Ответственный редактор Александр Арский дал интервью изданию «Infox»

Ответственный редактор Александр Арский дал интервью изданию Infox по проблемам урегулирования украинского кризиса в свете принятия Киевом закона о реинтеграции Донбасса.

Арский Александр

После принятия в Киеве закона о реинтеграции Донбасса («Об особенностях государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях») эксперты сошлись во мнении, что Украина поставила крест на Минских соглашениях. Александр Горбачев попросил прокомментировать политические и экономические последствия принятия этого закона доцента кафедры теории и практики таможенного дела МФЮА, ответственного редактора научно-практического журнала «Маркетинг и логистика» Александра Арского.

Принятие, каких либо законов страной, защищающей свою территориальную целостность, закономерное и рациональное явление — рациональность данного явления в мировой практике не вызывает сомнений. Однако принятие данного решения группировками коалиции, пришедшими к власти в результате вооруженного государственного переворота и впоследствии проведшими карательные операции на Донбассе, не может быть легитимным для жителей ЛНР и ДНР. Республики не могут поддержать и согласиться с геноцидом Киева направленным против них. На данном этапе политика США на Украине имеет устойчивую динамику на конфронтацию с Россией в преддверии выборов президента России, на которых действующий президент Владимир Путин является явным фаворитом.

Вы полагаете принятый закон это инициатива США?

Украина не обладает суверенитетом в принятии таких решений. Данный закон это не только инициатива США, а звено в цепи событий политики США проводимой в отношении России и Евросоюза.

Так США действует на Украине против и России и Евросоюза?

В отношении России – явно, в отношении Евросоюза – опосредовано, и в этом случае с Евросоюзом это игра «вдолгую». Формирование очага политической и военной напряженности в Европе отвечает интересам США в полной мере. Это началось не в 2014 году, конечно. Если быть кратким, то мировой финансовый кризис, спровоцированный в 2008 году США, обнажил структурные проблемы в мировой экономике, в Евросоюзе послышались голоса о собственном пути, пути «без доллара», в то же время Китай наращивал объемы производства товаров, впитывая зарубежные технологии и материальные ресурсы. Могли ли, хотели ли США отказаться от роли мирового судьи, «истока демократии», финансового центра Вселенной и прочая… прочая… прочая… — безусловно нет. Можно сказать, что в этот момент политика США стала явной и открытой, и практика революционных пожаров Ближнего Востока была адаптирована для стран СНГ. Санкционный обмен дорого обошелся Евросоюзу, по разным оценкам это потери от экспорта в Россию порядка 40-60 млрд. евро, Россия, конечно, также пострадала от санкций США в технологическом и финансовом секторе.

Эксперты утверждают, что Киев, принимая данный закон, отказался от выполнения Минских соглашений, так ли это?

Киев не выполнял Минские соглашения, в то же время и ЛНР и ДНР стремились к их имплементации. Киев намерено и системно избегал прямого диалога с ЛНР и ДНР по причине того, что это бы подвинуло процесс к выходу из состояния гражданской войны на Украине, а это не в интересах США, так как гаснет очаг напряженности и США получает имиджевый урон на международной арене. Прологом к принятию обсуждаемого сегодня закона явились решения Канады и США поставлять летальное оружие Киеву около месяца назад. Президент Петр Порошенко заявил о планируемых поставках противотанковых комплексов из США буквально на днях. Все эти индикаторы приводят к тому, что за время «Минской передышки» США не смогли отказаться от генерации конфронтации с Россией, лишь на время отсрочили её по причине внутренней политической нестабильности между командой и президентом Трампом и его противниками в США на всех уровнях власти. Хочу заметить, что Россия выступает за территориальную целостность Украины, и хоть и не является стороной Минских соглашений, всегда призывала их участников (Киев, ЛНР и ДНР) к диалогу и исключительно политическому урегулированию без изменения государственных границ Украины. Самым гнетущим и драматичным фактором требующим такого урегулирования, был фактор гуманитарного бедствия в ЛНР и ДНР, гибли люди, разрушалась инфраструктура. Защититься ЛНР и ДНР в таких условиях могут только посредством оружия, так как история данной гражданской войны и риторика руководства из Киева, а также практических исполнителей из националистических батальонов, не оставляет никаких иллюзий на этот счет.

Каковы прогнозы развития событий?

