О возможности возникновения кризиса в национальной экономике в 2018-2019 годах
Алексей Васильевич Тебекин
Аннотация: на основе экспертных оценок, свидетельствующих о возможности повторения в обозримом будущем мирового финансового кризиса, аналогичного кризису конца 1990-х годов, анализируются возможности возникновения финансового кризиса в отечественной экономике в 2018-2019 года по аналогии с кризисом 1998 года. В качестве признаков подобия ситуации в национальной экономике в 2018 году по сравнению с 1998 годом рассматриваются: прохождение национальной экономикой в 2018 году минимума экономической активности по 10-ти летним деловым (банковским) циклам К. Жугляра, по аналогии с 2008-м и 1998-м годами; наличие признака реализации мер сокращения оборота денежных средств; рост монополизации ЦБ РФ, ухудшающий условия конкуренции на финансовом рынке, что в конечном итоге приводит к ухудшению условий для пользователей финансовых ресурсов; относительная непрозрачность политики Минфина в сочетании с отсутствием нацеленности на финансирование развития национальной экономики; осуществление повышения налоговых ставок, ведущих к снижению покупательной способности населения, к ухудшению условий ведения бизнеса и росту теневого сектора рынка, к разгону инфляции. Сделан вывод о том, что, несмотря на то, что современное состояние национальной экономики более устойчивое, чем в 1998м году, вероятность возникновения финансового кризиса в России в 2018-2019 годах все же существует.
В последнее время эксперты отмечают, что по мере того, как в России анонсируется улучшение социального обеспечения населения за счет комплекса фискальных мер (повышение НДС, повышение нагрузки на нефтяную отрасль, повышение пенсионного возраста), эксперты Bank of America Corp. прогнозируют повторение в обозримом будущем мировой финансовый кризис, аналогичный кризису конца 1990-х годов.[1]
Целью данного исследования является оценка вероятности осуществления указанного прогноза и его возможных последствий для российской экономики.
Эксперты Bank of America в качестве признаков приближающегося мирового финансового кризиса рассматривают схожую с периодом 1997-1998 годов динамику биржевых индексов [2], в частности:
– наблюдается динамика сокращения рынков развивающихся стран;
— фиксируется новый взлет цен на акции высокотехнологичных и инновационных компаний и корпораций.
Главным индуцирующим фактором очередного мирового финансового кризиса аналитики Bank of America называют устойчивый рост экономики Соединенных Штатов.[3] Точнее речь идет о противотоке движения рынка США и рынков развивающихся стран, которые в конце 1990-х демонстрировали существенный спад (рис.1).
Напомним, что группа развивающихся стран – это государства с более низким (нежели у развитых стран и стран с переходной экономикой) уровнем экономического развития. В то же время эти страны, имеющие рыночную экономику, являются наиболее многочисленной группой государств в мире (около 140 стран), расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Несмотря на относительно низкий уровень развития экономики, развивающиеся страны характеризуются значительными территориями и большой численностью населения и существенным (около 30%) вкладом в мировой валовый продукт.
Если вспомнить экономическую историю, в конце XX века, то благодаря достаточно жесткой финансовой политике ФРС США (во многом схожей с агрессивной финансовой политикой США сегодня [4]), доллар тогда ознаменовался существенным укреплением на фоне других мировых валют за достаточно короткий (всего три года) срок.
Так в 1997 году девальвация национальной валюты Таиланда, являющейся страной третьего мира, где примерно половина работающих была занята в сельском хозяйстве, изначально рассматривалась, несмотря на предупреждения Всемирного банка, как «безобидный» локальный экономический кризис в азиатском регионе.[5] Однако, благодаря относительно большой численности населения (более 70 млн. человек на тот момент [6]), и относительно высокому уровню ВВП Таиланда (на сегодняшний входит в тридцатку стран мира [7]) экономический кризис в этой стране довольно быстро дала цепную реакцию, индуцировав мировой финансовый кризис.[8]
Наиболее пострадали в период кризиса конца 1990-х годов развивающиеся страны. И не все страны сумели справиться с этой проблемой. Так в России в 1998 году произошел дефолт, объявленный правительством 17 августа.[9].
