Лицейское образование сегодня: свершения и перспективы

Иванова Ольга Викторовна

Аннотация: В статье приводится опыт расширения возможности бюджетной образовательной организации до уровня регионального оператора в стратегических образовательных сферах: олимпиадное движение, проектная деятельность, освоение образовательных программ среднего и общего образования – посредством введения деятельности, приносящей доход.

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение с интернатом «Лицей имени Кирилла и Мефодия» ведет свою историю с 1990 года. Учреждение было открыто на базе Смоленской средней школы-интерната, признанной в свое время по итогам Всероссийского смотра школ-интернатов и детских домов одной из лучших в Советском Союзе (эта школа работала с 1960 года).

Сегодня лицей является общеобразовательным учреждением, ориентированным на работу с обучающимися повышенной мотивации к обучению и признаками одаренности.

Основная миссия в период основания лицея принадлежит его родоначальнику – Новикову Владимиру Даниловичу – допрофессиональная подготовка будущих учителей на основе формирования творческой личности, всесторонне развитого и образованного человека, будущего Гражданина, Патриота, Просветителя, Общественного деятеля.

С 1998 года решением комитета образования администрации Смоленской области на базе Смоленского педагогического лицея была создана научно-исследовательская лаборатория по проблемам личностно ориентированного образования. Особенно сложным этапом было создание индивидуальных программ обучения для конкретного ученика, избравшего для себя будущую профессию.

Работа лаборатории позволила заложить основу, на которой до сих пор базируется лицейское образование: теоретическая и методологическая подготовка учителя к реализации личностно ориентированного и развивающего обучения, проблемы управления и внедрения личностно ориентированного подхода к обучению в условиях инновационных школ, определение и внедрение нового типа урока в системе личностного подхода, новые информационные технологии в личностно ориентированном и развивающем образовании.

По итогам работы лаборатории изданы сборники научно-методических статей, учебно-экспериментальные программы, учебно-методические пособия.

С 1994 года лицей был признан Министерством образования базовым для инновационной деятельности в России. Ежегодно на базе лицея проходят научно-практические конференции с международным участием, Новиковские чтения, научные семинары, православный образовательный форум «Истоки святости Руси».

Тесная взаимосвязь со Смоленским государственным университетом много лет являлась важной составляющей улучшения кадрового потенциала школ. Более 60% выпускников лицея с 1991-1995 годы поступало в Педагогический институт и работало по профессии.

Для выполнения указанной миссии была определена амбициозная, но посильная цель – создание оптимальных, благоприятных условий для развития каждой личности с учетом индивидуальных, социокультурных факторов и требований стандартов образования.

Педагогический прорыв состоял в том, что в условиях лицея происходила реабилитация способных и одаренных детей, усредненных в условиях массовой школы, образование которой рассчитано на среднего ученика. Закладывались качества будущей педагогической элиты.

В образовательных программах для этого расширялась практическая часть содержания за счет освобождения времени по итогам интеграции. Вводилась конструкторская, лабораторная, экспериментальная работа. Педагогизация стала неотъемлемой частью рабочих образовательных программ.

В лицее формируется триединая формула: саморазвитие, самообразование, самореализация с обобщением необходимых для педагога качеств:

  • высокий интеллект и глубокие знания предмета,
  • эмоциональная зрелость в сочетании с «я-концепцией»,
  • способность принять другого человека как личность, имеющую право на свою точку зрения.

Культура как основа гуманистического личностно ориентированного образования тоже оказалась результативной. В учебный план были введены новые основы наук духовно-нравственного цикла: история мировой и художественной культуры, православная культура, этика, риторика, педагогика, психология, философия. Таким образом, учебная программа стала духовно-интеллектуальной.

Новые стандарты постоянно требуют обновления содержания и воспитания, активно внедряется цифровизация, повышается уровень адаптированности к будущей профессии, повышается качество труда педагогических работников, активно внедряются национальные проекты, в частности «Образование», модернизируется инфраструктура.

