Оценка перспектив вступления Турецкой Республики в Евразийский экономический союз
Микаил Бекзадаевич Худжатов
Аннотация: В статье рассматривается современное состояние внешнеторговых отношений Турции со странами Евразийского экономического союза. В результате анализа внешнеторговых процессов между этими странами дана оценка целесообразности вступления Турецкой Республики в Евразийский экономический союз.
В результате создания в 2014 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который вошли Российская Федерация, Республики Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, многие страны мира выразили заинтересованность в сотрудничестве с ЕАЭС.
Международное сотрудничество – это одно из ключевых направлений деятельности Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Работа ЕЭК на внешнем треке выстраивается в соответствии с ежегодно определяемыми Высшим советом основными направлениями международной деятельности ЕАЭС.[1]
Комиссия активно взаимодействует с правительствами третьих стран в формате меморандумов о взаимопонимании или сотрудничестве, в том числе с Перу, Чили, Монголией, Камбоджей, Сингапуром, Республикой Кореей, Республикой Молдовой. На основе таких меморандумов формируются совместные рабочие группы для ведения дискуссии и углубления сотрудничества по направлениям, представляющим взаимный интерес. На сегодняшний день – это самый распространенный формат международной деятельности ЕЭК. Так, за время функционирования ЕЭК подписано порядка 26 меморандумов, как с международными организациями, так и с правительствами третьих стран.[2]
Кроме того, ЕЭК взаимодействует с третьими странами также в формате торговых соглашений. В этом ключе ведутся переговоры с Китаем по подготовке масштабного непреференциального соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Развивается трек переговоров о зоне свободной торговле (ЗСТ) с рядом стран, включая Израиль, Индию, Иран, Сингапур, Египет.[3]
В целом, интерес к сотрудничеству с ЕАЭС проявляют порядка 50 государств Европы, Азии и Латинской Америки. К сожалению, в силу политических причин пока нет активности на треке ЕАЭС–ЕС, но со своей стороны ЕЭК предпринимает все усилия для развития данного диалога, используя каждую подходящую информационную площадку с тем, чтобы повысить интерес к этому вопросу как со стороны официальных лиц, так и со стороны экспертного и делового сообщества ЕС. В сложившихся на сегодняшний день политических и экономических условиях стратегически важным партнером ЕАЭС может стать Турецкая Республика.
Несмотря на членство в НАТО, в последние годы отношения Турции и высокоразвитых стран Запада стремительно ухудшаются. Более 50 лет Турецкая Республика безуспешно пытается стать членом Евросоюза, что принесло бы стране значительные экономические выгоды. Очевидно, что в настоящее время руководство республики утратило надежду на вступление страны в ЕС. С другой стороны, далеко не в лучшем состоянии находятся отношения Турции и США. В первую очередь, это обусловлено политическими и военными разногласиями между странами. В результате, эти разногласия отразились и на экономических связях: так, недавно стало известно о выводе Турцией значительной части своих золотых запасов с территории США. Причем президент Турции Р. Эрдоган основной причиной таких действий назвал ухудшение политических и экономических отношений между странами.
Таким образом, Турецкая Республика постепенно меняет свой политический и экономический курс в сторону Востока, где основными лидерами являются Китай и ЕАЭС.
Согласно данным Департамента статистики ЕЭК за 2017 год основным покупателем экспортируемых странами ЕАЭС товаров выступает Европейский союз (49,8% совокупного экспорта). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (10,7%), Германию (7,1%), Италию (5,9%), Польшу (3,4%). В страны АТЭС продано 25,1% экспортированных товаров, из них в Китай – 11,7%, Южную Корею – 3,5%, Японию – 3%, Соединенные Штаты – 2,9%. Странам СНГ реализовано 5,6% экспортированных товаров, из них Украине – 3,2%. Экспортные поставки в Турцию составили 5,1% общего объема экспорта стран ЕАЭС.
