Факторное воздействие в корреляционном анализе национальной экономики России

Арский Александр Александрович

Аннотация: в статье представлена авторская интерпретация факторного воздействия на результаты корреляционного анализа, проводимого в отношении национальной экономики России в настоящее время. Обосновываются зависимости показателей промышленного производства с показателями объемов перевозки грузов в сопоставимые периоды, обусловленные секционным воздействием на национальную экономику России.

В современных условиях мирового экономического кризиса, возрастает роль повышения качества (точности) прогнозирования. 2022 год стал годом апогея применения нерыночных инструментов для конкурентного воздействия западных стран на национальную экономику России. Пессимистичные прогнозы конца первого квартала оказались в целом не верны, экономика России справляется с кризисом успешнее, чем это предполагали инициаторы санкций. Ирония глобального рынка такова, что эффект от секционного воздействия  на Россию негативно отразился на экономиках стран-инициаторов санкций.

В настоящее время актуальной задачей отечественных, да и международных экономистов, является определение факторов макросреды глобального рынка, оказывающих поддержку российской экономике. Точное определение и учет данных факторов в планировании и прогнозировании, позволит повышать экономическую эффективность отраслей национальной экономики и профилактировать негативное влияние применения нерыночных методов конкурентной борьбы с ней со стороны западного политического истеблишмента [1].

Наиболее точными результатами факторного анализа являются результаты, установленные посредством учета корреляционных связей, формирующих синергетические эффекты в экономике. Одним из таких примеров, могут служить показатели промышленного производства и объема перевозок, сложившиеся за первые восемь месяцев текущего года.

Таблица 1 — Индекс промышленного производства России периода января-августа 2021-2022 г.

Из таблицы 1 следует, что объем промышленного производства имеет положительную динамику. Факторное воздействие на данную динамику оказали меры государственной поддержки контрсанкционного характера и отложенный спрос на товары и оборудование, который сложился (не был удовлетворен) в период 2020 г. во время пандемии COVID-19.

Вторым показателем деловой активности является показатель перевозки грузов в России, который по своей сути коррелирует с объемами промышленного производства. Транспортный фактор в обслуживании производств не оспорим, это и снабжение, и распределение грузов, а также перемещение грузов внутри технологического цикла (табл. 2).

Перевозки грузов в России

Таблица 2 — Перевозки грузов в России периода января-августа 2021-2022 г. (тыс. тонн)

В целом представленные в таблице 1 объемы промышленного производства, коррелируют с объемами транспортных перевозок, представленных в таблице 2. Учитывая беспрецедентное секционное давление на национальную экономику объем перевозок в 2022 году относительно 2021 года снизился, однако превосходит аналогичные помесячные показатели 2020-го «пандемийного» года [2].

Возможно установить, что факторы, оказывающие негативное влияние на объем перевозок и объем промышленного производства, являются общими факторами, это во многом способствует корреляционной зависимости данных показателей в корреляционном анализе, результаты которого используются в прогнозировании, формировании моделей управления системой отраслевой экономики и экономикой логистических систем территорий.

Общим фактором, обуславливающим негативную динамику представленных показателей, является фактор обстоятельств непреодолимой силы, отказа иностранных поставщиков и потребителей от экспорта и импорта некоторых товарных номенклатур в Россию. Данное положение в ранее заключенных контрактах, предусматривает отказ или отсрочку исполнения обязательств в связи с действием государственных органов, делающих невозможным реализацию контрактных обязательств. Частным фактором, оказывающим негативное влияние на объемы перевозок грузов, являются санкции в отношении конкретных видов транспорта. Примером данного факторного воздействия может служить сокращение объемов перевозок морским транспортом, традиционно ориентированным на выполнение международных транспортных перевозок: экспортных грузов перегружено 439,3 млн. т. (-0,1%), импортных грузов – 24,1 млн. т. (-9,2%), транзитных грузов – 40,6 млн. т. (-3,3%) [3]. Также к частным факторам возможно отнести фактор искусственного дефицита иностранных технологий и запасных частей к оборудованию, используемому в отраслях национальной экономики, как было отмечено выше, в контрактных отношениях, будут зафиксировано наступление обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), что должно по замыслу инициаторов санкций снизить объемы производства. Нельзя не отметить негативный эффект для иностранных поставщиков данного оборудования и запчастей – их потенциальные партнеры на мировом рынке (прежде всего в КНР, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке) будут воспринимать реализованный форс-мажор как уровень высокого риска при планировании торговой и производственной деятельности со странами инициаторами санкций против российской национальной экономики.

Научная новизна данного исследования состоит в установлении общих факторов, оказывающих влияние на объекты корреляционного анализа. Корреляционный анализ, его результаты, позволяют при научной интерпретации повысить качество прогнозирования и, соответственно, повысить качество управленческих решений, формируемых на этапе планирования деятельности в отраслях промышленности и логистических отраслевых системах.

Автором будут продолжены исследования в области корреляционного и факторного анализа с целью определения взаимозависимостей и возможности поиска уязвимостей и значительных отклонений в корреляции объектов анализа.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Повышение эффективности методики комплексного экономического анализа // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2021. – № 2. – С. 7-11.
  2. Арский А.А. Учет аспекта пандемии COVID-19 в факторном анализе внешней торговли Российской Федерации // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – №3. – с. 5-10
  3. Ассоциация морских торговых портов www.morport.com [электронный документ]. (дата обращения 07.10.2022г.)

УДК 330.3

Арский А. А. — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры национальной экономики, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.

e-mail: arskiy@list.ru

Factor influence in the correlation analysis of the national economy of Russia

Arskiy A. —  Candidate of economic sciences, associate professor, Associate professor Department of national economy, RUDN University, Moscow, Russia

Annotation: the article presents the author’s interpretation of the factor impact on the results of the correlation analysis carried out in relation to the national economy of Russia at the present time. Substantiates the dependence of indicators of industrial production with indicators of the volume of transportation of goods in comparable periods, due to the sanctions impact on the national economy of Russia.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Арский А. А. Факторное воздействие в корреляционном анализе национальной экономики России // Маркетинг и логистика. – 2022. – 5 (43). — с. 5-9.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».