Пятилетний план Китая на 2021-2025 годы и долгосрочные ориентиры развития экономики страны

Ерохин Василий Леонидович

Аннотация: среди крупнейших экономик мира Китай по итогам 2020 г. стал единственной страной, которой удалось избежать экономической рецессии в связи с пандемией. Первый квартал 2021 г. был завершен с существенным ростом ВВП более 18% и значительным улучшением ключевых макроэкономических показателей. Однако, руководством страны трезво оцениваются как сохраняющиеся угрозы, так и возможности роста в условиях крайне высокой неопределенности ситуации в мировой экономике. Принятый в марте 2021 г. план на 14 пятилетку в общих чертах и весьма мягких рамках плановых показателей определяет основные приоритеты ближайшего будущего страны. В статье рассматриваются прогнозные параметры развития Китая на период до 2025 г. и оцениваются ориентиры на долгосрочную перспективу.

В марте 2021 г. в Пекине состоялось важнейшее для страны ежегодное мероприятие – сессия Всекитайского собрания народных представителей, по результатам которого были не только определены плановые показатели развития Китая на 2021 г., но и одобрен План социально-экономического развития КНР на 14 пятилетку (2021-2025 гг.) и долгосрочные цели до 2035 г. Особая значимость такого формулирования стратегических ориентиров определяется еще и тем, что летом 2021 г. будет отмечаться 100-летний юбилей образования Коммунистической Партии Китая. Таким образом, руководством страны продемонстрировано видение социально-экономического развития Китая не только на ближайшие пять лет, но и в долгосрочной перспективе – насколько это представляется возможным в текущих неопределенных условиях функционирования мировой экономики на фоне как пандемии, так и связанной с ней общемировой рецессии.

Во многом именно из-за невозможности с достаточной степенью точности оценить тенденции развития мировой экономики в период продолжающейся пандемии и в ближайшие годы после ее завершения [1], очередной пятилетний план существенно отличается от принимавшихся ранее [3]. Так, перечень плановых показателей ограничивается 20 параметрами, разделенными на 5 категорий, при этом по ряду показателей не приведены плановые значения. Тем не менее, можно выделить основные ориентиры, которых будет придерживаться Китай в своем развитии в ближайшие годы [8]:

  • приоритизация качественных параметров роста по сравнению с количественными;
  • превращение Китая в самодостаточную в технологическом и производственном плане страну;
  • ускорение движения в сторону низкоуглеродной экономики для достижения климатических целей 2030/2060 гг.;
  • обеспечение общего благосостояния для всех граждан страны посредством развития сельской местности и реализации стратегий урбанизации;
  • последовательная либерализация деловой среды;
  • повышение роли Китая в процессах регионального и мирового экономического управления.

В виду того, что Китай по итогам 2020 г. стал единственной из крупнейших стран мира, избежавшей экономической рецессии в связи с пандемией [5, 6], правительством был установлен целевой показатель роста ВВП на 2021 г. на уровне не менее 6%. Планом на ближайшие пять лет целевые показатели роста ВВП не определены, вместо чего сказано, что ожидается продолжение экономического роста приемлемыми темпами, которые будут пересматриваться в зависимости от текущих обстоятельств (табл. 1).

Экономическое развитие

Таблица 1 — Плановые показатели категории «Экономическое развитие». Источник: составлено автором на основе [10]

Такая осторожная цель на 2021 г. обусловлена как неопределенностью ситуации с пандемией в мире, так и ориентацией Китая на качественные составляющие экономического роста при контроле финансовых рисков, связанных с массированной поддержкой бизнеса и населения в 2020 г. С постепенной нормализацией экономической ситуации прямые финансовые вливания в экономику сокращаются, дефицит бюджета на 2021 г. установлен в пределах 3,2%, что ниже рекордных показателей 2020 г. (3,6%). Ужесточается контроль долга на уровне провинций и вводятся новые структурные меры поддержки, в том числе налоговые инструменты [2, 9].

Особое внимание уделяется развитию концепции «двойной циркуляции» (внутренний рынок и внешние связи), на которой во многом и будет строиться модель экономического роста Китая в ближайшие годы. В то время как основной упор предполагается делать на развитие внутреннего рынка и усиление экономической самодостаточности в условиях все более волатильной внешней среды, правительством постоянно подчеркивается крайняя важность дальнейшей интеграции Китая в мировую экономику. Стимулирование внутреннего спроса позволит выстроить эффективные связи между производителями и потребителями внутри страны, оптимально использовать конкурентные преимущества, расширить инвестиционное пространство и тем самым качественно улучшить основы для встраивания китайских компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Для такого качественного роста необходимо развитие инновационной и научно-исследовательской деятельности, чему посвящена одна из категорий плановых показателей 14 пятилетки (табл. 2). Среди приоритетов – такие ключевые для Китая сферы как искусственный интеллект, полупроводники, облачные технологии и ряд других. До 56% сетей передачи данных в стране планируется перевести на формат 5G, а в целом цифровая экономика будет обеспечивать до 10% совокупного объема ВВП к 2025 г. Расходы на научно-исследовательские работы и конструкторские разработки планируется увеличивать не менее чем на 7% ежегодно в течение пяти лет, в том числе в 2021 г. – на 10,6%.

