Оптимизация таможенных операций при импорте товаров на территорию Российской Федерации воздушным транспортом

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: статья посвящена анализу таможенных операций при импорте товаров на территорию Российской Федерации воздушным транспортом. По результатам проведенного анализа автор предлагает практические рекомендации по оптимизации указанных таможенных операций. Реализация изложенных в статье рекомендаций обеспечит ускорение таможенных операций при импорте товаров на территорию Российской Федерации воздушным транспортом.

Международные перевозки товаров имеют важное значение для мировой экономики. Товары перевозятся различными видами транспорта, основными из которых являются автомобильный, водный, железнодорожный и воздушный виды транспорта.

Наиболее дешевыми являются услуги по международной перевозке товаров морским транспортом, а наиболее дорогостоящими – воздушным транспортом. Очевидно, что это обусловлено скоростью транспортировки грузов: товары перевозятся морем дольше всего, при этом авиаперевозки являются самыми скоростными [1].

Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на международные перевозки товаров в странах ЕАЭС. В 2020 году общий объем перевозок грузов сократился на 6%, в то время как в период с 2016 по 2019 гг. наблюдался постоянный рост этих объемов (рис. 1).

грузоперевозки

Рисунок 1 — Динамика всех грузоперевозок в ЕАЭС в 2016-2020 гг., млн. тонн [2]

Структура международных перевозок товаров по видам транспорта выглядит следующим образом: преобладают автомобильные перевозки (73%), далее идут железнодорожные перевозки и перевозки трубопроводным транспортом (15 и 12% соответственно), на последнем месте авиаперевозки (их доля около 0,01%). Отсутствие в данной статистике морского вида транспорта объясняется тем, что международные морские перевозки осуществляются под флагами определенного круга стран (Великобритания, Кипр, Греция, Мальта и др.) [3].

международные перевозки товаров ЕАЭС

Рисунок 2 — Структура международных перевозок товаров ЕАЭС по видам транспорта в 2020 г. [2]

Вместе с тем отметим, что в последние годы значение воздушного транспорта для международных перевозок товаров увеличивается. Среди стран ЕАЭС явное лидерство по объему авиаперевозок принадлежит России, на нее приходится 94% всех авиаперевозок в рамках ЕАЭС. Лидерами среди российских авиаперевозчиков являются ООО «Авиакомпания «ЭйрБриджКарго», ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» и АО «Авиакомпания «Сибирь» [4].

Как уже было отмечено, основное преимущество воздушного вида транспорта заключается в высокой скорости доставки товаров, что позволяет экономить время участникам ВЭД. В данном контексте важно оптимизировать таможенное оформление товаров, перемещаемых воздушным транспортом, для того, чтобы не свести к нулю указанное преимущество воздушного вида транспорта.

Действующий порядок совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС отражен на рисунке 3.

таможенные операции

Рисунок 3 — Блок-схема совершения таможенных операций при прибытии товаров воздушным транспортом [5, 6]. Источник: составлено автором

Рассмотрим этапы совершения таможенных операций подробнее в целях выработки практических рекомендаций по их оптимизации.

На первом этапе авиаперевозчик осуществляет предварительное информирование таможенных органов, данная операция стала обязательной с 2017 г. Предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, должна быть представлена не позднее чем за 2 часа до прибытия воздушного судна [7].

Состав предварительной информации подразделяется на [5]:

1) обязательный состав предварительной информации, используемой таможенными органами для оценки рисков;

2) состав предварительной информации, представляемый таможенным органам по желанию участника ВЭД для ускорения совершения таможенных операций при прибытии.

Сведения, которые должны быть представлены в обязательном порядке, перечислены в п. 5 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2018 N 62.

Отметим, что положения п. 6 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2018 N 62 позволяют оптимизировать совершение следующих таможенных операций [7]:

а) таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

б) представление предварительной информации в качестве декларации на транспортное средство международной перевозки;

в) таможенных операций, требующих принятия решения в части, касающейся санитарно-эпидемиологического контроля;

г) таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

д) таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение;

е) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием экспресс-грузов;

ж) таможенных операций, требующих принятия решения в отношении товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю.

Следовательно, на этапе предварительного информирования рекомендуется представлять таможенному органу расширенный перечень сведений, что обеспечит ускорение таможенных операций на границе.

На втором этапе совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС. На данном этапе авиаперевозчик в течение одного часа обязан представить таможенному органу пакет документов: генеральную декларацию, авианакладную, грузовой манифест, инвойс и др. Таможенные органы в течение 20 минут фиксируют дату и время представления указанных документов в журнале регистраций уведомлений о прибытии товаров [6].

На данном этапе отметим, что при наличии в таможенном органе предварительной информации о воздушном судне и перевозимых им товарах таможенный орган после регистрации прибытия воздушного судна не оформляет подтверждение о прибытии транспортного средства.

После завершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, в течение 12 часов необходимо выбрать следующую таможенную операцию. Как правило, на третьем этапе после прибытия воздушного судна товары помещаются на склад временного хранения (СВХ), находящийся в пределах территории международного аэропорта.

Для ускорения помещения товаров на СВХ необходимо на этапе предварительного информирования представить сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения. Максимальный срок временного хранения товаров на СВХ составляет 4 месяца [5].

Если же авиаперевозка является частью мультимодальной перевозки товаров, и после прибытия воздушного судна товары будут дальше перевозиться другим видом транспорта, товары следует поместить под таможенную процедуру таможенного транзита.

Для оптимизации таможенного оформления процедуры таможенного транзита может быть использована предварительная информация о воздушном судне и перевозимых им товарах. В результате участник ВЭД получает следующие льготы [8]:

— таможенный орган не применяет меры обеспечения соблюдения таможенного транзита;

— таможенный орган принимает в качестве транзитных деклараций дополнительные экземпляры грузовой ведомости и прилагаемые к ним копии авиагрузовых накладных, а также иных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.

В случае, если таможенное оформление товаров осуществляется в аэропорту прибытия, то после помещения товаров на СВХ на четвертом этапе производится их таможенное декларирование. В рамках таможенного декларирования товары помещаются под основную таможенную процедуру, которая отличается от процедуры таможенного транзита. Как правило, на практике иностранные товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, поскольку данная процедура впоследствии дает право на свободное владение, пользование и распоряжение товарами.

Для того, чтобы получить такое право, участник ВЭД должен добиться на пятом этапе выпуска товаров путем соблюдения всех условий таможенной процедуры. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом, в результате выпуска заинтересованные лица вправе пользоваться и распоряжаться товарами согласно заявленной процедуре [9].

Последние два этапа совершения таможенных операций, связанные с таможенным декларированием и выпуском товаров, являются основными и наиболее сложными этапами таможенного оформления независимо от вида транспорта. Способы оптимизации этих этапов будут рассмотрены в будущих исследованиях.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. На этапе предварительного информирования таможенных органов рекомендуется представлять таможенному органу расширенный перечень сведений о товарах и воздушном судне, что обеспечит ускорение таможенных операций после прибытия товаров на территорию РФ.
  2. При наличии в таможенном органе предварительной информации о воздушном судне и перевозимых им товарах таможенный орган после регистрации прибытия воздушного судна не оформляет подтверждение о прибытии транспортного средства, что ускоряет таможенное оформление прибытия товаров.
  3. Для ускорения помещения товаров на СВХ необходимо на этапе предварительного информирования представить сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения. В этом случае помещение товаров на временное хранение осуществляется в упрощенном порядке путем использования номера предварительной информации
  4. Для оптимизации таможенного оформления процедуры таможенного транзита также может быть использована предварительная информация о воздушном судне и перевозимых им товарах. В этом случае таможенный орган не применяет меры обеспечения соблюдения таможенного транзита и принимает в качестве транзитных деклараций документы авиаперевозчика.
  5. В конечном счете, указанные рекомендации будут способствовать ускоренной подаче таможенной декларации на товары в целях их выпуска.

Таким образом, реализация на практике изложенных в статье таможенных операций обеспечат оптимизацию таможенного оформления товаров, прибывающих на территорию РФ воздушным транспортом.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Оценка качества управленческих решений логистических систем // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2020. № 3. С. 78-82.
  2. Статистика ЕАЭС: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx (дата обращения: 20.04.2021).
  3. Gao T., Erokhin V. China-Russia collaboration in Arctic shipping and maritime engineering // The Polar Journal. 2020. Т. 10. С. 353.
  4. Чупина Ж.С., Чупин А.Л. Практика и значение таможенной экспертизы товаров при выявлении правонарушений в Шереметьевской таможне // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 4 (26). С. 133-138.
  5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.04.2021).
  6. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.04.2021).
  7. Решение Коллегии ЕЭК от 24.04.2018 N 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.04.2021).
  8. Приказ ФТС России от 26.10.2015 N 2158 «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.04.2021).
  9. Воротынцева Т.М., Белянина Ю.В. Элементы системы пресечения правонарушений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 8. С.40-45.

УДК 339.5

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Optimization of customs operations for the import of goods into the territory of the Russian Federation by air

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Annotation: The article is devoted to the analysis of customs operations when importing goods into the territory of the Russian Federation by air. Based on the results of the analysis, the author offers practical recommendations for optimizing these customs operations. The implementation of the recommendations set out in the article will ensure the acceleration of customs operations when importing goods into the territory of the Russian Federation by air.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Оптимизация таможенных операций при импорте товаров на территорию Российской Федерации воздушным транспортом // Маркетинг и логистика. – 2021. – 2 (34). — с. 88-97.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».