К основным факторам, приведшим к дефолту российской экономики в 1998 году, эксперты относят [10]:
— полярное сочетание жесткой финансовой политики государства и мягкой бюджетной политики;
— высокая степень открытости национальной экономики для иностранного бизнеса и капитала;
— высокий уровень корреляционной зависимости движения финансовых потоков в РФ от характера и уровня притока и оттока капиталов на рынки развивающихся стран;
— очень высокая зависимость платежного баланса страны от мировых цен на углеводороды.
Кроме того, необходимо отметить, что исходя из динамики 10-ти летних деловых (банковских) циклов К. Жугляра, минимум экономической активности по ним приходится на 2018 год [11], также, как это было в 2008-м [12] и 1998-м годах.
Результаты сравнения признаков, которые могут привести к кризисным явлениям, характерных для российской экономики в 1998 году и в 2018 году приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты сравнения признаков, которые могут привести к кризисным явлениям, характерных для российской экономики в 1998 году и в 2018 году
№ | Признаки 1998 года | Признаки 2018 года | Примечание |
1 | Использование в качестве базовой антиинфляционной меры сокращение оборота денежных средств [13] путем:- массовых невыплат зарплат бюджетникам;- существенных задержек по выплатам пенсий;- постоянного пересмотра объемов финансирования госзаказов (в сторону уменьшения) в ходе их выполнения организациями в течение календарного года | Стремление к использованию в качестве одной из меры сокращения оборота денежных средств пенсионной реформы [14] (увеличение пенсионного возраста), призванной существенно сократить число лиц, имеющих право на пенсионное | Несмотря на различие мер, сокращение оборота денежных средств в обоих случаях указанная тенденция является источником риска возникновения макроэкономического кризиса на уровне национальной экономики |
2 | Применение Центробанком в интересах сокращения инфляции завышенного курса рубля [15] | Расширение возможностей Центрального Банка по управлению путем превращения его в мегарегулятор [16], когда с 1 сентября 2013 года к ЦБ РФ перешли функции Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), включая управление микрофинансовыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями. Это позволяет нынешнему ЦБ иметь более управляемую банковскую систему путем:- укрупнения банковской линейки (за счет санации многих банков) ивнедрения стандартов Базель III (ужесточение требований к капиталу банка и требования по ликвидности в интересах управления рисками) в банковской сфере;- таргетирования инфляции (достижение ценовой стабильности посредством процентной политики) в ценовой сфере;- переход к плавающем курсу рубля в валютной сфере;- ограничение инфляции на низком уровне путем ограничения обращающейся денежной массы в сфере денежного обращения;- поддержание ликвидности банковской системы путем замещения долгосрочных внешних кредитов краткосрочными внутренними в сфере долговых обязательств;
— кредитования заемщиков в объемах, не влияющих на рост цен в национальной экономике (то есть в объемах не увеличивающих денежную массу) с ориентацией на краткосрочные кредиты |
Рост полномочий ЦБ, произошедший за 20 лет со времени дефолта 1998 года:- с одной стороны, формально увеличивает рост управляемости финансового рынка,- с другой стороны уменьшает в результате монополизации конкуренцию на финансовом рынке, что в конечном итоге приводит к ухудшению условий для пользователей финансовых ресурсов.В целом увеличение позиций ЦБ РФ на финансовом рынке не является панацеей от вероятных проблем в реальном секторе экономики.Кроме того, ЦБ РФ сегодня продолжает поддерживать ключевую ставку на высоком уровне (7,25%) [17], в то время как базовая процентная ставка ФРС США после двух ее повышений в 2018 году находится в диапазоне 1,75–2% годовых [18] |
