Институт Уполномоченного экономического оператора как современный инструмент взаимодействия таможни и бизнеса

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: Одним из путей решения задачи по оказанию содействия российскому бизнесу в выстраивании эффективных торговых связей в условиях меняющейся мировой логистики является реализация возможностей, заложенных в институте уполномоченного экономического оператора (УЭО). Статус УЭО присваивается организациям, которые прошли тщательный аудит своей деятельности со стороны таможенных органов и доказали свою добросовестность. Для реализации заложенного в институт УЭО потенциала необходимо повысить его привлекательность для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и нарастить количество организаций, имеющих такой статус. Кроме того, это позволит получить максимальное преимущество от заключенных соглашений о взаимном признании УЭО. Достижение указанной цели возможно только путём применения комплексного подхода, включающего как разработку дополнительных специальных упрощений, внедрение преимуществ со стороны не только таможенных, но и иных контролирующих органов, так и установление приоритета УЭО в системе управления рисками, относительно иных компаний низкого уровня риска.

Институт УЭО был существенно обновлен в 2018 году в результате принятия Таможенного кодекса ЕАЭС. Как показала практика, компании, имеющие статус УЭО, не совершают серьезных нарушений таможенного законодательства. Бизнес рассматривает данный статус как возможность наладить прямой диалог с таможенными органами и сократить свои логистические расходы [1].

Особенно это актуально в условиях нестабильной геополитической и санкционной политики стран Запада. Федеральная таможенная служба России включилась в активное развитие института УЭО, появляются новые специальные упрощения, обсуждается возможность маркировать подакцизные товары на площадках УЭО, появляются новые проекты по упрощению таможенных формальностей, которые ориентированы на УЭО [2].

На сегодняшний день в российском реестре УЭО находится 170 компаний, очевидно, что для российской экономики это незначительная цифра, особенно если посмотреть на международный опыт. В некоторых странах количество УЭО исчисляется тысячами (рис. 1), поэтому необходимо направить усилия на то, чтобы институт УЭО более активно развивался в России [3]. В частности, требуется внедрение дополнительных упрощений для УЭО, а также развитие уже существующих упрощений. Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность данной статьи.

Количество УЭО в России

Рисунок 1 — Количество УЭО в России, странах ЕАЭС и мире

Одним из существующих упрощений, требующих практического развития, является предоставление УЭО второго и третьего типа права маркировать товары на собственных площадках. В 2025 году УЭО будет предоставлено специальное упрощение в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке. Кроме того, принято решение об установлении дополнительного упрощения для УЭО, в соответствии с которым у операторов появится возможность использовать свои площадки для хранения товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного склада (рис. 2). Эти меры в совокупности могут дать дополнительный стимул для того, чтобы был осуществлен перенос маркировки отдельных категорий товаров на территорию России [4].

преимущества для УЭО

Рисунок 2 — Дополнительные упрощения и преимущества для УЭО

С 2021 года на площадке Всемирной таможенной организации активно обсуждается возможность предоставления УЭО ряда дополнительных упрощений и преимуществ, в том числе вне рамок таможенного законодательства. С учетом анализа международного опыта в перечень возможных дополнительных упрощений и преимуществ для российских УЭО, которые можно было бы реализовать не только в сфере таможенного регулирования, входят:

  • сокращение сроков и упрощение порядка получения разрешительных документов;
  • нанесение обязательной маркировки после ввоза алкогольной продукции в Россию;
  • получением квот-субсидий и иных мер государственной поддержки.

Важным направлением развития института УЭО является автоматизация совершения таможенных операций. В настоящее время взаимодействие между ФТС России и участниками ВЭД при включении в реестр УЭО осуществляется полностью в электронном виде. В октябре 2024 г. запущена автоматическая регистрация заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (ДТ), подаваемых УЭО. Данный процесс уже запущен и реализуется на практике, однако имеется множество ошибок и неполадок технического характера, требующих устранения [5]. На следующем этапе целесообразно реализовать технологию автоматического выпуска товаров в рамках таких заявлений.

Декларации на товары, подаваемые УЭО, необходимо дополнительно визуализировать в программных средствах таможенных органов, то есть такие ДТ должны подсвечиваться инспектору, проводящему проверку ДТ в центрах электронного декларирования, с целью применения первоочередного порядка совершения таможенных операций [6].

В целях повышения удобства участия УЭО в проектах по взаимному признанию этого института, который проводится с иностранными государствами, требуется доработка личного кабинета участника ВЭД на портале ФТС России, чтобы реализовать возможность поиска и отслеживания наличия статуса УЭО у иностранного контрагента [7].

В руководстве Всемирной таможенной организации по имплементации Института УЭО содержатся рекомендации, согласно которым разработка стандартов системы менеджмента безопасности цепей поставок является необходимым элементом наличия статуса УЭО [8]. При этом условия, касающиеся коммуникации с таможенными органами и безопасности торговых партнёров, а также ряд других условий на сегодняшний день ни в праве ЕАЭС, ни в российском законодательстве не реализованы. Необходимость наличия данных критериев в законодательстве является немаловажным фактором развития института УЭО. В частности, целесообразно определить типовую форму соглашения о взаимодействии между УЭО и уполномоченным таможенным органом.