Интенсивные шаги, вплоть до карательных операций Киева на Донбассе возможны в феврале. Данные шаги должны спровоцировать Россию на «принуждение к миру» по Южно-Осетинскому сценарию. Общественное мнение накачивалось русофобскими страшилками в Европе и США давно, оно готово воспринять любые фантастические заголовки демократических СМИ о «нападении России на Европу».

Киев заявляет о том, что на Донбассе уже давно находятся российские войска, не предоставляя доказательств

Это утверждение нелепо по своей сути и адресовано, прежде всего, европейскому обывателю. Более того, оно в какой-то мере умаляет профессионализм российских военнослужащих и Министерства обороны России. Присутствие российских оперативно-тактических подразделений на территории Донбасса в процессе выполнения Минских соглашений невозможно, оно может быть, возможно, при прямом боестолкновении ВСУ и националистических батальонов с вооруженными силами ЛНР и ДНР. Совершенно ясно, что инициаторами, данного боестолкновения после принятого закона будет Киев, саботировавший все это время Минские соглашения и управляемый извне. Данные провокации или точнее реваншистский блицкриг ВСУ может совпасть с датой введения нового пакета экономических санкций США в отношении России.

К чему приведет такое развитие событий?

В экономическом плане это приведет к обрушению гривны до «мусорного» уровня и снижению курса рубля к резервным валютам на 10-20% до урегулирования конфликта. Отток трудоспособного населения и мужчин призывного возраста с Украины увеличится на 50-70% к текущим показателям работающих за рубежом украинцев. По состоянию на 9 февраля этого года по данным украинского МИДа, 5 млн. украинцев работают за рубежом, однако это лукавая цифра и реальное количество вынужденных трудовых мигрантов минимум 6-6,5 млн., большинство из них работают в России и Польше. По данным российских источников около 3 млн. граждан Украины живут в России, следовательно, как минимум 2,5 млн. из них работают. По данным официальной статистики за 3 квартала 2017 года объем денежных переводов физических лиц из России на Украину составил 330 млн. долларов США при действующих с 2017 г. обоюдных ограничениях на банковские переводы. Однако, эта статистика не учитывает наличные денежные потоки, которые перемещают физические лица при пересечении таможенной границы — принимая во внимание данный факт, реальная цифра объема денежных потоков физических лиц из России в Украину может быть в разы выше.

Кроме того, Европа станет заложником газового шантажа со стороны Украины, тут возможны разные варианты ограничения транзита российского газа в Европу, два вероятных — это перекрытие вентиля и отбор «газа агрессора» или техногенная катастрофа на трубопроводе (техническое состояние украинской газотранспортной системы вызывает опасения из-за экономического кризиса).

Политика террора на трансграничных территориях, особенно в Крыму, диверсии и террористические акты совершаемые, в том числе и участниками националистических батальонов де-факто неподконтрольными Киеву, все это будет фоном этого непростого в истории Украины периода.

Пессимистичные и очень тревожные прогнозы. Что, по вашему мнению, необходимо предпринять официальному Киеву для преодоления этого кризиса? Как выйти из ситуации прямого противостояния?

В этом вопросе официальный Киев ограничен. Решение о конфронтации с Россией принималось не вчера и уж точно не в Киеве. В руках США находится судьба Украины как процветающего государства, однако США не заинтересованы в процветании Украины. Согласитесь, для того чтобы Украина расцвела ей нужны не противотанковые системы и не инструкторы НАТО, а технологии и инвестиции, не те инвестиции в виде траншев МВФ , за которые будут рассчитываться два поколения украинцев, а реальные инвестиции в производственную кооперацию, в сельское хозяйство, все то, что раньше реализовывалось в сотрудничестве с Россией.

Какое решение может предложить Россия, для снижения градуса конфронтации?

Россия, наше руководство, да и рядовые граждане придерживаются в отношении Украины, как государства и особенно её граждан, политики гуманизма, иногда даже христианского сострадания, если хотите. И это речь не о тех гуманитарных конвоях в Донбасс и посредничестве при обмене пленными, не о четких и последовательных алгоритмах Минских соглашений, речь об отношении россиян к украинцам как к нации, уважении общих духовных корней, уважение национальных традиций.

Если представить, что к официальному Киеву вернется здравый смысл и расширятся горизонты планирования (выполнение Минских соглашений), то лучшей модели, чем кооперации с Россией в формате ЕАЭС представить нельзя. Однако в настоящее время экономика Украины уже не та, что четыре года назад и по показателям экономического потенциала и по долговым обязательствам и для России интеграция с Украиной это продолжение политики гуманизма.