Экономическое и социально-организационное содержание конкурентоспособности управляющих компаний на рынке паевых инвестиционных фондов

Ольга Аркадьевна Авеличева

Аннотация: В современных условиях конкурентоспособность организации рассматривается как способность обеспечивать превосходство над конкурентами благодаря эффективному использованию финансового и маркетингового инструментария, выявлять внутренние и внешние факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества управляющим компаниям на рынке паевых инвестиционных фондов.

С утверждением рыночных методов в российской экономике  все большую актуальность приобретают овладение современным финансовым менеджментом. Руководители и специалисты предприятий начинают все более остро ощущать необходимость решения таких задач, как повышение конкурентоспособности продукции и в целом предприятия, обновление основных фондов и техническое перевооружение, снижение издержек производства, ценообразование и сбыт продукции/услуг. Наиболее актуально для руководителей предприятий стоят задачи по систематическому планированию и проведению мероприятий, нацеленных на сбор и анализ информации о целевом рынке, рыночном сбыте и мероприятий, обеспечивающих действенность ценовой политики и политики продвижения продукции.

Ряд отечественных экономистов, таких как М. Ермолов, А. Селезнев, Р. Фатхутдинов, к ключевым факторам рыночного успеха относят: финансовое положение предприятия; развитость базы для собственных НИОКР предприятия и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

Управление конкурентоспособностью представляет собой моделирование ситуации выбора потенциальным потребителем среди конкурирующих продуктов. Чем с большей вероятностью потребитель выберет определенный продукт — тем выше его конкурентоспособность. Соответственно, оценку конкурентоспособности, как части общей системы управления, необходимо начинать с определения потенциального потребителя и факторов, влияющих на его выбор. Этими факторами могут быть: цена продажи и цена потребления; базовые и уникальные характеристики продукта; качество и доступность продукта потенциальному потребителю; реклама и уровень информированности потребителя о товаре;  мотивация потребителя; финансовые стратегии (особенно ценовые и инвестиционные в брендинг, лояльность, продвижение).

В современной экономической ситуации России процесс инвестирования денежных средств является затруднительным для целевых групп потребителей на рынке паевых инвестиционных фондов, ввиду сложности принятия инвестиционных решений. Такой механизм, как  коллективные инвестиции позволяет инвесторам делегировать полномочия по принятию инвестиционных решений профессионалам, в рамках доверительного управления имуществом в паевых инвестиционных фондах. Преимущества такого типа инвестиций заключается в том, что позволяет инвесторам совершать сделки на более выгодных условиях, наряду с крупными инвесторами, уменьшить риски, путем распределения средств в различные активы, и снижать расходы на оплату услуг финансовых посредников, а также другие транзакционные издержки. На сегодняшний день российское законодательство предусматривает несколько форм коллективного инвестирования: паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, кредитные союзы.[1, 6]

Паевые инвестиционные фонды являются перспективной и динамично развивающейся формой коллективного инвестирования, зарекомендовавшей себя за последние годы обоюдовыгодным для инвесторов-пайщиков и государства методом вовлечения в инвестиционный процесс сбережений населения, как  механизм паевых инвестиционных фондов, аккумулирующий долгосрочные ресурсы и направляет их в наиболее эффективные компании и отрасли.

Паевой инвестиционный фонд — обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей, и из имущества, полученного в процессе такого управления.

Имущество, аккумулируемое в инвестиционном паевом фонде, не принадлежит управляющей компании, а является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Доля в праве собственности удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией – инвестиционным паем.

Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда).[2]

В экономической литературе существуют различные определения конкурентоспособности:

  1. Экономист Р.А. Фатхутдинов характеризовал конкурентоспособность как свойство объекта, показывающее степень удовлетворения конкурентной потребности покупателя по сравнению с лучшими аналогичными объектами, имеющимися в продаже на данном рынке. За множество объектов, обладающих конкурентоспособностью, он приняло товары, нормативные, проектно-конструкторские и научно-методические документы, технологию и т.д.
  2. По мнению И.М. Лифшица конкурентоспособность продукции – способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период.
  3. Так же конкурентоспособность может быть определена как уровень экономических показателей товара и его потребительских свойств, позволяющий выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке. Конкурентоспособность является сложным свойством сформированным его качеством (потребительской ценностью), ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы – продавца и определяемым реакцией потребителя на эти внешние проявления товара.[3]

Из данных определений видно, что единого подхода или единого мнения в определение понятия конкуренция нет. Его рассматривают, как с точки зрения качественных показателей предприятия или продукта (качество, возможность адаптации к условиям, способность приносить прибыль) так и с точки зрения количественных показателей: объем проданного продукта, прибыль, достижение определённых показателей в рамках операционной деятельности предприятия или в период нахождения товара на рынке.

В экономической литературе принято подразделять конкуренцию на два основных метода:

Ценовой метод – конкуренцию на основе цены на продукт

Неценовой метод – конкуренцию на основе качества потребительской стоимости продукта.

