Проблемы управления цифровой архитектурой логистических трансформационных центров

Арский Александр Александрович

Аннотация: в статье представлена авторская интерпретация проблем развития логистических трансформационных центров в аспекте генерации, внедрения, обеспечения функционирования и развития их цифровой архитектуры. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к решению обозначенных проблем в форматах подготовки специалистов предметной области, совершенствования программного обеспечения и стимулирования бизнес-сообщества, администрирующего соответствующие цифровые архитектуры.

В условиях трансформации мировой экономики и перестройки хозяйственных и внешнеторговых связей на макроуровне российской экономики, возникает объективная необходимость изначального, базового (начального) фундамента управления сложными региональными логистическими системами.

Утверждая, что логистические системы территорий, являются артериями товародвижения, необходимо рассматривать их бесперебойную работу в комплексе всего организма отечественной экономики. Биологическое сравнение логистической системы с системой кровообращения не случайно, при отсутствии должного качества функционирования артерии возможен летальный исход, то же касается и логистических систем, в которых проблемы с «артериями» -каналами и цепями поставок могут привести к значительным логистическим издержкам и реализации рисков разного рода, в результате которых экономика региона будет стагнировать, а предприятия «умирать».

Так сложилось, что новый период в российской экономике, ознаменованный не только санкционным противостоянием, но и расширением торгово-экономического сотрудничества в формате БРИКС, ЕАЭС и странами Африки, представляет прекрасную возможность не только модернизации логистических систем в части их цифровизации, но и представляет шанс построения логистической архитектуры регионов «с нуля».

В результате предпринятых автором исследований, более чем за десятилетний период изучения проблем логистических систем, было установлено, что основными проблемами является высокий уровень логистических издержек и отсудив профилактики логистических рисков на макро- и микроуровне: «Современные методы анализа логистической деятельности предприятия» (Москва, 2010) «Управление внешними рисками логистических систем» (Москва, 2014), «Модернизация отечественных логистических систем. Ожидания и прогнозы» (Москва, 2014), «Учет регионального фактора в логистическом проектировании» (Москва, 2015) [1-4]. Дав старт исследованиям, представленным выше, были сформированы результаты анализа, на основании которых впоследствии были предложены конкретные решения по снижению логистических издержек на основе применения отдельных моделей рационализации логистических процессов, использованию логистического аутсорсинга и совершенствования управления в целом: «Применение формулы Харриса-Уилсона (Economic Order Quantity) в логистическом проектировании малого бизнеса» (Москва, 2016), «Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса» (Москва, 2018), «Простейшие модели логистического проектирования в малом бизнесе»(Москва, 2019), «Оценка качества управленческих решений логистических систем» (Москва, 2020)[5-8]. Данный период, исследований можно считать – первым, так как исследования данного периода развивались в предсказуемой среде, подчиняющейся основным законам экономики. Следующий период исследований – второй, прошел под влиянием негативных, общемировых факторов, связанных с санитарными и карантинными мерами в борьбе с пандемией COVID-19. Закономерно, на данном этапе, исследования были сконцентрированы на проблемах мегалогистических систем международной торговли в условиях пандемии: «Факторный анализ внешней торговли Российской Федерации в аспекте пандемии COVID-19» (Москва, 2021), «Учет аспекта пандемии COVID-19 в факторном анализе внешней торговли Российской Федерации» (Москва, 2021), «Постпандемийные факторы развития внешней торговли России» (Ставрополь, 2021). При проведении второго этапа исследований, с учетом нарастающей неопределённости на международном рынке и проявлении недобросовестной конкуренции в международной торговле (торговые войны США и КНР), стало очевидным, что существующие модели управления логистическими процессами в региональных и отраслевых производственных и торговых предприятиях устарели, и не отвечают конъюнктуре международного рынка и не обеспечивают высокого уровня конкурентоспособности российской экономики.

События 2022 года, а именно проведение Специальной военной операции России на Украине, явились причиной беспрецедентных санкций, инициированных США и прочими недружественными странами. По итогам 2022-2023 гг., российская экономика успешно справляется с вызовами современности, в основном в результате положительных эффектов от импортозамещения, перестройки логистических систем экспорта, использования импортёрами механизма параллельного импорта, высоких цен на энергоносители, продовольствие и удобрения (как основные статьи доходов российского экспорта). События последних двух лет положили начало третьему этапу исследований, объектом которых стало развитие конкурентных преимуществ российских производителей и российских перевозчиков.

