленской области по здравоохранению показывает, следующее: «При достаточно стабильном уровне первичной заболеваемости взрослых болезнями органов системы кровообращения, наблюдается рост общей (всего зарегистрированной) заболеваемости (на 14.8% за период 2005-2012 гг.), т.е. в популяции происходит накопление хронической патологии. Также увеличивается распространенность гипертонической болезни — на 29,4%, заболеваемость (на 37,4%) и распространенность (на 3,8%) ишемической  болезни сердца, заболеваемость цереброваскулярными болезнями – на 30%» (рис. 1).

Статистические наблюдения Смоленского областного медицинского информационно-аналитического центра Департамента

Рисунок 1. Статистические наблюдения Смоленского областного медицинского информационно-аналитического центра Департамента Смоленской области по здравоохранению

«Заболеваемость злокачественными новообразованиями населения Смоленской области (по данным формы федерального государственного статистического наблюдения № 35 «Сведения о больных со злокачественными новообразованиями») с 2005 г. до 2011 г. находилась на более низких уровнях, чем по Российской Федерации (на 5-10%) и по Центральному Федеральному округу (на 11-17%), но имеет тенденцию к росту: в 2012 г. заболеваемость увеличилась на 6,7% по сравнению с 2011г.».

Заболеваемость злокачественными новообразованиями

Рисунок 2. Заболеваемость злокачественными новообразованиями

Численность врачей всех специальностей (физических лиц) в учреждениях, оказывающих медицинские услуги населению, на конец отчетного года, тысяча человек, Смоленская область, значение показателя за год приведена ниже в таблице 1.

 Таблица 1.

Численность врачей всех специальностей

Численность врачей всех специальностей

Численность населения Смоленской области по данным Федеральной службы государственной статистики (табл.2).[4]

 Таблица 2.

Численность населения Смоленской области

Численность населения Смоленской области

По данным Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области по опубликованным на официальном сайте вакансии, актуальные с 01.01.2016 г. по настоящий момент (табл. 3).

Таблица 3.

Опубликованные вакансии Смоленской области

 Опубликованные вакансии Смоленской области

Из анализа данных таблиц следует, что заболеваемость по некоторым позициям, требующих постоянного стационарного, надзорного и экстренного лечения, увеличивается, отток врачебных кадров продолжается, крайне низкие зарплаты сохраняются в отдельных категориях, востребованных медицинских работников, при этом численность населения неизменна. Исходя из этого, назрел вопрос изменения порядка реорганизации медицинской системы, снижения социальной и финансовой нагрузки на здравоохранение, но при этом не только не потерять, а и улучшить качество работы медицинских учреждений и неотложной помощи, тем самым снизить смертность и заболеваемость.

Выход из сложившейся ситуации, автором видится в передаче региональным Департаментом здравоохранения части функций и задач сторонним коммерческим организациям, в качестве аутсорсинга и построения гибких процессов на бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на постоянной основе для достижения максимальной эффективности.

Таким образом, наиболее выгодно можно перевести на аутсортинг водителей карет «Скорой помощи», по принципу экстренного специально оборудованного такси, а здравоохранение, передав заботы по транспорту, системам его навигации, ремонту, обслуживанию, заправке, техническому осмотру специалистам исключительно этой области,  сконцентрировавшись на лечении. Тем самым экономия бюджета может составить несколько миллионов рублей в год.

Еще одна очень важная и потерявшая свою актуальность, по мнению автора, профессия младшего медицинского персонала, таких как сестра-хозяйка, младшая медсестра (младший медбрат), медрегистратор (в поликлиническом учреждении), санитар, санитарка, сиделка, няня, дезинфектор может быть переведена на аутсорсинг и быть востребованы по мере необходимости (заказа) и/или на постоянной основе для осуществления сменности дежурства медицинских работников. Таким образом, одна смена может быть определена, как работниками здравоохранения, а другая смена в порядке аутсорсинга, т.е. частная коммерческая или некоммерческая организация, включенная в реестр социально значимых услуг, предоставляющая лицензированных работников младшего медицинского состава.