Инновационная устремленность

Таблица 2 — Плановые показатели категории «Инновационная устремленность». Источник: составлено автором на основе [10]

В целом, План 14 пятилетки ориентирован на ускорение Четвертой индустриальной революции и превращение Китая в мировую технологическую державу, конкурентоспособную на международном уровне в таких секторах, как робототехника, автомобили на альтернативных источниках энергии, авиастроение, сельскохозяйственное машиностроение и других. Пять из 20 заявленных параметров в Плане относятся к категории «Экология» и напрямую связаны с развитием инновационной экономики и сокращением энергоемкости и «экологического следа» производственной активности. На 2021 г. правительством заявлена цель снизить энергоемкость на 3%, а в целом к 2025 г. планируется сократить потребление энергии на 13,5%, а выбросы углекислого газа – на 18% (табл. 3).

Экология

Таблица 3 — Плановые показатели категории «Экология». Источник: составлено автором на основе [10]

В рамках общего движения страны по направлению развития новых источников энергии заявляется, что к 2025 г. доля возобновляемой энергии в совокупном объеме потребления достигнет 20% по сравнению с 15% по состоянию на конец 2019 г. Так, мощность атомных электростанций планируется увеличить на 40% до 70 гигаватт за пять лет. Однако, необходимо отметить, что сокращение энергоемкости экономики и развитие «чистой» энергетики не означают, что Китай не нуждается в увеличении объема потребления энергии в будущем. Амбициозные задачи по удержанию темпов экономического роста на уровне не менее 6-7% в год требуют значительного увеличения потребления энергии, в то время как качественные составляющие такого роста и в широком смысле благосостояния и качества жизни населения обуславливают необходимость ускоренной декарбонизации экономики. Эту дилемму планируется решать посредством стимулирования низкоуглеродных технологий и планомерного сокращения выбросов при одновременном повышении энергоотдачи от совершенствующихся новых источников энергии. Одним из примеров может служить ветровая энергетика – в 2020 г. несмотря на все проблемы, связанные с пандемией, Китаем были введены в строй новые ветрогенераторы общей мощностью 3 гигаватта – половина общемирового объема новых ветровых установок в этом году. Стратегический ориентир на низкоуглеродную экономику будет распространяться на все сферы деятельности. Правительством анонсирована разработка отдельного пятилетнего плана для энергетического сектора страны, которым будут определены шаги по направлению к более устойчивой модели экономического роста.

Экологические цели, декларируемые правительством не только на ближайшие годы, но и на долгосрочную перспективу, во многом связаны с повышением качества жизни населения. Плановые показатели в категории «Экология» дополняются социально-экономическими критериями благосостояния, такими как уровень дохода на душу населения, уровень безработицы, качество образования, продолжительность жизни и другими (табл. 4). В начале 2021 г. Президентом КНР Си Цзиньпином было объявлено об успешном завершении кампании по выведению из состояния бедности более 100 млн. человек, которая велась с 2012 г. [7]. В наступившей пятилетке основные усилия будут направлены на дальнейшее развитие сельских территорий, достижение «общего благосостояния» и сокращение разрыва в уровне жизни между городами и сельской местностью. Заявляется, что по итогам пятилетки Китай может достичь уровня развитых стран по показателю располагаемого дохода на душу населения, а к 2035 г. удвоить среднедушевой объем ВВП [11]. С учетом того, что численность сельского населения Китая составляет около 550 млн. человек, программы по развитию сельской местности и новые стратегии урбанизации станут ключевыми факторами увеличения численности среднего класса, повышения доходов и покупательной способности населения – и тем самым реализации концепции «двойной циркуляции» в части роста внутреннего потребления.

Благосостояние

Таблица 4 — Плановые показатели категории «Благосостояние». Источник: составлено автором на основе [10]

Усилия по сокращению бедности в значительной степени связаны с обеспечением устойчивого доступа к основным продуктам питания. Проблема продовольственной безопасности для Китая является важной не только с точки зрения необходимости обеспечения крупнейшего в мире населения продовольствием, но и волатильности мировых аграрных рынков. Поэтому среди ключевых параметров экономического развития страны особо выделяется усиление самодостаточности по зерновым культурам и достижение объема производства не менее 650 млн. тонн к 2025 г. (табл. 5).

