Генезис научного поиска в условиях импортозамещения

Галина Николаевна Лищина

Аннотация: в статье обосновывается необходимость формирования эффективных подходов в обучении слушателей, осваивающих программы дополнительного профессионального образования, результатом которых должен явится генезис новых прикладных методик и технологий, используемых при реализации программ импортозамещения в агропромышленном комплексе России. Обосновывается необходимость сближения теории и практики в области агропромышленного комплекса, в том числе, и в части управления системой на основе классических метолов выработки управленческого решения и кластерного подхода для взаимного развития потенциалов.

Динамическая среда внутреннего и внешнего рынка сельскохозяйственной продукции требует непрерывного совершенствования технологий и методик производства, а также эффективного ее распределения. В последние годы эффективной новацией в агропромышленном комплексе России стали программы импортозамещения. Идеи увеличения доли сельскохозяйственной продукции отечественного производства на внутреннем рынке, а именно снижение доли импорта, активно обсуждались с начала 2000-х годов. Но только с введением противоречащих нормам ВТО санкций со стороны США и некоторых европейских стран, обсуждаемые вопросы стимулирования отечественного производства в агропромышленном комплексе, стали трансформироваться в конкретные программы импортозамещения, поддерживаемые субсидированием и некоторыми налоговыми льготами. По состоянию на 1 ноября 2018 года объем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства в текущем году, составил 255,787 млрд. рублей. Объем финансирования увеличился на 17,05 млрд. рублей относительно средств, первоначально заложенных на 2018 год.[1; 2]

Учитывая положительную динамику реализации текущих программ импортозамещения, а также отсутствие предпосылок выхода инициаторов санкций из «санкционного тупика», актуальным представляется определение основных направлений научного поиска в области совершенствования методик дополнительного профессионального образования специалистов агропромышленного комплекса России. Совершенствование методик и поиск новых направлений развития образовательного процесса дополнительного профессионального образования, позволяет более эффективно стимулировать руководителей и специалистов агропромышленного комплекса к поиску эффективных решений непосредственно в собственной практической деятельности.[3]

Предлагается рассмотреть следующие направления генезиса эффективных решений в области совершенствования учебного процесса, реализуемого на базе профильных образовательных учреждений, таких как Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса:

Первым и основным направлением генезиса эффективных решений в области совершенствования учебного процесса является максимальное сближение теории и практики ведения производственной деятельности на предприятиях агропромышленного комплекса России. «Сближение» теории и практики возможно на основе реализации следующих мероприятий:

  1. Совершенствование режима обратной связи образовательного учреждения и слушателя до и после реализации программы дополнительного профессионального образования. Данное мероприятие должно носить системный и обязательный характер. Режим обратной связи, в данном случае, представляет собой процесс формирования запроса слушателя на овладение конкретными компетенциями до начала обучения и контроля результатов овладения компетенциями слушателем, который производится через 1-3 месяца после окончания обучения. В данном формате реализуется подход, основанный не только на удовлетворении потребительского спроса в образовательной услуге, но и формирование базиса для оценки качества программ дополнительного профессионального образования как таковых. Методикой сбора данных может служить анкетирование слушателей на специализированном портале образовательной организации.[4]
  2. Внедрение инновационных подходов управления производственной деятельностью предприятия агропромышленного комплекса, направляющего специалиста или руководителя (слушателя) на обучение по программе дополнительного профессионального образования. В данном формате реализуется подход, обеспечивающий актуализацию моделей управления производственной организацией или совершенствование управление отдельного его сегмента, например, логистической системы. Совершенствование управления на основе инновационного подхода может быть реализовано на основе методов принятия управленческих решений: мозгового штурма, метода Дельфи, морфологического метода и метода анализа круга проблем. Данные методы являются классикой в принятии управленческих решений, однако «инновационность» данного подхода, может состоять в формировании массива актуальной информации для базиса метода, в том числе, использование программных продуктов для построения моделей и расчета их экономической эффективности, например, сетевой метод планирования и управления (СПУ).[5]

Вторым направлением генезиса эффективных решений в области совершенствования учебного процесса является формирование лабораторной и испытательной базы для апробации, наблюдения и формирования результатов анализа применения новых продуктов в области животноводства, растениеводства, ветеринарии и логистики сельскохозяйственных товаров. Использование современных разработок генетики и современных технологий в формате импортозамещения возможно по следующим направлениям:

  1. Оказание содействия учебным заведением слушателю в коммерциализации научно-технических разработок, посредством формирования компетенции по регистрации научно-технической разработке в уполномоченном государственном органе. В этой связи предлагается предусмотреть в учебном процессе рассмотрение тематики коммерциализации научно-технических разработок и применения инновационных решений в предметной области программы дополнительного профессионального образования.[6]
  2. Формирование научной школы в области прикладных исследований, опирающихся на базис производственных организаций агропромышленного комплекса. Формирование научной школы, задает вектор развития теории в области конкретной проблемы, например, проблемы реализации программ импортозамещения в животноводстве или растениеводстве. Использование материальной базы предприятий-партнеров формирует научно-производственный кластер, позволяющий развивать потенциал участников кластера, формируя долгосрочные стратегии развития, как образовательной организации, так и предприятия агропромышленного комплекса. Использование кластерного подхода позволяет концентрировать научный поиск и формировать генезис научного подхода решения проблемных вопросов под заказ конкретного предприятия агропромышленного комплекса.[7; 8]

На рисунке 1 обозначены формальные этапы взаимодействия образовательной организации и слушателя.