С 2013 по 2017 годы лицей являлся Региональной инновационной площадкой с темой для развития «Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся как фактор развития их одаренности».

В связи со сменой руководителя в 2017 году обновилась административная команда, и претерпели изменения многие направления деятельности.

Новый руководитель (Иванова О.В.), проанализировав вводные показатели деятельности лицея в рамках образовательной системы региона и России в целом, принимает решение составить объективный swot-анализ (табл 1).

Лицей имени Кирилла и Мефодия

Таблица 1 – Swot-анализ деятельности «Лицей имени Кирилла и Мефодия». Источник: составлено автором.

Принимая во внимание ресурсы и мощности образовательной организации, потенциал педагогического состава (табл. 2), вводится дополнительная активность по расширению экономического потенциала лицея за счет введения платных услуг. Для этого проводится мониторинг потребностей и запускается рекламная имиджевая программа. На сайте и в группе в ВК систематически выходят чек-листы, пропагандирующие лицейскую форму, возможности лицейского образования, новые активности и локации. Расширяется социальное партнерство, что позволяет продвигать марку лицея.

Лицей имени Кирилла и Мефодия

Таблица 2 — Мотивационная готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. Источник: составлено автором.

В 2019 году творческая команда администрации лицея принимает участие в разработке концепции по работе с одаренными детьми Смоленского региона. В результате успешной защиты данной концепции лицей входит в Национальный проект «Успех каждого ребенка». Появляется возможность редактирования и обновления лицейского образования.

По запросу родителей и детей вводится инженерный профиль обучения. Пересматривается работа предметных кафедр.  Сейчас в лицее действуют 5 предметных кафедр (кафедра математики, физики и информатики, кафедра русского языка, литературы и искусства, кафедра предметов естественнонаучного цикла, кафедра истории, обществознания и здорового образа жизни, кафедра воспитательной работы), каждая из которых проводит свою методическую тему. Деятельность кафедр ориентирована прежде всего на оказание методической помощи учителю в организации процесса обучения, внедрение новых педагогических технологий, изучение нормативных документов, программно-методического обеспечения.

Опыт работы Ассоциации по выявлению и сопровождению одаренных детей «Смоленский Олимп» (региональный аналог ОЦ «Сириус» в г. Сочи) переносится непосредственно на площадку лицея структурным подразделением, открывается региональный центр «Смоленский Олимп» (https://smololimp.ru/, https://vk.com/smololimp), который позволяет модернизировать систему работы с одаренными детьми в регионе в целом. Открыты лаборатории с полупрофессиональным оборудованием, запущено более 300 программ дополнительного учебного образования, обновлена инфраструктура лицея  капитальный ремонт учебных классов, общежития, лабораторий.

Постепенно лицей выходит на двойной уровень финансирования: госзадание и внебюджет. Именно внебюджетная деятельность позволяет расширить границы дополнительного образования и социального взаимодействия как с образовательными организациями, так и с ведущими производствами области. Решается одна из задач уровня «Слабые стороны» — постепенно выравнивается кадровая проблема. С 2017 года привлечено 9 молодых специалистов. Закрыты стратегически важные для работы с одаренными детьми вакансии – педагогов-психологов.

Миссия лицея сегодня: «Лицей – многофункциональная площадка, обеспечивающая способным школьникам Смоленска и Смоленской области возможности самоопределения, получения качественного образования всероссийского уровня и раскрытия интеллектуального и творческого потенциала посредством формирования конкурентной личности в условиях профессионального и социально ориентированного выбора».

Цель работы коллектива для воплощения миссии — создание многофункциональной образовательной площадки для раскрытия интеллектуального потенциала и профессионального самоопределения.

Деятельность лицея осуществляется на основе принципов демократии и гуманизации, общедоступности и открытости, приоритета общечеловеческих ценностей с учетом возможностей и потребностей ребенка и его семьи.