3 | Финансирование дефицита бюджета государства за счёт наращивания госдолга путем лавинообразного роста объема государственных казначейских обязательств (ГКО) и обязательств федерального займа (ОФЗ) за счет поддержания высоких процентных ставок, позволявших привлечь спекулятивный иностранный капитал (большей частью являвшийся реинвестированием в Россию) при одновременном снятии существенных ограничений на вывоз капитала из страны [19] | В настоящее время несмотря на профицитность текущего бюджета продолжается финансирование его дефицита (преимущественно по статье «Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов»), превышающего текущий профицит, согласно данным федерального казначейства, примерно 2,3 раза. Кроме того, на рынке активно обращаются ОФЗ как для юридических лиц, активно пользовавшихся спросом до очередных западных санкций у иностранных банков (доля нерезидентов составляла в 2017 году около 30%) [20], так и для физических лиц. Однако «народные облигации» в силу целого ряда ограничений не получили особого спроса у граждан [21] | Несмотря на относительную стабильность современной экономики страны (профицит бюджета против дефицита в конце 1990-х годов), непрозрачность политики Минфина в сочетании с отсутствием нацеленности на финансирование развития национальной экономики может обернуться для страны очередным финансовым кризисом |
4 | Поддержание высоких ставок налогов, принятых поддержать доходы госбюджета на должном уровне [22] | Повышение акцизов на топливо (бензин класса 5 и дизельное топливо) [23], рост НДС на 2% (до 20%) [24] | В обоих случаях принимаемые меры ведут:- к снижению покупательной способности населения;- к ухудшению условий ведения бизнеса и росту теневого сектора рынка;- к разгону инфляции |
Таким образом, проведенные исследования показывают, что, несмотря на то, что современное состояние национальной экономики более устойчивое, чем в 1998м году, вероятность возникновения финансового кризиса в России в 2018-2019 годах все же существует, что обусловлено следующими признаками подобия текущей экономической динамики с кризисной ситуацией 1998 года.
Во-первых, это прохождение национальной экономикой в 2018 году минимума экономической активности по 10-ти летним деловым (банковским) циклам К. Жугляра, по аналогии с 2008-м и 1998-м годами.
Во-вторых, это наличие признака реализации мер сокращения оборота денежных средств, который является источником риска возникновения макроэкономического кризиса на уровне национальной экономики.
В-третьих, рост полномочий ЦБ, произошедший за 20 лет со времени дефолта 1998 года, с одной стороны, формально увеличивает рост управляемости финансового рынка. С другой стороны, в результате роста монополизации ЦБ ухудшаются условия конкуренции на финансовом рынке, что в конечном итоге приводит к ухудшению условий для пользователей финансовых ресурсов. Кроме того, ЦБ РФ сегодня продолжает поддерживать ключевую ставку на высоком уровне — 7,25%, при которой поддержание инфляции на уровне ниже 4% возможно только путем ограничения оборота денежных средств.
В-четвертых, относительная непрозрачность политики Минфина в сочетании с отсутствием нацеленности на финансирование развития национальной экономики вполне может обернуться для страны очередным финансовым кризисом.
В-пятых, осуществление повышения налоговых ставок (в частности, рост косвенных налогов: НДС и акцизы) ведет: к снижению покупательной способности населения; к ухудшению условий ведения бизнеса и росту теневого сектора рынка; к разгону инфляции.
Список использованной литературы:
- Bank of America предупредил об угрозе повторения кризиса 1998 года. https://www.rbc.ru/economics/03/07/2018/5b3bc6259a79476a0e8fbe13
- Эксперты: Россию в ближайшие два года ждет дефолт. https://wek.ru/yeksperty-rossiyu-v-blizhajshie-dva-goda-zhdet-defolt
- Эксперты Bank of America предупредили о возможном мировом кризисе. https://ria.ru/economy/20180704/1523892923.html
- ФРС готова завалить рубль. https://news.rambler.ru/economics/39853467-frs-gotova-zavalit-rubl/
- Blustein, Paul. The Chastening: Inside the Crisis that Rocked the Global Financial System and Humbled the IMF. — PublicAffairs, 2001.
