Прогноз рыночных изменений, обусловленных пенсионной реформой

Алексей Васильевич Тебекин

Аннотация: рассмотрены вопросы, затрагивающие ожидаемые изменения в национальной пенсионной системе, связанные: с планируемым кардинальным ростом пенсий, с фактической пролонгацией замораживания накопительной части пенсий, с планируемым ростом пенсионного возраста, с фактическим ростом необходимых пенсионных расходов и их пигментным дефицитом, и т.д. Спрогнозированы вероятные рыночные изменения, обусловленных пенсионной реформой.  Одной из острейших тем в последнее время остается проблема пенсий.

И то, что происходит в последнее время в пенсионной системе вполне может претендовать, судя по масштабам заявляемых изменений, на пенсионную реформу.

Так в феврале 2018 года премьер-министр О. Голодец назвала главной задачей повышение пенсии населения до 25 тыс. руб.[1]

При этом сам тезис о том, что задаче повышения пенсий должно быть подчинено «все движение» [1] звучит социально привлекательно, и в этом смысле — верно.

И то, что в качестве приоритета стратегического развития пенсионной системы на уровне правительства озвучивается цель – вывод размера пенсии на высоту, превышающую в 2,5 раза прожиточный минимум, можно только приветствовать.

Но дальше возникает масса вопросов.

Во-первых, а есть ли деньги на достижение подобных стратегических целей?

Во-вторых, если денег сейчас нет, то какой источник предполагается задействовать в будущем?

В-третьих, возможно ли в принципе в условиях, когда длительное время в стране велась компания, направленная на то, чтобы дотянуть минимальный размер оплаты труда до уровня прожиточного минимума, перепрыгнуть эту планку в пенсиях в 2,5 раза?

В-четвертых, если в правительстве есть такие позитивные ожидания относительно роста пенсий, то почему постоянно идут разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста? И так далее.

Основное содержание исследований. Если говорить о первом вопросе, то, если предположить наличие денег на повышение пенсий, то возникает вопрос о том – почему такая разница в оценках вице-премьера, курирующего в правительстве социальный блок, и Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), ожидающего роста пенсионных выплат в 2019 году до среднего уровня 14,3 тысяч рублей.

Если говорить о втором вопросе, то если денег на пенсии сегодня не хватает, какой источник предполагается задействовать в будущем?

Мы хорошо помним, как введенная в 2001 году в соответствии с ФЗ №167 от 15.12.2001 г. [2] в качестве обязательной накопительная часть пенсий была успешно «заморожена» правительством в 2014 году.

Надо отметить, что «заморозка» накопительной части пенсии была объявлена правительством на период кризиса. Но несмотря о том, что о преодолении кризиса в отечественной экономики в период 2016-2017 годов отрапортовали практически все, включая премьер-министра [3], «заморозка» накопительной части пенсий в начале 2018 года была продлена до 2020 года.[4]

Еще одним из значимых факторов, не способствующих решению пенсионной проблемы, является изменение правил игры, связанное с использованием так называемой балльной системы начисления пенсий, поскольку:

А) человек не понимает каким образом начисляются эти пенсионные баллы;

Б) человек не заинтересован в увеличении своего заработка во имя роста пенсии;

В) человек не заинтересован в большом трудовом стаже, поскольку он тоже слабо отражается на размере пенсии.

Как следствие научно-необоснованная и непродуманная с точки зрения практической реализации балльная система начисления пенсий так и не заработала в стране должным образом.

Сработала она напротив – со знаком «минус».

Как отметила глава Счетной палаты Т. Голикова «… балльная формула… дестимулирует человека с точки зрения … зарабатывания пенсии, … ему можно не стремиться к наращиванию своего потенциала, так как всегда есть ограничения в баллах» [10].

При всем том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом, у которого, по заявлению курирующего вице-премьера «все деньги … есть. … заложены средства на исполнение всех обязательств» [5], ПФР постоянно дотируется федеральным бюджетом, поскольку собственный бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не первый год дефицитен [6], и его средств едва хватает на выплату текущих пенсий.

Нельзя также не учитывать необходимость индексации пенсий.

Поэтому факт покрытия в 2017 году дефицита ПФР за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на сумму 657 млрд. руб. [7] (при всем том, что финансирование дефицита ПФР из ФНБ изначально не предусматривалось), не согласуется со словами курирующего вице-премьера.

Исходя из ответов на первые два вопроса, ответ на третий вопрос также вытекает отрицательный. В условиях, когда длительное время в стране велась компания, направленная на то, чтобы подтянуть минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума, говорить о том, что пенсии превзойдут эту планку в 2,5 раза просто не приходится.

Не согласуются позитивные ожидания правительства относительно роста пенсий и с постоянным обсуждением вопросов о необходимости повышения пенсионного возраста, который концептуально уже практически решен.[8]

Дело в том, что сумма средств, необходимых для выплаты пенсий в стране в настоящее время сравнялась по объему с суммой, выделяемой в бюджете на образование (рис. 1).