Импортные закупки в 2017 г. сосредоточены в странах АТЭС (42,8% совокупного импорта товаров) и Европейского союза (40,7%). Среди стран АТЭС наибольшие объемы приходятся на Китай (23,2%), США (5,8%), Японию (3,4%), Южную Корею (3,1%). Среди стран Европейского союза значимы поставки из Германии (11,2%), Италии (4,8%), Франции (4,3%). В странах СНГ приобретено 4,2% импортированных товаров, из них в Украине 2,7%. На долю Турции приходится 2,2% совокупного импорта стран ЕАЭС.
В целом, Турецкая Республика является одним из основных торговых партнеров ЕАЭС, занимая 6-е место среди всех стран мира после Китая, Германии, Голландии, Италии и США (рис. 1).
Необходимо отметить, что Турция также является одним из основных торгово-политических партеров России. Так, по данным ФТС России за 2017 год стоимостные объемы экспорта российских товаров в Турцию составили 18,2 млрд. долл. США (5,9% всего экспорта), импорта турецких товаров в Россию – 3,4 млрд. долл. США (1,7% всего импорта). В целом, Турция является одним из основных торговых партнеров России, занимая также 6-е место в товарообороте среди всех стран мира после Китая, Германии, Голландии, Италии и США (рис. 2).
Товарная структура российского экспорта в Турцию в 2017 г. выглядит следующим образом: продукция ТЭК (48%), изделия из черных металлов (22,5%), зерновые (7,9 %), изделия из алюминия (7,3%). Товарная структура турецкого импорта в Россию: фрукты и овощи (37%), машины и оборудование (13,3%), транспортные средства и суда (11,5%), предметы одежды (7%), изделия из пластмасс и каучук (5,5%), изделия из черных металлов (2,8%).
Развитие внешнеторговых отношений между Турцией и ЕАЭС, в т.ч. с Россией обусловлено выгодным экономико-географическим положением Турции по отношению к странам ЕАЭС.[6] Между странами налажены торговые пути практически всеми видами транспорта:
- Развитые морские пути из Турции через Черное море к берегам Краснодарского края, Республики Крым и Севастополя.
- Автомобильное сообщение осуществляется преимущественно транзитом через страны Восточной Европы (Болгария, Румыния) и СНГ (Украина, Молдова).[7]
- Воздушные грузоперевозки осуществляются ежедневно с отправлением товаров из международных турецких аэропортов Стамбула, Анкары, Измира, Антальи и др.
- Трубопроводный транспорт представлен газопроводом «Голубой поток» протяженностью 1213 км и пропускной мощностью 16 млрд м3/год газа, который обеспечивает свыше 50% от общего объема газа, поставляемого из России в Турцию.
Вышеизложенные положения свидетельствуют о том, что Турецкая Республика заинтересована в экономической интеграции со странами ЕАЭС. Как известно, товары союза не облагаются таможенными пошлинами при поставках на территории стран ЕАЭС. В этой связи очевидна экономическая выгода для Турции от вступления в ЕАЭС.
С другой стороны, для стран ЕАЭС и, в первую очередь, для России членство Турции в ЕАЭС приведет к уменьшению сумм поступающих в бюджет таможенных пошлин. При этом эти потери могут быть компенсированы за счет более широкого доступа на турецкий рынок отечественных товаров. Ведь именно на стимулирование несырьевого экспорта брошены все силы стран ЕАЭС.[8]
Кроме того, нельзя не учитывать демографические факторы при рассмотрении вопроса вступления Турции в ЕАЭС. В настоящее время население Турецкой Республики составляет 79,4 млн. человек, в то время как население ЕАЭС равно 182,7 млн. человек, т.е. население Турции составляет 43,5% от населения всех стран ЕАЭС. К тому же, население Турции преимущественно являются мусульманами, а на территории ЕАЭС преобладает христианство. В таких условиях вступление Турции в ЕАЭС может способствовать усложнению трудовой, миграционной и демографической ситуации в рамках ЕАЭС.