- Таиланд. https://ru.wikipedia.org/wiki/Таиланд
- Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта. http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info#thailand
- Азиатский финансовый кризис 1997—1998 годов. Kaufman, GG., Krueger, TH., Hunter, WC. (1999) The Asian Financial Crisis: Origins, Implications and Solutions. Springer.
- Мартин Гилман. Дефолт, которого могло не быть. — М.: Время, 2009. — 480 с.
- Это страшное слово «дефолт», или Десять лет спустя. http://www.interfax.ru/business/27579
- Тебекин А.В. Краткосрочный прогноз развития национальной экономики. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 2. С. 177-186.
- Конотопов М.В., Тебекин А.В. Апрельские тезисы 2009 года (о мировом экономическом кризисе). // Инновации и инвестиции. 2009. № 1. С. 2-8.
- Кувалин Д.Б. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009.
- Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». (Внесен в Государственную Думу 16 июня 2018 года).
- Период инфляции в России в конце девяностых. http://ubiznes.ru/istoriya-i-ekonomika/inflyaciya-v-rossii-v-konce-90-x-godov-proshlogo-veka.html
- «Новая» политика Центрального Банка. http://rusrand.ru/analytics/novaja-politika-tsentralnogo-banka
- Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых. http://www.cbr.ru/press/keypr/
- Процентная ставка ФРС США на сегодня. http://rf.biz/2018-00-00/15166-protsentnaya-stavka-frs-ssha-na-segodnya-11.html
- Перед дефолтом — что случилось 20 лет назад. https://www.finam.ru/analysis/newsitem/pered-defoltom-chto-sluchilos-20-let-nazad-20180413-201414/
- Иностранцы массово скупают облигации России. http://ktovkurse.com/rossiya/inostrantsy-massovo-skupayut-obligatsii-rossii
- Трагическая история облигаций в России: народные ОФЗ вызвали подозрение. https://www.mk.ru/economics/2017/02/28/tragicheskaya-istoriya-obligaciy-v-rossii-narodnye-ofz-vyzvali-podozrenie.html
- Налогообложение в России в 1990-х годах. http://newsruss.ru/doc/index.php/
- Повышение акцизов на бензин и дизтопливо с 1 января 2018 утверждено Госдумой. https://www.kolesa.ru/news/povyshenie-aktsizov-na-benzin-i-diztoplivo-s-1-yanvarya-2018-utverzhdeno-gosdumoj
- К чему приведет повышение НДС с 18 до 20%. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/06/14/772783-k-chemu-privedet-povishenie-nds
УДК 338.1
А. В. Тебекин — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия
E-mail: Tebekin@gmail.com
On the possibility of a crisis in the national economy in 2018-2019
A. V. Tebekin — Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Professor of the Department of Management, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia
Annotation: Based on expert assessments testifying to the possibility of a recurrence in the foreseeable future of a global financial crisis similar to the crisis of the late 1990s, the possibility of a financial crisis in the domestic economy in 2018-2019, similar to the 1998 crisis, is being analyzed. As signs of similarity of the situation in the national economy in 2018 compared with 1998, we consider: the passage of the national economy in 2018, the minimum economic activity for the 10-year business (banking) cycles K. Zhuglyara, by analogy with 2008 and 1998, m years; presence of a sign of implementation of measures to reduce the turnover of funds; the growth of monopolization of the CBR, which worsens the conditions of competition in the financial market, which ultimately leads to a worsening of the conditions for users of financial resources; the relative non-transparency of the policy of the Ministry of Finance in combination with the lack of focus on financing the development of the national economy; to increase the tax rates leading to a decrease in the purchasing power of the population, to a deterioration in the business environment and the growth of the informal sector of the market, to the acceleration of inflation. The conclusion is made that, despite the fact that the current state of the national economy is more stable than in 1998, the probability of a financial crisis in Russia in 2018-2019 still exists.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тебекин А. В. О возможности возникновения кризиса в национальной экономике в 2018-2019 годах // Маркетинг и логистика. – 2018. – №4 (18). – с. 52-62.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».