Соотношение суммы средств, необходимых для выплаты пенсий

Рисунок 1. Соотношение суммы средств, необходимых для выплаты пенсий в стране в настоящее время, и суммы, выделяемой в бюджете на образование

Средний тем роста доли средств, необходимых для выплаты пенсий в последние годы составлял примерно 0,43% в год от ВВП.

С одной стороны, можно говорить о том, что проблема старения населения – это интернациональная проблема подавляющего большинства развитых стран мира.

С другой стороны, необходимо отметить, что благодаря эффективному планированию хозяйственной деятельности практически все развитые страны мира успешно решают эту проблему.

В России же в качестве единственного выхода из роста пенсионных расходов (кроме замораживания накопительной части пенсий), к сожалению, рассматривается только увеличение пенсионного возраста.

К сожалению, использование в качестве обоснования необходимости повышения пенсионного возраста нехватки рабочей силы в стране, не выдерживает критики.

Об этом достаточно красноречиво свидетельствует статистика последних лет.

Так, согласно данным Росстата [9] в 2015 году уровень занятости мужчин пред пенсионного возраста (55-59 лет) составлял 74,6%, что 16,4% меньше уровень занятости мужчин в возрасте 30-34 года. А в возрасте свыше 60 лет (60-72 года) уровень занятости мужчин составил всего 27,6%. То есть уровень занятости мужчин в возрасте свыше 60 лет в возрасте 60-72 года в 3,3 раза меньше, чем уровень занятости мужчин в возрасте 30-34 года, и в 2,7 раза меньше, чем уровень занятости мужчин в возрасте 55-59 лет.

Очевидно, что при востребованности рабочей силы (в случае ее действительной нехватки), такого разрыва между возрастными группами не было бы.

Аналогичная ситуация и у женщин. В 2015 году уровень занятости женщин предпенсионного возраста (50-54 года) составлял 81,6%, что 5,9% меньше уровень занятости женщин в возрасте 40-44 года. А в возрасте свыше 55 лет (55-59 лет) уровень занятости женщин составил всего 52,3%, то есть на 29,3% меньше.

В целом, если в возрастной группе 50-54 года занято 83,0% населения, то в возрастной группе 55-59 лет уже на 21,0% меньше. А в возрастной группе 60-72 года занято всего 22,1%.

Выводы. При указанных уровнях занятости людей увеличение пенсионного возраста не изменит проблему занятости в целом в лучшую сторону, но существенно ухудшит и без того тяжелое социальное положение старшего поколения населения.

В данном случае выход из ситуации представляется не в поиске путей сокращения сумм пенсионных выплат (путем увеличения пенсионного возраста, замораживании накопительной части пенсий и т.д.), а в наведении порядка в расходовании средств Пенсионного фонда.

Непомерные объемы капитальных затрат, операционных расходов и штатов сотрудников Пенсионного фонда, характерные для последних десятилетий по существу и явились основной причиной нехватки средств в современных условиях.

Список использованной литературы:

  1. Голодец заявила, что пенсии должны вырасти до 25 тысяч рублей. http://www.mk.ru/economics/2018/02/15/golodec-zayavila-chto-pensii-dolzhny-vyrasti-do-25-tysyach-rubley.html
  2. ФЗ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г.
  3. Медведев заявил, что Россия преодолела кризис. https://topwar.ru/109993-dmedvedev-zayavil-chto-rossiya-preodolela-krizis.html. 27 февраля 2017.
  4. Накопительную пенсию заморозили до 2020 года. https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/12/20/745989-pensiyu-zamorozili
  5. Голодец опровергла слова Кудрина о дефиците средств на пенсии. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a0db4b99a7947111df7fa6c
  6. Четыре года дефицита Пенсионного фонда России. https://investbrothers.ru/2017/03/29/4_deficita_pfr/
  7. ФНБ покроет дефицит Пенсионного фонда на 657 млрд. руб.
    https://www.rbc.ru/economics/16/10/2017/59e50d8a9a79473ffa3e19fe
  8. Правительство России приняло решение о повышении пенсионного возраста. // https://newsland.com/user/4296648019/content/pravitelstvo-rossii-prinialo-reshenie-o-povyshenii-pensionnogo-vozrasta/566527
  9. Рабочая сила, занятость и безработица в России, Федеральная служба государственной статистики, 2016.
  10. Голикова предложила вернуться к классической пенсионной системе. https://news.rambler.ru/other/39152283/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

УДК 33

А. В. Тебекин — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия

E-mail: Tebekin@gmail.com

The forecast of the market changes caused by pension reform

А. Tebekin — Doctor of Engineering, Doctor of Economics, professor, honorary worker of science and technology of the Russian Federation, professor of department of management of the Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia, Moscow, Russia

Annotation: the questions affecting the expected changes in national pension system connected are considered: with the planned cardinal growth of pensions, with the actual prolongation of freezing of a funded part of pensions, with the planned growth of a retirement age, with the actual growth of necessary pension expenses and their pigmentary deficiency, etc. Probable market changes, caused by pension reform are predicted.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тебекин А. В. Прогноз рыночных изменений, обусловленных пенсионной реформой // Маркетинг и логистика. – 2018. – №1 (15). – с. 51-57.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».