Учебный год делится на 5 семестров, не все каникулы совпадают с концом семестра, так как, на наш взгляд, должно быть время для отдыха и наращивания потенциала самостоятельно для того, чтобы не в гонке и не ради оценки «отлично» осваивать материал.

Образование в лицее осуществляется по 4-м профилям: 8-9 классы –физико-математический, гуманитарный, естественнонаучный, инженерный; 10-11 классы – технологический, гуманитарный, естественнонаучный, универсальный. На занятиях профильных дисциплин класс делится на подгруппы, что способствует высокой эффективности работы.

Учебный материал предусматривает уровневые и вариативные задания, это создает благоприятные условия для профессионального самоопределения и последующей подготовки высококвалифицированных специалистов.

Анализ показателей качества обучения лицеистов за последние три года свидетельствует о стабильном качестве знаний обучающихся, 100% успеваемости (по итогам года) на протяжении всех лет существования лицея. Важным показателем является тот факт, что за все годы проведения выпускных экзаменов в форме ЕГЭ обучающиеся 11-х классов показывают стабильно высокие результаты: 10-12% ежегодно получают выше 90 баллов.

Закономерно все 100 % выпускников поступают в высшие образовательные учреждения России по выбранному профилю, самостоятельно получают второе высшее образование и защищают кандидатские диссертации, являются успешными в своей профессии специалистами.

Рекордным на медали стал выпуск 2023 года: из 111 выпускников – 37 золотых медалей, остальные ребята все без исключения являются высокобалльниками.

2024 год стал одним из ярких показателей развития олимпиадного движения:

  • 16 дипломов победителей муниципального этапа ВсОШ;
  • 150 дипломов призера муниципального этапа ВсОШ;
  • 18 дипломов победителя регионального этапа ВсОШ;
  • 26 дипломов призера регионального этапа ВсОШ;
  • 6 участников заключительного этапа ВсОШ;
  • 2 призера заключительного этапа ВсОШ.

Последние годы Лицей входит в ТОП лучших школ России: 2014 год – ТОП 500, 2015 год – ТОП 200, 2016 год – ТОП 200, 2017 год – ТОП 100, 2018 год — ТОП 20, 2019 год – ТОП 100, 2020 год – ТОП – 300 и ТОП 100, 2021 год – ТОП 100 и ТОП 20 по ЦФО, 2022 год – ТОП 100 и ТОП 20 по ЦФО, 2023 год – ТОП 10 по ЦФО.

Более 15 лет в лицее функционирует научное общество учащихся «Малая Академия», развивая исследовательскую, проектную деятельность и участие школьников в высокорейтинговых конкурсах и олимпиадах.

Пять лет работает многопрофильная субботняя школа, позволяющая 7-классникам, выровнять и углубить знания по профильным предметам, а на занятиях в волонтерских студиях «Уроки настоящего» и «Школа волонтеров чтения» выполнить свои первые проекты.

С 2023 года введен курс для 6-классников в области физики и инженерного направления.

В каникулярное время лицей проводит подготовительные курсы для абитуриентов, адаптируя школьников города и области к требованиям и уровню лицейского образования.

Методическая работа ведется методической службой Лицея и методическим советом (рис. 1).

Лицей имени Кирилла и Мефодия

Рисунок 1 — Методическая работа методической службы Лицея и методического совета. Источник: составлено автором.

Результатом работы стали индивидуальные образовательные траектории в области исследовательской, проектной деятельности, поддержки олимпиадного движения школьников.

Эффективной формой апробации новых методик и внедрения в практику требований стандартов в лицее является формат творческой группы.

В рамках профнавигационной «Лаборатории» активно внедряется проект День тени.

Действует проект «Пять рукопожатий», объединяющий все направления и виды деятельности в лицее. Данный проект стал участником Всероссийского конкурса от Агентства стратегических инициатив в 2019 году.

В практику лицея введен опыт проведения Метапредметной недели, что способствует ранней профессиональной ориентации и раннему выявлению способностей и интересов обучающихся.