Многие эксперты отмечают также имеющиеся противоречия между Турцией и Россией по некоторым политическим вопросам:
- Основные противоречия имеются по сирийскому вопросу, поскольку Турция не желает поддерживать режим Б. Асада;
- Турция в ближайшее время не планирует признавать легитимность референдума по присоединению к России Республики Крым и Севастополя;
- Наконец, турецкое руководство активно сотрудничает с руководством Украины, рассматривая ее в качестве одного из важнейших партнеров.
Указанные противоречия могут оказать существенное влияние при рассмотрении вопроса присоединения Турции к ЕАЭС. И в целом, важно отметить, что по словам Директора Департамента развития интеграции ЕЭК Шухно С.С. Евразийский экономический союз не стремится к привлечению новых членов. Как уже было отмечено, в рамках ЕАЭС ведется обычная работа по международному сотрудничеству ЕАЭС с третьими странами.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что в ближайшей перспективе вступление Турецкой Республики в ЕАЭС маловероятно. Вместе с тем, на наш взгляд, целесообразно проведение следующих мероприятий по данному вопросу:
- Создание в течение 3-5 лет зоны свободной торговли между ЕАЭС и Турцией с сохранением преференциального режима для развивающихся стран. В данном контексте будет действовать ЗСТ не с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, а со снижением их ставок на 25%.[9]
- Введение тарифных квот на некоторые виды сельскохозяйственной продукции с освобождением от уплаты таможенных пошлин в пределах объемов квот. Тарифные квоты следует устанавливать в таких объемах, чтобы не создавать угрозу продовольственной безопасности в странах ЕАЭС.
- Минимальное применение запретов и ограничений во взаимной торговле между Турцией и странами ЕАЭС. В указанном аспекте сторонам следует отказаться от практики применения запретов на ввоз товаров, а ограничения применять только в той степени, которая необходима для обеспечения безопасности жизни и здоровья населения обеих сторон.[10]
В целом, реализация вышеуказанных направлений будет способствовать развитию торгово-экономических отношений Турции и стран ЕАЭС на взаимовыгодной основе.
Список использованной литературы:
- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 года № 18 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/ru-ru (дата обращения: 21.04.2018).
- Шухно С.С. Два года Евразийскому экономическому союзу: основные достижения и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. Т. 2017. № 6. С. 3-14.
- Официальный сайт Департамента развития интеграции ЕЭК: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_integr/ (дата обращения: 21.04.2018).
- Официальный сайт Департамента статистики ЕЭК: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ (дата обращения: 21.04.2018).
- Официальный сайт ФТС России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php (дата обращения: 21.04.2018).
- Худжатов М.Б. Особенности таможенного контроля товаров турецкого производства на современном этапе // Маркетинг и логистика. –2016. – № 2 (4). – С. 41-47.
- Арский А.А. Технология снижения логистических издержек // Управленческие науки. – 2013. – № 4. – С. 54-56.
- Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. 2017. № 4 (12). С. 91-100.
- Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. –2017. –№ 2 (10). –С. 173-181.
- Арский А.А. Компетентный подход к исследованию проблем таможенного дела в выпускных квалификационных работах студентов // Маркетинг и логистика. – 2016. – №4 (6). – с. 5-9.
УДК 339.9
М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия
e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Assessment of the prospects for the entry of the Republic of Turkey into the Eurasian Economic Union
M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Russian university of peoples’ friendship, Moscow, Russia
Annotation: The article considers the current state of Turkey’s foreign trade relations with the countries of the Eurasian Economic Union. As a result of the analysis of foreign trade processes between these countries, the feasibility of the entry of the Republic of Turkey into the Eurasian Economic Union.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Оценка перспектив вступления Турецкой Республики в Евразийский экономический союз // Маркетинг и логистика. – 2018. – №2 (16). – с. 118-126.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».