«Скорая помощь» относится к разряду неотложной медицинской помощи, связанной с оперативным и качественным оказанием помощи, в этой связи, к вопросу передачи негосударственным организациям ряда функций надо подходить со всей строгостью и детальной проработкой нормативно-правового регулирования, усилением ответственности, начиная с установления и совершенствования мер ответственности за нарушения требований, ужесточения соблюдения этих мер, заканчивая лицензированием транспортных услуг и автомобилей скорой медицинской помощи. Разработать строгие критерии по выявлению соответствия транспортной деятельности негосударственной «скорой помощи» высокотехнологичным параметрам, средствам оснащения, устройствам медицинского салона. Также оттестировать систему приема вызовов, оптимизировать процесс обработки обращений в службу «Скорой помощи», уменьшить долю неучтенных обращений, автоматизировать процесс контроля работы каждого отдельного экипажа. Работа диспетчера сводиться к минимуму, исключая тем самым пресловутый человеческий фактор, отправка экипажей и отслеживание их работы должны производиться в полуавтоматизированном режиме, кроме того в реальном времени фиксируются этапы обработки обращения с отображением места, где требуется медицинская помощь, и движением машин на карте. «Скорая помощь» должна работать по системе общественного такси со своими особенностями и спецификой.

Городские службы такси давно уже работают в пятиминутном режиме, при вызове транспортного средства параметры телефона и адреса определяются автоматически, диспетчер уточняет минимум информации, тем самым время приема заявки минимизируется, затем в эту же минуту клиенту поступает оповещение о наличие машины и отправке ее по заявке, так же сообщается номер машины, минутное ожидание, тем самым сервис становится прозрачным, понятным, доступным и оперативным, не вызывает, а, напротив, снимает социальную напряженность. Клиент городского такси без препятствий может получить телефон водителя автомобиля для уточнения проезда, въезда во двор с индивидуальными особенностями. Все эти технические моменты нужно применять и на «Скорой помощи», автоматическое оповещение клиента (пациента) о том, что направлена бригада «скорой помощи» по данному вызову, через какое количество времени она приедет, какая машина, кто входит в состав бригады снимет ряд вопросов, связанных с претензионной работой, ускорит обработку информации, обслуживание экстренных вызовов, освободит диспетчерскую линию от повторных вызовов, уточнений, исключит непринятые вызовы, снимет напряжение ожидания и неизвестности у человека или его родственников в экстренной ситуации, оповещение и открытость в такой ситуации – важный психологический фактор. Своего рода создание коммерциализация некоторых функций «Скорой помощи» относится к стартапам в настоящее время.[5, 6]

Неотъемлемой частью сегодняшней жизни стала мобильная и электронная связь сети Интернет. В каждой семье, как правило, найдется хотя бы одно современное устройство связи. Поэтому такой вид деятельности, как «Скорая помощь» должен идти в ногу со временем и совершенствоваться на благо населения и для эффективности работы. Таким образом, необходимо создать мобильное приложение для оптимизации работы транспорта в медицине, для одновременного удобства населения и «скорых», для прозрачности работы, для оперативного спасения самых экстренных случаев, для исключения спорных ситуаций и снятия негативной реакции на работу «Скорой помощи». Помимо всех перечисленных качественных показателей, осведомление в движении экипажа будет психологически положительно воздействовать на человека в период ожидания.

Список использованной литературы:

  1. Должикова Л.С. Стимулирование малого бизнеса на региональном уровне// Мир современной науки. – М.: № 1(35), 2016. 37–39 С.
  2. Перечень поручений по вопросам, связанным с организацией оказания скорой и неотложной медицинской помощи (дата обращения 20 мая 2016г.) — https://clck.ru/9vvv3
  3. Министерство здравоохранения Российской Федерации (дата обращения 20 мая 2016г.) — https://clck.ru/9vvv7
  4. Федеральная служба государственной статистики (дата обращения 20 мая 2016г.) — www.gks.ru
  5. Арский А.А. «Дорожная карта» логистических стартапов // Стратегии бизнеса. – Санкт-Петербург. Издательский дом «Реальная экономика».  №2 (10), 2015. – 3-5 С.
  6. Капитонова О. Л. «Start-up» начинающего дизайнера // Научно-практический журнал «Маркетинг и логистика». – М.: №1(1) 2015. с. 17-20.

УДК 614.2

Л. С. Должикова — региональный руководитель Общероссийской политической партии «Партия малого бизнеса России», г. Смоленск

Научный руководитель — Арский А. А., к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг и логистика» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва

e-mail: lora_dolzhikova@mail.ru

Outsourcing in the field of public health: private «Ambulance»

L. Dolzhikova — regional director of the All-Russian political party «Russian party of small business», Smolensk

Supervisor — Arsky A., Ph.D., assistant professor of «Marketing and Logistics» Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow/

Annotation: the article deals with the problem of transfer of some public services of health services to commercial organizations. The necessity of the transfer of transport processes ambulance to outsourcing. The necessity of the transfer nurses services outsourcing. Producing estimates of qualitative criteria.

Добавить комментарий