Динамика грузоперевозок по Северному морскому пути (2013-2023 гг.)
Ерохин Василий Леонидович
Аннотация: Роль Северного морского пути (СМП) в развитии Арктической зоны России сложно переоценить. Это и северный завоз для обеспечения удаленных населенных пунктов необходимыми продуктами и товарами, и экспорт различных природных ресурсов на мировые рынки, и транзитные перевозки между рынками Азии и Европы. Грузооборот по СМП стабильно растет в последние годы, превращая арктическую транспортную артерию в один из важнейших российских и в перспективе мировых логистических коридоров. В статье анализируются основные показатели грузоперевозок по СМП в период 2013-2023 гг., включая общий объем перевозок, объем международного транзита, количество выданных разрешений на проход по СМП, а также количество иностранных судов. Делается вывод о необходимости развития сотрудничества с Китаем как главным потребителем добываемых в Арктической зоне России полезных ископаемых для повышения международного трафика по СМП.
Северный морской путь (СМП) является главной транспортной артерией Арктической зоны России. Ежегодно в пределах акватории СМП от Новой Земли на западе до Берингова пролива на востоке перевозятся миллионы тонн различных грузов [3]. Также через СМП производится вывоз грузов (главным образом, нефти, сжиженного газа, других природных ресурсов) в европейскую часть России, в страны Европы, а также в последние годы во все большей степени на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 1).
Пять лет подряд общий грузооборот СМП не опускается ниже 30 млн. тонн, причем в течение последнего десятилетия наблюдается стабильный рост грузоперевозок (рис. 2). По итогам 2023 г. ожидается превышение планки в 36 млн. тонн за счет роста перевозок нефти и сжиженного природного газа с арктических месторождений.
На рост грузооборота в последние годы влияют несколько факторов. Во-первых, это грузоперевозки в рамках программы северного завоза, а также доставка материалов и оборудования к местам разработки месторождений полезных ископаемых. Такие перевозки осуществляются российскими судами в пределах акватории СМП. Более 90% разрешений, ранее выдаваемых Администрацией СМП, а в настоящее время — ФГБУ «ГлавСевморпуть», приходятся на суда под российскими флагами (рис. 3) [9]. В 2023 г. было выдано 1210 разрешений, из них 1096 разрешений получили российские суда и только 114 — иностранные.
Второй фактор роста грузопотока — это вывоз углеводородов (Обская губа, Енисейский залив) на экспорт, а также международный транзит (в гораздо меньшей степени). Всего с 2013 г. за разрешениями на проход по СМП обращались судовладельцы из 47 государств (табл. 1). Однако только несколько стран стабильно используют СМП, в то время как введение международных санкций против России [1] значительно поменяло структуру грузопотока не только по географическим направлениям (переориентация грузопотока на восток), но и по национальной принадлежности судов.
После радикального «провала» международного транзита в 2022 г. до всего лишь 200 тыс. тонн в связи с санкциями и рядом других факторов [12], в 2023 г. объем транзитных перевозок не только восстановился, но и превысил досанкционный показатель 2021 г. (рис. 4). В структуре транзитных грузов доминирует нефть (70% или 1,5 млн. тонн). На железнорудный концентрат в объеме 350 тыс. тонн приходится 16,5% транзитных перевозок. В 2023 г. впервые перевозка железной руды была осуществлена крупнотоннажным балкером Gingo, не имеющим ледового класса. Также осуществлялись перевозки сжиженного природного газа.
Крупнейшая страна по количеству судов на СМП до начала 2020 гг. — Нидерланды — с 2022 гг. не направила в российские арктические воды ни одного судна в соблюдение режима международных санкций (рис. 5). Также к формально зарубежным перевозчикам относятся суда под флагами таких международных судовладельческих «гаваней», как Либерия (33 разрешения в 2023 г.), Панама (15 разрешений), Кипр (14 разрешений), Маршалловы острова (13 разрешений) и Багамские острова (12 разрешений).
Среди международных перевозчиков в лидерах стабильно удерживается Китай. В 2023 г. доля китайских судов (учитывается суммарное количество судов континентальных провинций страны и Специального административного района КНР Гонконг) в общем количестве выданных иностранным судам разрешений составила 19,3%. С относительно незначительными изменениями численности китайские суда присутствуют в акватории СМП с 2016 г. (рис. 6). Наибольшее количество выданных китайским судовладельцам разрешений пришлось на 2021 г. (30 судов), затем на фоне санкций произошло временное снижение втрое, за которым последовало восстановление до показателя в 22 разрешения в 2023 г. Наряду с китайскими судами (Tong Heng, Tong Yuan, Xin Zi Lang, Fan Zhou, Xin Xin Hai) в статистику также включаются функционирующие под флагом САР КНР Гонконг танкеры Nikolay Urvantsev, Vladimir Rusanov, Vladimir Vize, LNG Megrez, LNG Dubhe, LNG Merak и LNG Phecda.
