Маркетинговые инструменты продвижения горнолыжного комплекса
Ольга Владимировна Калямина
Аннотация: В данной статье рассмотрены маркетинговые инструменты продвижения горнолыжных комплексов. Обоснована актуальность исследования вопроса продвижения туристского комплекса горнолыжного курорта. Сделан вывод, что в условиях современной рыночной конкуренции требуется постоянный анализ своей деятельности и деятельности конкурентов.
Тенденции развития горнолыжных курортов свидетельствуют о том, что одним из слабых мест для данного вида туризма является непрофессиональное продвижение предлагаемых услуг и продуктов на туристском рынке по причине недостатка требуемого опыта и знаний. Для грамотной реализации гостиничной услуги следует использовать маркетинговые инструменты продвижения, проверенные специалистами на реальном опыте. Следует отметить, что гостиничный бизнес на данный момент представляет собой динамично развивающуюся отрасль мировой экономики, которая вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие страны. Для обеспечения устойчивого развития данного бизнеса используются информационные технологии в плане воздействия на потребителя, а также другие маркетинговые коммуникации.
В этой связи отметим, что авторы учебного пособия для магистрантов «Маркетинг» к.э.н. Катаев А. В. и кандидат наук в области технической кибернетики Гольдштейн Г. Я. характеризуют продвижение как определенную форму передачи информации о товаре или услуге для активизации спроса и повышения образа и престижа компании. Продвижение товара или услуги, как и любой маркетинговый инструмент, должно нести определенные функции. Данные авторы формулируют их как: образование престижности, низких цен и инноваций; информированность потребителя о товаре и его характеристиках; обратная связь для потребителя; создание благоприятного имиджа компании, производящей продукт и др.[1, с.62] Так же ряд авторов описывают иерархию воздействия продвижения, от которой зависят конкретные действия, направленные на достижение цели продвижения (рис. 1). В ней наглядно представлена взаимосвязь факторов маркетингового воздействия с иерархическими этапами модели принятия решения о покупке туристской услуги. Например, воздействие на осознание и знание требуется для предоставления информации, что реализуется через рекламу и создание благоприятного общественного мнения. [1, с.62]
Мировой опыт определяет основными видами продвижения продукта/услуги общие инструменты: реклама, PR или паблисити, стимулирование продаж и персональные продажи. Но для разного маркетинга (промышленный и потребительский) важность этих видов существенно отличается. Если для промышленного маркетинга персональные продажи стоят на первом месте, то для потребительского они на третьем. Самым важным же для потребительского маркетинга выступает реклама, после которого следует стимулирование сбыта и уже после персональные продажи. Когда для промышленного после персональных продаж идет стимулирование сбыта, а вот дальше реклама. Инструмент «паблисити» в обоих случаях занимает последнюю по важности позицию. Так как туристский рынок, а в частности рынок горнолыжного отдыха относится к потребительскому, то в данном случае следует использовать цепочку: реклама → стимулирование продаж → персональные продажи → PR, паблисити.
Специфика горнолыжного отдыха заключается в сегментации туристов на профессионалов-спортсменов, любителей-непрофессионалов и новичков. Использование такого разделения для разработки маркетинговой стратегии позволит эффективнее использовать рекламу и другие инструменты маркетинга. Например, создание различных сайтов направленных на горнолыжный туризм для каждой сегментированной группы туристов.
