Разработка критериев оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к климатическим изменениям

Тебекин Алексей Васильевич

Аннотация: рассмотрены проблемы оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к климатическим изменениям. Продемонстрировано, что разработанные в соответствии с Национальным планом мероприятий адаптации к изменениям климата целевые показатели достижения целей адаптации являются недостаточно эффективными инструментами как для оценки эффективности реализованных мер адаптации к изменениям климата, так и для текущего анализа и контроля реализации мероприятий Национального плана. Представлены результаты разработки критериев оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к климатическим изменениям, отличающиеся учетом эффективности мероприятий, направленных как на локализацию негативных последствий изменений климата, так и на использование позитивных последствий ожидаемых климатических изменений.

Введение. В современных условиях одной из центральных проблем развития нашей планеты является интенсификация климатических изменений.

Так, согласно данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), июль 2022 года вошел в тройку самых теплых месяцев в истории метеорологических наблюдений [23].

Июль 2022 года по данным ВМО обновил исторический рекорд наблюдений протяженности морского дна в Антарктиде до очередного минимума [23].

Этим летом крупными пожарами из-за рекордной засухи были охвачены Венгрия, Греция, Испания, Кипр, Португалия, Франции, Хорватия, Швейцария и другие страны Европы [8].

По оценкам ученых очаги лесных пожаров с потеплением климата все дальше будут продвигаться на север и все чаще будут происходить в Великобритании, Германии, скандинавских странах [9].

В июле 2022 года в Великобритании:

— был побит температурный рекорд, когда воздух прогрелся до +40,2°С;

— в ряде районов впервые в истории из-за жары был введен «красный» (высший) уровень погодной опасности;

— и впервые в истории из-за засухи пересох исток реки Темзы [23].

Из-за пересыхания Рейна, по которому в Германии осуществлялось 80% всех водных транспортных перевозок, могут возникнуть серьезные перевозки с поставками, что по имеющимся оценкам может снизить общий экономический рост ФРГ в 2022 году на полпроцента [31].

Представитель ВМО Клэр Нюллис отметил очень высокий уровень засухи в июле-августе 2022 года в южных районах Великобритании, Германии, Испании, северной Италии, Франции, Швейцарии и др. странах [23].

В 2021 году площадь выгоревшей из-за пожаров земли более чем в 4 раза превысила площадь Люксембурга и составила 11 тыс. квадратных километров [10].

В 2020 году в результате разрушительных пожаров, вызванных таким новым явлением как сухая гроза, в Калифорнии пострадал 1 млн га [26].

Аномальная жара наносит серьёзнейший урон сельскому хозяйству в Европе [5], Америке [32], Азии [6], других регионах мира.

Климатические изменения серьезнейшим образом сказываются на развитии не только сельского хозяйства, но и добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, сферы распределения электроэнергии, газа, воды и кондиционирования, инфраструктуры (в том числе логистической).

Необходимо отметить, что сегодня активная борьба с опасными природными явлениями как следствиями климатических изменений ведется во многих странах мира.

Так во Франции, где более 100 коммун остались без питьевой воды из-за исторической засухи [12], создан национальный штаб по борьбе с сильнейшей засухой [33].

Конечно, можно подискутировать о том каким образом власти стремиться преодолеть подобный кризис. Так Министр комплексных экологических преобразований Франции Кристоф Бешу заявил о необходимости ужесточить определенный ряд ограничений [12]. И власти Франции в этом смысле оказались верны своему слову. Так в Париже уже начали штрафовать владельцев магазинов, оснащенных кондиционерами, за открытые двери на 150 евро [11].

Собственно, французские власти в этом вопросе насколько не одиноки, настолько и не оригинальны. Тем более, что климат от подобного рода мер совершенно точно не изменится. Более того, при всех благих намерениях, касающихся введения, например, углеродного сбора [17], учитывая мировые тенденции зеленой таксономии [1], когда «на планете наблюдается «дырявое решето» в зеленой таксономии при котором говорить о общем (всем миром) решении мировых экологических и социальных проблем не приходится» [29]. Так, что в современных условиях подобная технология борьбы с изменением климата [3] напоминает скорее некую форму принудительного сбора пожертвований с неочевидной (с точки зрения заявленных целей) эффективностью использования собранных средств. Но это тема отдельного обсуждения.