Условия, связанные с проверкой безопасности торговых партнеров, необходимо включить в проект изменений в законодательство о таможенном регулировании, применение данных критериев позволит более гибко оценивать деятельность претендентов на получение статуса УЭО при включении в реестр, их способность к самоорганизации и самоконтролю [9].

Первым международным договором о взаимном признании статуса УЭО стал протокол с таможенной службой КНР. Взаимное признание УЭО реализуется на основе принципа прямой поставки между уполномоченными операторами в соответствии со стандартами Всемирной таможенной организации, то есть такая поставка прозрачна и безопасна, потому что в ней участвуют организации, прошедшие соответствующий отбор, выполнившие критерии, как в России, так и в стране-партнере [10]. Следовательно, в отношении таких компаний можно дополнительно снижать административную нагрузку в рамках системы управления рисками [11].

С 15 июля 2022 года с китайской стороной реализована пилотная стадия проекта. С января 2023 года проект запущен в штатную эксплуатацию. За период функционирования проекта нарушений таможенного законодательства выявлено не было. С российской стороны участвуют 16 УЭО третьего типа. В целях дальнейшего развития института УЭО целесообразно подключить к проекту российские УЭО первого и второго типа.

В настоящее время соглашения о взаимном признании института УЭО заключены с Ираном, Узбекистаном, Таджикистаном, Индией. В высокой степени готовности находятся проекты с Туркменистаном и Азербайджаном. В целом, формирование дополнительных преимуществ и упрощений, а также расширение географии взаимного признания УЭО повысит привлекательность для бизнеса института УЭО и положительно скажется на безопасности международной торговли.

Таким образом, практическая реализация изложенных в статье рекомендаций будет способствовать развитию института УЭО на территории России.

Список использованных источников:

  1. Арский А.А. Проблемы применения агентного моделирования в проектировании логистических систем // Логистика. 2024. № 3 (208). С. 28-30.
  2. Геворкян Л.Г. Совершенствование деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Международная торговля и торговая политика. 2022. Т. 8. № 3 (31). С. 163-177.
  3. Кириченко Д.А. Особенности развития института уполномоченного экономического оператора в России // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2024. № 2 (55). С. 32-39.
  4. Комелова А.Ю. Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и терминологии института уполномоченного экономического оператора // Управленческое консультирование. 2024. № 1 (181). С. 163-173.
  5. Глазкова Г.В. Особенности аудита отчетности уполномоченного экономического оператора // Аудитор. 2024. Т. 10. № 1. С. 10-16.
  6. Худжатов М.Б. Совершенствование института уполномоченного экономического оператора в Российской Федерации // Стратегии бизнеса. 2022. Т. 10. № 1. С. 8-12.
  7. Деркач Н.Е., Золотухина В.Д., Лихачев В.В. Развитие института уполномоченного экономического оператора в Российской Федерации // Регион: системы, экономика, управление. 2023. № 1 (60). С. 37-43.
  8. Смирнов В.П. Уполномоченные экономические операторы в международных цепях поставок товаров: повышение экономической безопасности // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. 2023. № 2 (24). С. 33-36.
  9. Романова А.В. Рамочные стандарты безопасности международной торговли уполномоченным экономическим оператором // В сборнике: Науки об управлении государством, экономикой и обществом. Материалы Х юбилейной Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Редколлегия: О.П. Кузнецова (отв. ред.) [и др.]. Омск, 2023. С. 212-215.
  10. Агамагомедова С.А. Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации: отражение в статусе уполномоченного экономического оператора // Международное право и международные организации. 2023. № 4. С. 70-79.
  11. Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, современные тенденции и перспективы : Коллективная монография / Т. Д. Валовая, Л. В. Сабельников, Е. Д. Чеботарева [и др.] ; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. – Москва : Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2011. – 191 с. – ISBN 978-5-9547-0117-3.

УДК 339.5

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Таможенное дело и право», Московскийо финансово-юридический университет (МФЮА), Москва, Россия.

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Institute of Authorized Economic Operator as a modern tool for interaction between customs and business

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor, Professor of the Department of Customs and Law of the Moscow University of Finance and Law (MFUA), Moscow, Russia.

Annotation: One of the ways to solve the problem of assisting Russian business in building effective trade relations in the conditions of changing global logistics is to implement the opportunities inherent in the institute of an authorized economic operator (AEO). The AEO status is assigned to organizations that have undergone a thorough audit of their activities by customs authorities and have proven their integrity. In order to realize the potential inherent in the AEO institution, it is necessary to increase its attractiveness for participants in foreign economic activity and increase the number of organizations with such status. In addition, this will allow obtaining the maximum benefit from the concluded agreements on mutual recognition of AEOs. Achieving this goal is possible only through the use of a comprehensive approach, including the development of additional special simplifications, the introduction of advantages not only from customs, but also from other regulatory authorities, and the establishment of the priority of AEOs in the risk management system, relative to other low-risk companies.