Подчеркнем, что за последние десятилетие значительно изменились предпочтения потребителей туристских услуг в сторону увеличения интереса к активному туризму, в том числе горнолыжному. Это побудило теоретиков и практиков спортивного маркетинга сделать акцент на необходимости усиления пиар-деятельности горнолыжных отелей и высокогорных территорий. В статье «Система маркетинговых коммуникаций и стратегий продвижения продуктов и услуг гостиничного предприятия» Яркова Т.А. и Осинкина А.А. на примере гостиницы «Спортотель» горнолыжного курорта Шерегеш пришли к выводу, что грамотно разработанная стратегия способствует формированию и усилению положительного имиджа и репутации гостиничного комплекса.[2, с.161] Исследование системы продвижения услуг горнолыжного курорта Шерегеш, а также его рекламного позиционирования, определило, что требуется обратить пристальное внимание на модернизацию и систематизацию фирменного стиля гостиничного предприятия. Так как Шерегеш приобрел популярность не только у российского потребителя, но и у иностранного туриста, то вместо простого и удобного он должен стать более ярким, примечательным и запоминающимся. Рекламная политика нуждается в грамотном сочетании рекламы гостиницы в целом и продвижении отдельных услуг и предлагаемых товаров «Спортотеля», а для эффективного продвижения горнолыжного комплекса следует поддерживать высокий грамотный уровень сотрудников маркетингового отдела гостиничного предприятия. Здесь от сотрудников потребуется изучение нового специализированного материала по продвижению, участие в специальных конференциях, вставках и семинарах.[2, с.162]
Например, курорт «Роза Хутор», несмотря на то, что считается по версии World Ski Awards лучшим горнолыжным курортом России, также, как и другие требует маркетинговой стратегии по продвижению собственного комплекса. Еще в августе 2015 года «Роза Хутор» подписала соглашение о сотрудничестве с национальным маркетинговым центром по туризму Visit Russia. Как утверждает исполнительный директор курорта Николай Шленцов «…сотрудничество с «Visit Russia» будет способствовать как увеличению потока отдыхающих за счет иностранных гостей, так и дальнейшему формированию позитивного имиджа нашей страны…». [3] Данное сотрудничество предусматривало коллективное участие в специализированных мероприятиях. Сейчас курорт «Роза Хутор» представляет собой неиссякаемый источник продвижения уже для других брендов.
В нынешний век информационной зависимости не следует пренебрегать еще одним важным и легко доступным маркетинговым инструментом. Горнолыжные курорты должны продвигать свои комплексы с помощью социальных сетей, так как на данный момент именно интернет и информационные технологии обладают огромным потенциалом для продажи товаров и услуг. Курорты должны использовать не только базовые способы продвижения в социальных сетях таких как: веб-сайты, Twitter, ВКонтакте и Facebook, но осваивать более новые цифровые технологии и услуги.[4, 5]
В заключение отметим особую важность исследования вопроса продвижения туристского комплекса горнолыжного курорта, которая состоит в том, что, даже заняв свое место на туристском рынке, следует продолжать развиваться и поддерживать интерес потребителя к своему продукту, не говоря уже о том, как сложно бывает проникнуть на этот рынок. Условия современной рыночной конкуренции требуют постоянного анализа не только своей деятельности и деятельности конкурентов, но и появляющихся новых знаний и технологий, заставляющих меняться бизнес и дающих шанс остаться на данном рынке.
Список использованной литературы:
- Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов / Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 107с.
- Система маркетинговых коммуникаций и стратегии продвижения продуктов и услуг гостиничного предприятия / Яркова Т.А., Осинкина А.А., Международный научный журнал «Инновационная наука», №2/2016, 160-162 с.
- Совместное продвижение. Центр по туризму Visit Russia и «Роза Хутор» объявили о начале сотрудничества / информационный источник: [http://sochiadm.ru/press-sluzhba/48084/] – дата доступа: 09.02.2017.
- Горнолыжные курорты и интернет-продвижение / Козлов В., информационный источник: [http://extreme-marketing.ru/internet_prodvizhenie/] — дата доступа: 02.02.2017.
- Жильцова О. Н. Особенности развития современного PR в России // Маркетинг и логистика. – 2016. — №4 (6). – с. 38-43.
УДК 338.48
О. В. Калямина — ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации», студентка магистратуры гр. УТКиТ1-1м, ФМТСиГБ, г. Москва, Россия
E-mail: uksi12345@mail.ru
Научный руководитель – Р. Ю. Стыцюк, д.э.н., профессор, кафедра «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент», ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия
Marketing tools for promotion ski resort
O. Kalyamina – Financial University under the Government of the Russian Federation, master of gr. UTKiT1-1m, FITSBHI, Moscow, Russia
Scientific adviser – R. Stytsyuk, Doctor of Economics, prof., the department «International tourism, hotel business and social management», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract: This article distinctive marketing tools for promotion ski resort. The urgency of the research question of promotion of a tourist complex of the ski resort. It was concluded that in today’s competitive market requires constant review of its activities and the activities of competitors.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: О. В. Калямина Маркетинговые инструменты продвижения горнолыжного комплекса // Маркетинг и логистика. – 2017. – №4 (12). – с. 34-39.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».