Возвращаясь к проблеме климатических изменений, необходимо отметить, что в не меньшей мере они затронули и Российскую Федерацию, где, согласно данным Росгидромета:

— среднегодовая температура воздуха у поверхности Земли растет в среднем в 2,6 раза выше, чем средняя глобальная температура воздуха на планете [21];

— средний темп роста количество опасных гидрометеорологических явлений (ОГЯ), нанесших значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения в последнее 25 лет составляет примерно 10,2 ОГЯ в год (рис. 1).

Росгидромет

Рисунок 1 — Средний темп роста количество ОГЯ в последнее 25 лет, согласно данным Росгидромета

Оценивая интенсивность климатических изменений, Росгидромет России в конце июня 2022 принял решение о переходе с 1 июля 2022 года на новые климатические нормы [22].

Несмотря на принимаемые на мировом [34] и национальном уровне [18] мер по адаптации к климатическим изменениям, остается актуальным вопрос эффективности планируемых и реализуемых мер адаптации, что и предопределило актуальность представленных исследований.

Цель исследования. Целью представленных исследований является дальнейшее совершенствование критериев оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем национального, регионального и отраслевого уровня к происходящим климатическим изменениям.

Методическая база исследований. Методическую базу исследований составили материалы известных документов, посвященных проблемам оценки эффективности адаптации к климатическим изменениям [2,7,13,15,16,24,] и др., а также работы таких авторов как Гашо Е.Г. [25], Денисов Н. [14], Липка О.Н., Романовская А.А., Семенов С.М. [19], Макаров И.А., Степанов И.А. [20], Романенко И.А. [27], Серебрицкий И.А. [28] и др., а также авторские наработки по теме исследований [29,30] и др.

Основное содержание исследований. Анализ известных работ, посвященных оценке эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к происходящим климатическим изменениям показал, что они носят:

— либо исключительно описательный характер без аналитических зависимостей оценки эффективности;

— либо используют общепринятые подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности, рассматриваемой как рисковой по Ф. Найту [4] (включая методы «затраты – выгоды», «риск – эффективность», «многокритериальной оценки» и т.д.);

— либо посвящены исключительно оценке ущерба от воздействия климатических факторов.

При этом достаточно мало исследований посвящены непосредственно адаптации к изменениям климата управляемых хозяйственных систем, что и предопределило дальнейший ход исследований.

Для решения проблем изменения климата в 2009 году в Российской Федерации была принята Климатическая доктрина [18], в которой определены институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты, влияющие на обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации в условиях изменяющегося климата, сопровождающегося возникновением соответствующих угроз [18].

В интересах обеспечения достижения целей Климатической доктрины Российской Федерации [18] в 2019 году Правительством РФ был принят Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года [21] (далее Национальный план), раскрывающий вопросы планирования мер адаптации к климатическим изменениям (включая комплекс информационных, методических, научных, нормативно-правовых и организационных мероприятий по обеспечению реализации национального плана) на федеральном, отраслевом и региональном уровнях [21].

Необходимо отметить, что в рамках национального плана было предусмотрено определение системы целевых показателей достижения целей адаптации к изменениям климата, призванных сыграть роль инструментов анализа эффективности мер адаптации к изменениям климата, а также инструментов контроля реализации Национального плана [21].

Во исполнение указанного мероприятия Национального плана [21] в 2021 году Минэкономразвития были разработаны соответствующие показатели степени адаптации к изменениям климата, а также методических рекомендаций по их применению [24] (далее – Методические рекомендации Минэкономразвития).

В Методических рекомендациях Минэкономразвития [24] в общем виде перечислены показатели достижения целей адаптации к изменениям климата на федеральном, отраслевом и региональном уровнях (рис. 2).

Минэкономразвития

Рисунок 2 — Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, перечисленных в Методических рекомендациях Минэкономразвития. Источник: [24].