Безопасность

Таблица 5 — Плановые показатели категории «Безопасность». Источник: составлено автором на основе [10]

Наряду с пятилетним планом на мартовской сессии были одобрены и долгосрочные ориентиры социально-экономического развития страны на период до 2035 г. Они связаны со среднесрочными приоритетами, указанными в Плане 14 пятилетки, и развивают их. Горизонт 2035 г. выбран не случайно, он находится посередине между двумя важными датами современного китайского политического календаря. Как уже отмечено выше, летом 2021 г. будет отмечаться столетний юбилей образования Коммунистической Партии Китая, что знаменует официальное завершение строительства так называемого «среднезажиточного общества» [4]. Вторая дата – столетие образования КНР в 2049 г. К этому времени планируется «всесторонне построить социалистическую современную мощную страну» [4]. Вместе эти две цели и определяют стратегические ориентиры развития современного Китая на долгосрочную перспективу: повышение благосостояния и качества жизни китайских граждан, модернизация экономики на основе создания и развития технологических и инновационных конкурентных преимуществ, а также всемерное усиление включения Китая в мировые цепочки добавленной стоимости и полноправное участие в регулировании и повышении устойчивости региональных и глобальных рынков.

Список использованной литературы:

  1. Васиев М., Би К., Денисов А., Бочарников В. Влияние пандемии COVID-19 на устойчивость экономики Китая // Форсайт. – 2020. – № 14 (2). – С. 7-22.
  2. Ерохин В.Л. Влияние пандемии COVID-19 на экономику Китая: предварительная оценка и прогноз восстановления // Маркетинг и логистика. – 2021. – №1 (33). – С. 5-16.
  3. Кашин В.Б., Пятачкова А.С., Смирнова В.А., Литвинов А.А., Поташев Н.А. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР. – М.: Высшая Школа Экономики, 2021.
  4. Ли Х. Новая эпоха развития Китая и новые перспективы китайско-российских отношений. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novaya-epokha-razvitiya-kitaya-i-novye-perspektivy-kitaysko-rossiyskikh-otnosheniy/.
  5. Луконин С.А., Заклязьминская Е.О. Трансформация социально-экономической модели Китая в условиях пандемии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2020. – № 13 (6). – С. 198-216.
  6. Шаламов Г.А., Кудров А.С. Особенности развития Китая в условиях пандемии коронавируса // Финансовая экономика. – 2020. – № 7. – С. 194-196.
  7. (2021). Xi: Victory over poverty will go down in history. Retrieved April 22, 2021, from http://www.chinadaily.com.cn/a/202102/26/WS60382a14a31024ad0baab1d7.html.
  8. Cooper, B. (2021). China’s 14th Five-Year Plan (2021-2025) Report. Retrieved April 22, 2021, from https://www.hkstrategies.com/en/chinas-14th-five-year-plan-2021-2025-report/.
  9. Liu, X., Liu, Y., & Yan, Y. (2020). China Macroeconomic Report 2020: China’s Macroeconomy Is on the Rebound under the Impact of COVID-19. Economic and Political Studies, 8(4), 395-435.
  10. State Council of the People’s Republic of China. (2021). The 14th Five-Year Plan (2021-2025) for National Economic and Social Development and the Long-Range Objectives Through the Year 2035. Retrieved April 22, 2021, from http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/05/content_5590537.htm.
  11. Zhang, Y. (2021). China Has Potential to Realize 2035 Goal. Retrieved April 22, 2021, from https://www.chinadaily.com.cn/a/202103/04/WS60401fd1a31024ad0baac916.html

УДК 339.9

Ерохин В. Л. – кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и менеджмента, Харбинский инженерный университет, Харбин, КНР

Erokhin V. – Associate Professor, School of Economics and Management, Harbin Engineering University, Harbin, China

E-mail: basilic@list.ru

China’s Five-Year Plan for 2021-2025 and the Long-Range Economic Development Benchmarks

Annotation: Among major economies, China became the only country that managed to avoid an economic recession in the course of the pandemic in 2020. The first quarter of 2021 demonstrated significant growth of gross domestic product by over 18% along with an essential improvement in key macroeconomic indicators. However, China’s government is waking up to both the remaining threats and the opportunities for growth amid extremely high uncertainty in the global economy. The 14th Five-Year Plan for National Economic and Social Development (approved in March 2021) in general terms and flexible frameworks of anticipated benchmarks defines key priorities of national economic development. The paper considers the forecast parameters of China’s development through the year 2025 and summarizes the long-term priorities.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Ерохин В. Л. Пятилетний план Китая на 2021-2025 годы и долгосрочные ориентиры развития экономики страны // Маркетинг и логистика. – 2021. – 2 (34). — с. 5-15.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».