Ценовая конкуренция предполагает соперничество между предприятиями посредством снижения цен на выпускаемую продукцию (в том числе за счет снижения затрат) без изменения ее потребительских свойств.[4]

Неценовая конкуренция – это метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.[4]

Неценовая конкуренция, в отличие от ценовой, ориентирована на политику дифференциации или концентрации. Тогда, как ценовая конкуренция связана в большей степени с задачей по минимизации издержек.

Существует так же и третий вид – недобросовестная конкуренция, но данный вид конкуренции не рассматривается автором ввиду незаконности методов, используемых компаниями, применяющими данный вид конкуренции, такими как: промышленный шпионаж, сговор и т.д.

Ценовая конкуренция подразумевает под собой количественное удовлетворение потребности рынка в продукте, путем увеличения объема продаж данного продукта по сниженным ценам. Таким образом, снижая цену, компания не только отбирает потребителей у производителей товаров субститутов, но так же, благодаря сегментации рынка, привлекает новых потребителей с более низким доходом, предоставляя им возможность попробовать продукт.

Компании, стремящиеся сохранить рыночный паритет, обеспечить стабильную прибыль и сохранить лояльность потребителей на длительный срок, стремятся избегать открытых методов ценовой конкуренции, поскольку это не только снижает прибыль, но и ведет к бесконечным ценовым войнам на рынке. В связи с этим, потребительские свойства товаров, как правило, являются главным составляющим конкурентоспособности. Именно на них делается акцент в современной конкурентной борьбе. Методы ценовой конкуренции принимаются в основном компаниями, выходящими на рынок и стремящимися занять  свою нишу и отвоевать долю на рынке.

В рамках неценовой конкуренции, возможно, выделить некоторые направления: качественная, сбытовая, коммуникационная конкуренция. Все данные виды конкуренции не связаны с изменением цены, а подразумевают лишь подходы к улучшению качества продукта при неизменной цене на него, а так же виды и способы донесения информации до потребителя о его свойствах, начиная от системы сбыта, заканчивая представленностью на полках магазинов.

Неценовая конкуренция подразумевает под собой широкий спектр мер по совместному развитию продукта, например, рассмотрим информационные технологии и CRM-программы.

Современный рынок невозможен без эффективного развития информационных технологий. Это одно из направлений, обуславливающих конкурентное преимущество организаций в области сопровождения клиентов, управления процессом взаимодействия с потребителями и поставщиками.

По мнению Пола Гринберга и организации «METА Group» в принятом определении CRM, присутствуют три сегмента: операционный (operational), аналитический CRM (analytical) и CRM-сотрудничества (collaborative).[5]

Операционный CRM – это обращенные непосредственно к клиенту приложения CRM: уже автоматизация работы торговых представителей, автоматизация маркетинга предприятия и комплексы франт-офиса, включающие это в едином приложении.

Аналитический сегмент включает хранилища или накопители данных, например данные о клиентах, которые используются приложениями, применяющими различные алгоритмы обработки и анализа для представления результатов.

CRM-сотрудничество распространяется дальше точек непосредственного соприкосновения с клиентом (т.е. всех разработанных средств связи), которые могут использоваться клиентом, таких как электронная почта, телефон, факс, страницы веб–сайта и т.д.) включая такие приложения, как ПО управления взаимоотношениями с партнерами (PRM). Иными словами — это стратегия канала взаимодействия.

Таким образом, важно отметить, что ценовые (экономические факторы) и неценовые инструменты (социально-организационные факторы) конкурентоспособности играют одну из ключевых ролей на рынке паевых инвестиционных фондов.

Существуют различные пути повышения конкурентоспособности, как с точки зрения набора предлагаемых инструментов, так и с точки зрения поставленных перед ними задач. В рамках повышения конкурентоспособности следует применять, как стратегические, так и тактические решения по направлениям бизнеса в этой области, в зависимости от поставленных внутренних целей и изменений внешней среды предприятия.

Список использованной литературы:

  1. Указ Президента РФ от 21.03.1996 N 408 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» // КонсультантПлюс
  2. ст. 14, Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об инвестиционных фондах» // КонсультантПлюс
  3. Еремеева Н.В, Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: КолосС, 2006. – с.10.
  4. Коммерческая деятельность: учебник для бакалавров / Синяева И.М., Романенкова О.Н., Земляк С.В., Синяев В.В.- М.: Издательство Юрайт, 2014. — 506 с.
  5. Гринберг П. CRM со скоростью света: привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет. – пер. с англ. – СПб: Символ- Плюс, 2006. – с. 67.
  6. Крейнина М.А. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. — М.: ДИС, МВ-Центр, 2011. — 453 с.

УДК 339.137

О. А. Авеличева – аспирантка Департамента менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», заместитель главного бухгалтера, ООО «УК «АТЛАНТА», г. Москва, Россия

e-mail: avel@land.ru

The economic and socio-organizational content management companies competitiveness market mutual funds

O. Avelicheva — graduate student of the Department of Management «Financial University under the Government of the Russian Federation», Deputy Chief Accountant, LLC «UK ATLANTA «, Moscow, Russia

Annotation: In modern conditions the competitiveness of the organization is seen as the ability to ensure superiority over competitors by leveraging financial and marketing tools, to identify internal and external factors that provide a competitive advantage in the market of management companies of mutual funds.