Третий этап исследований, сузил границы исследований на проблематике логистических трансформационных центров, назначение которых сводится к трансформации товарных потоков внешней торговли, и движению региональных товаров на федеральный рынок. По своей сути логистический центр, это хаб, обеспечивающий консолидацию грузов для последующего распределения различными видами транспорта. По данному этапу исследования опубликованы научные труды: «Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики» (Москва, 2022), «Трансформация цепей поставок при параллельном импорте» (Москва, 2022), «Организация и эксплуатация логистических трансформационных центров» (Петропавловск, 2022), «Эффект масштаба в оценке экономической деятельности логистического трансформационного центра» (Москва, 2022), «Экологические аспекты строительства и эксплуатация логистических трансформационных центров»(Москва, 2022). Результаты исследований позволили сформировать гипотезу развития логистических трансформационных центров, состоящую в утверждении, что достижение положительных результатов в повышении экономической эффективности функционирования логистических систем (помимо гармонизации управления рисками и снижении логистических издержек), возможно при разработке, внедрении и динамическом совершенствовании функционала цифровых систем управления и бизнес-администрирования.  Установлена корреляция положений гипотезы с результатами анализа ввода в эксплуатацию и обеспечения развития функционала инновационных цифровых архитектур бизнес-процессов ведущих экономик мира (КНР, Япония, Сингапур, США и др.).

Таким образом, научная новизна данного исследования состоит в определении комплекса проблем построения и обеспечения функционирования цифровой инфраструктуры. В контексте данного исследования, рассматривается архитектура, основанная на принципах агентного моделирования деятельности субъектов логистической системы, чьи интересы разнонаправлены в условиях, действующих между ними коммерческих отношений, мотивация, интересы цели и задачи субъектов, а также многовариативное их поведение (планирование).

В контексте данного исследования возможно определить проблемы управления цифровой архитектурой логистических трансформационных центров, а также направления их решения (табл. 1).

цифровая архитектура логистических трансформационных центров

Таблица 1 — Проблемы управления цифровой архитектурой логистических трансформационных центров

Предварительно исследование проблем, изложенных выше, сводится к следующим аспектам:

  1. Возникает устойчивая необходимость подготовки специалистов в области генерации и управления цифровой инфраструктурой логистических трансформационных центров, а самое важное – специалистов способных проводить факторный, функционально-стоимостной и критический анализ генерируемой и обслуживаемой цифровой архитектуры;
  2. Возникает острая потребность не только в создании отечественного программного обеспечения, но и в замене существующих зарубежных аналогов, имитированных, в том числе, недружественными странами. Программное обеспечение недружественных стран, несет не только риски, по причине его ограниченного функционала, но и риски вредного воздействия на критическую транспортную инфраструктуру;
  3. Возникает необходимость стимулирования среднего и малого бизнеса в части построения цифровой инфраструктуры предприятий на основе государственно-частного партнерства, в том числе в области логистического аутсорсинга.

Государственная поддержка и научное внимание к проблематике развития агентного моделирования как инструмента формирования цифровой архитектуры в полной мере реализуется на базе Лаборатории компьютерного моделирования социально-экономических процессов ФГБУН «Центрального экономико-математического института РАН», где особый интерес в контексте проводимого исследования вызывают работы, проводимые академиком РАН, В.Л. Макаровым и членом-корреспондентом РАН, А.Р. Бахтизиным на темы «Агентное моделирование сложного мира» (2022) и «Мировые торговые войны: сценарные расчеты последствий» (2022) [17; 18]. Внимание коллектива лаборатории сосредоточено и на методической литературе – учебных пособиях по предметной области агентного моделирования «Агент-ориентированные модели: учебное пособие» (Москва, 2022).

Исследования в области генерации и обеспечения функционирования цифровой архитектуры логистических трансформационных центров, становится важнейшей задачей отечественной экономики в условиях трансформации внешнеторговых связей и развития программ импортозамещения на макроуровне.