Лицеисты участвуют в Международном исследовании «Individual differences in education and achievement (IDEAs)» природы индивидуальных различий в обучении и одаренности в контексте личностных, когнитивных, эмоциональных, социально-демографических и биологических факторов (совместно с ОЦ «Сириус»)».

Региональный центр «Смоленский Олимп» является региональным координатором всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников «Большие вызовы».

На постоянной основе Лицей принимает участие в мероприятиях Всероссийского Фестиваля «Наука0+», является площадкой и организатором.

Второй год обучающиеся и педагоги лицея принимают участие в профориентационном проекте онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ», а также становятся победителями конкурсов и участниками Всероссийского форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ».

Педагогический коллектив лицея занял 2 место на Международном конкурсе электронных портфолио «Путь к успеху».

С октября 2019 года Лицей приобрел статус опытно-экспериментальной площадки Института стратегии развития образования РАО в направлении апробации примерной программы воспитания (свидетельство № 2019/126 от 15.10.2019).

Лицей — региональный оператор Всероссийской олимпиады школьников, перечневых предметных олимпиад.

За прошедшие 30 лет каждый из учителей и воспитателей лицея стал исследователем, в результате возникла уникальная ситуация: теория стала в лицее неотделима от практики, что и дает высокие результаты.

Как ранее уже было сказано, большое значение для всех видов деятельности в лицее имеет социальное партнерство как с организациями среднего и высшего образования, так и с производствами, организациями, развивающими бизнес. Данное сотрудничество позволяет проводит серьезную профориентационную работу, расширять кругозор, выстраивать систему «школа – вуз – предприятие» для избежания одной из острых региональных проблем в области образования — кадрового оттока.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Атлас перспективных профессий. Журнал старшеклассников. Ноябрь, 2018 номер 1 (7014), спецвыпуск.
  3. Воротынцева Т. М. Направление совершенствования методологии обеспечения качества образования // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 24-33.
  4. Жильцова О.Н. Информационно-коммуникационные инструменты повышения конкурентоспособности образовательных кластеров // Управленческие науки в современном мире. – Т. 2. – №2. — с. 61-66.
  5. Корзникова Г. Г. Менеджмент в образовании. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023.- 352 с.
  6. Маркетинговые коммуникации: Учебник для  бакалавров / под ред. О.Н. Жильцовой. — М.: Центр каталог, 2020. — 360 с.
  7. Материалы педагогической научно-практической конференции, посвященной 30-летию Лицея имени Кирилла и Мефодия. — Смоленск, Универсум, 2020. — 276 с.
  8. Розанова Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2020.- 343 с.
  9. Романенкова О.Н. Маркетинговое исследование российского рынка высшего профессионального образования. — Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 36. № 8 (262), 2012, с. 143-146.
  10. Романенкова О.Н., Вихляева И.С. Состояние и факторы развития рынка образовательных услуг в России. — М.: ГОУ ВПО ГУУ «Вестник университета», 2011, №5.
  11. Селезнёва Л. В. Формирование имиджа колледжа при организации профориентационной работы // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 90-97.
  12. Селезнёва Л. В. Алгоритм развития студента как будущего профессионала в процессе обучения // Маркетинг и логистика. – 2020. – 4 (30). — с. 38-43.

УДК 371

Иванова О. В. — кандидат филологических наук, директор СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия», г. Смоленск, Россия.

E-mail: olga-filolog@bk.ru

Lyceum education today: achievements and prospects

Ivanova О. — candidate of philological sciences, director of the Lyceum named after Cyril and Methodius, Smolensk, Russia.

Annotation: The article provides experience in expanding the capabilities of a budget educational organization to the level of a regional operator in strategic educational areas: the Olympiad movement, project activities, mastering educational programs of secondary and general education — through the introduction of income-generating activities.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Иванова О.В. Лицейское образование сегодня: свершения и перспективы // Маркетинг и логистика. – 2024. – 3 (53). — с.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».