Учитывая все более тесное экономическое сотрудничество России с Китаем, следует ожидать дальнейшего роста как присутствия китайских судов на СМП, так и объема перевозимых ими грузов [4, 10]. Согласно ожиданиям «Росатома» [13], объем международного транзита вполне можно увеличить не только вдвое, но и вчетверо на горизонте всего лишь двух-трех лет. Китай видится главным партнером России в достижении такой амбициозной цели [5, 6]. Однако, необходимо принять ряд как экономических, так и технических мер, чтобы сделать перевозки по СМП привлекательными для зарубежных судовладельцев [2]. Это и снижение стоимости ледовой проводки, и обеспечение предсказуемости сроков перевозки, и развитие контейнерных перевозок, и повышение уровня безопасности [7, 8].
Список использованных источников:
- Арский А.А. Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкций // Стратегии бизнеса. – 2014. – № 1 (3). – С. 118-119.
- Арский А.А. Экономические аспекты развития Северного морского пути в контексте агропромышленного комплекса России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2020. – № 1. – С. 11-18.
- Ерохин В.Л. Северный морской путь: каботаж и международный транзит в 2013-2020 гг.// Маркетинг и логистика. – 2021. – № 3 (35). – С. 15-24.
- Ерохин В.Л. Международные перевозки по Северному морскому пути: роль Китая // Маркетинг и логистика – 2022. – № 1 (39). – С. 17-29.
- Гао Т. Российско-китайское сотрудничество по созданию Арктического синего экономического коридора: проблемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 3. – С. 51-55.
- Гао Т. Сотрудничество России и Китая в Арктике в формате опорных зон // Вестник университета. – 2018. – № 4. – С. 43-50.
- Гао Т., Ерохин В.Л. Экономические меры реализации научно-технического сотрудничества России и Китая в Арктике // Теория и практика общественного развития. – 2021. – № 1 (155). – С. 59-64.
- Гао Т., Ерохин В.Л. Возможности вовлечения Китая в процессы пространственного и экономического развития территорий Восточного сектора российской Арктики // Экономика Востока России. – 2021. – № 1 (13). – С. 45-51.
- Главсевморпуть. Реестр разрешений на плавание судов в акватории Севморпути. Режим доступа: https://nsr.rosatom.ru/rassmotrenie-zayavleniy/razresheniya/.
- Худжатов М.Б. Перспективы развития внешней торговли между Российской Федерацией и КНР // Маркетинг и логистика. – 2020. – № 2 (28). – С. 73-81.
- Shipping Traffic at the NSR in 2022. Retrieved from: https://arctic-lio.com/nsr-2022-short-report/.
- Gao, T., Erokhin, V., Arskiy, A., & Khudzhatov, M. (2021). Has the COVID-19 Pandemic Affected Maritime Connectivity? An Estimation for China and the Polar Silk Road Countries. Sustainability, 13(6), 3521.
- ru. Росатом: транзит по СМП в 2023 году стал рекордным. Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/802025-rosatom-tranzit-po-smp-v-2023-godu-stal-rekordnym/.
УДК 656.02
Ерохин В. Л. – кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и менеджмента, Харбинский инженерный университет, Харбин, КНР.
E-mail: basilic@list.ru
Dynamics of cargo transportation along the Northern Sea Route (2013-2023)
Erokhin V. – Associate Professor, School of Economics and Management, Harbin Engineering University, Harbin, China.
Annotation: The role of the Northern Sea Route (NSR) in the development of the Arctic zone of Russia is difficult to overestimate. These are northern deliveries to provide remote settlements with necessary products and goods, export of various natural resources to world markets, and transit transportation between Asian and European markets. Cargo turnover along the NSR has been steadily growing in recent years, turning NSR into one of the most important Russian and, in the future, global logistics corridors. The paper analyzes the main parameters of cargo transportation at the NSR in 2013-2023, including total traffic, international transit, number of permits, and the number of foreign vessels. It is concluded that Russia should develop cooperation with China as the main consumer of minerals extracted in the Russian Arctic in order to increase international traffic via the NSR.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Ерохин В. Л. Динамика грузоперевозок по Северному морскому пути (2013-2023 гг.) // Маркетинг и логистика. – 2023. – 6 (50). — с. 14-23.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».