Список использованных источников:

  1. Арский А. А. Управление внешними рисками логистических систем // Стратегии бизнеса. – 2014. – № 1(3). – С. 22-24.
  2. Арский А. А. Учет регионального фактора в логистическом проектировании // Стратегии бизнеса. – 2015. – № 9(17). – С. 3-7.
  3. Арский А. А. Современные методы анализа логистической деятельности предприятия // Вестник университета. – 2010. – № 14. – С. 17-21.
  4. Арский А. А. Модернизация отечественных логистических систем. Ожидания и прогнозы // Социально-экономическое развитие регионов России : IV Международная научно-практическая конференция, Москва, 23 мая 2014 года. – Москва: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014. – С. 13-18.
  5. Арский А. А. Оценка качества управленческих решений логистических систем // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2020. – № 3. – С. 78-82.
  6. Арский А. А. Простейшие модели логистического проектирования в малом бизнесе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2019. – № 1. – С. 10-15.
  7. Арский А. А. Применение формулы Харриса-Уилсона (Economic Order Quantity) в логистическом проектировании малого бизнеса // Маркетинг и логистика. – 2016. – № 2(4). – С. 5-8.
  8. Арский А. А. Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2018. – № 1. – С. 98-102
  9. Арский А. А. Факторный анализ внешней торговли Российской Федерации в аспекте пандемии COVID-19 // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2021. – № 4. – С. 22-31. – DOI 10.52210/2224669X_2021_4_22.
  10. Арский А. А. Учет аспекта пандемии COVID-19 в факторном анализе внешней торговли Российской Федерации // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – № 3. – С. 5-10. – DOI 10.37691/2311-5351-2021-0-3-5-10.
  11. Арский А. А. Постпандемийные факторы развития внешней торговли России // Гуманитарное и медико-биологическое образование: проблемы, перспективы, интеграция, Ставрополь, 22 октября 2021 года. – Ставрополь: Ставропольский государственный медицинский университет, 2021. – С. 300-303.
  12. Арский А. А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. – № 1. – С. 16-21. – DOI 10.37691/2311-5351-2022-0-1-16-21.
  13. Арский А. А. Трансформация цепей поставок при параллельном импорте // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Москва, 14 апреля 2022 года / Под редакцией Т.Н. Сауренко, Т.М. Воротынцев. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. – С. 7-12.
  14. Арский, А. А. Организация и эксплуатация логистических трансформационных центров // Тенденции развития естественных и технических наук в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции, Петропавловск, 18 ноября 2022 года. – Петропавловск: Некоммерческое акционерное общество «Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева», 2022. – С. 552-555.
  15. Арский А. А. Эффект масштаба в оценке экономической деятельности логистического трансформационного центра // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 4. – С. 206-210. – DOI 10.52210/2224669X_2022_4_206.
  16. Арский А. А. Экологические аспекты строительства и эксплуатация логистических трансформационных центров // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. – 2022. – № 2. – С. 12-15. – DOI 10.52470/2224669X_2022_2_12.
  17. Makarov V.L., Bakhtizin A.R., Epstein J.M. Agent-based modeling for a complex world. – 2nd edition, revised. – M.: Scientific publications department, GAUGN, 2022. – 74 p. ISBN 978-5-6045843-4-7
  18. Makarov V. L., Khabriev B. R., Bakhtizin A. R. [et al.] World Trade Wars: Scenario Calculations of Consequences // Herald of the Russian Academy of Sciences. – 2020. – Vol. 90. – No 1. – P. 88-97. – DOI 10.1134/S1019331620010207. (Web of science – Q2)
  19. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д., Сидоренко М.Ю., Хабриев Б.Р. Агент-ориентированные модели: учебное пособие. — M.: Департамент научных изданий, ГАУ ГН, 2022. — 196 с.

УДК 338

Арский А. А. — кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории компьютерного моделирования социально-экономических процессов, ФГБУН «Центральный экономико-математический институт РАН», Москва, Россия.

e-mail: arskiy@list.ru

Problems of managing the digital architecture of logistics transformation centers

Arskiy A. — Candidate of economic sciences, associate professor, Senior research fellow, Laboratory for computer modeling of socio-economic processes, Central economics and mathematics institute of the Russian Academy of sciences, Moscow, Russia.

Annotation: the article presents the author’s interpretation of the problems of development of logistics transformation centers in terms of generation, implementation, operation and development of their digital architecture. The conclusion is made about the need for an integrated approach to solving the identified problems in the formats of training specialists in the subject area, improving software and stimulating the business community that administers the corresponding digital architectures.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Арский А. А. Проблемы управления цифровой архитектурой логистических трансформационных центров // Маркетинг и логистика. – 2023. – 3 (47). — с. 5-14.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».