образовательный кластер

Рисунок 1. Взаимодействие слушателя и образовательной организации в формате кластера

Представленная схема взаимодействия (рис. 1.), демонстрирует направленность работы кластера на определенный результат. Слушатель, в формате кластера, должен не только овладеть определенным набором компетенций, но и предпринять попытку поиска потенциала собственной организации в области импортозамещения.

Описанные выше мероприятия и подходы обеспечивают генезис научного поиска в тех областях агропромышленного комплекса, которые непластичны, не «чувствительны» к внедрению инновационных технологий или моделей управления. Научная новизна в определении основных направлений генезиса научного поиска, состоит в формировании на основе результатов анализа предложений для профильных образовательных и научных организаций, Министерства сельского хозяйства и иных заинтересованных субъектов агропромышленного комплекса по определению перспективных направлений научной работы, отражающихся в учебном процессе и научно-исследовательских разработках. Данные перспективные направления научной работы, должны найти отражения в стратегиях развития агропромышленного комплекса России.[9; 10]

Как уже отмечалось, рынок сельскохозяйственной продукции динамичен, подтверждением тому служит заявление министра сельского хозяйства Д. Патрушева: «С учетом достаточно благоприятных условий в Сибирском федеральном округе мы готовы повысить урожай зерновых в этом году до 109 млн т, при этом объем экспорта мы можем прогнозировать на уровне 38-39 млн т…., …при этом важно отметить, что в начале сезона цена на пшеницу составляла порядка $220 за 1 т, к концу сезона, я думаю, она может увеличиться до $235-240 за 1 т».

Стоит отметить, что успешная реализация программ импортозамещения, является начальным этапом экономической экспансии России на внешние рынки продовольствия. Для достижения успеха программ импортозамещения, необходимо учитывать такие факторы, как наличие классической школы селекции, обеспечение удобрениями отечественного производства, наличие больших объемов неиспользуемых посевных площадей и система государственной поддержки сельхозпроизводителей.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2018. – № 1. – с. 98-102.
  2. Арский А.А. Исследование проблем импортозамещения в курсовых и дипломных работах студентов вузов // Мир современной науки. – 2016. – № 1(35). – С. 31–33.
  3. Лищина Г.Н. Международный опыт в сфере подготовки кадров для успешного формирования кадрового потенциала российских регионов // Вестник академии права и управления. – 2017. – №4(49). – с. 152-155.
  4. Ломакин О.Е. Совершенствование режима обратной связи при реализации программ дополнительного профессионального образования // Маркетинг и логистика. – 2018. – №4 (18). – с. 45-51.
  5. Арский А.А. Современные аспекты теории инноваций Йозефа Шумпетера в агропромышленном комплексе России // Повышение квалификации руководителей и специалистов АПК как условие обеспечения стабильного развития отрасли. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2018. – с. 142-145
  6. Арский А.А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. – 2015. – № 4(32). – с. 32–35
  7. Арский А.А. Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 2(46). – с. 3-6.
  8. Ломакин О.Е., Лищина Г.Н. Центры компетенций развития как новые точки роста в кластерной сети учреждений ДПО АПК // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 9. – с. 55-59.
  9. Лищина Г.Н., Курмакаева Т.В. Ресурсный потенциал сетевого взаимодействия в процессе освоения дополнительных профессиональных программ // Повышение квалификации руководителей и специалистов АПК как условие обеспечения стабильного развития отрасли. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2018. – с. 220-225
  10. Лищина Г.Н. Формирование кадрового потенциала АПК как фактор его инновационного развития // Сборник «Актуальные проблемы формирования кадрового потенциала для инновационного развития АПК» Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. – 2017. – с. 17-20.

УДК 338; 631

Г. Н. Лищина — д.п.н., доцент, врио проректора по учебной и научной работе, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», Москва, Россия

e-mail: g.lishchina@rako-apk.ru

The genesis of scientific research in terms of import substitution

G. Lishchina — Doctor of pedagogical sciences, associate professor, Acting vice-rector for academic and scientific work, Russian academy of personnel in the agro-industrial complex, Moscow, Russia

Annotation: the article substantiates the need to form effective approaches in training students mastering additional vocational education programs, the result of which should be the genesis of new applied techniques and technologies used in the implementation of import substitution programs in the agro-industrial complex of Russia. The necessity of bringing together the theory and practice in the field of the agro-industrial complex, including in terms of system management based on the classical methods of developing a management solution and a cluster approach for the mutual development of potentials, is substantiated.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Лищина Г. Н. Генезис научного поиска в условиях импортозамещения // Маркетинг и логистика. – 2018. – №6 (20). — с. 41-48.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».