Однако, если перейти от состава показателей достижения целей адаптации к изменениям климата (рис. 2) к оценке эффективности достижения реализации мероприятий, то необходимо отметить, что в Методических рекомендациях Минэкономразвития [24] они по сути сводятся к оценке возможного ущерба в результате превышения пороговых значений воздействий климатических факторов (ВКФ) [24] (рис. 3) и к оценке экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности в результате указанных воздействий [24] (рис. 4), заложенных еще в методике оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций МЧС России 2004 года [16].

Минэкономразвития

Рисунок 3 — Рекомендации Минэкономразвития по оценке возможного ущерба в результате превышения пороговых значений ВКФ. Источник: [24].

Необходимо отметить, что методике оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций МЧС России 2004 года [16], которая действительно была нацелена на оценку ущерба от чрезвычайных ситуаций, представляет собой гораздо более проработанный документ, чем появившиеся 17 лет спустя Методических рекомендациях Минэкономразвития [24], где корме оценок, представленных на рис. 3 и рис. 4, по сути не представлены никакие другие критерии оценке экономической эффективности мероприятий по адаптации к изменениям климата.

Минэкономразвития

Рисунок 4 — Рекомендации Минэкономразвития по оценке экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности возможного ущерба в результате превышения пороговых значений ВКФ. Источник: [24].

Таким образом, Методические рекомендациях Минэкономразвития [24] не отражают в должной мере оценку эффективности выполнения требований Национального плана [21] по учету не только негативных, но и позитивных последствий ожидаемых в Российской Федерации изменений климата.

В этой связи в данном исследовании предложен комплексный критерий оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к климатическим изменениям F:

F=F1+F2, (1)

где F1 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений,

F2 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений.

Критерий оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений F1 включает:

F1= F11+ F12+ F13+ F14, (2)

где F11—  оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений, связанная с сокращением расходов энергии в отопительный период;

F12— оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений, связанная с улучшением ледовой обстановки и условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к континентальному шельфу Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;

F13— оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений, связанная с улучшением структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства;

F14— оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений, связанная с повышение продуктивности бореальных лесов.

Критерий оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений F2 включает:

F2= F21+F22+F23+F24+F25+F26+F27+F28, (3)

где F21— оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений, связанная с сокращением риска для здоровья населения;

F22 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений, связанная с ростом повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в регионах,

F23 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений, связанная с ростом экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в регионах;

F24 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений, связанная с повышением пожароопасности в лесных массивах;

F25 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений, связанная с деградацией вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для строений и коммуникаций;

F26 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений, связанная с нарушением экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими;

F27 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений, связанная с распространением инфекционных и паразитарных заболеваний;

F28 — оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к негативным последствиям климатических изменений, связанная с увеличением расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в теплый сезон.

Обсуждение результатов и выводы. Проведенные исследования показали, что в современных условиях одной из центральных проблем развития нашей планеты является интенсификация климатических изменений. При этом, несмотря на принимаемые на мировом и национальном уровне мер по адаптации к климатическим изменениям, остается актуальным вопрос эффективности планируемых и реализуемых мер адаптации, что и предопределило актуальность представленных исследований.

Анализ известных работ, посвященных оценке эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к происходящим климатическим изменениям показал, что они носят: либо исключительно описательный характер без аналитических зависимостей оценки эффективности; либо используют общепринятые подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности, рассматриваемой как рисковой; либо посвящены исключительно оценке ущерба от воздействия климатических факторов.

В работе показано, что Методические рекомендации и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата Минэкономразвития [24] не отражают в должной мере оценку эффективности выполнения требований Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года [21], реализуемого в интересах обеспечения достижения целей Климатической доктрины Российской Федерации [18], связанную с учетом как негативных, но и позитивных последствий ожидаемых в Российской Федерации изменений климата.

Подчеркивается, что в Методические рекомендации и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата Минэкономразвития [24] по сути сводятся к оценке возможного ущерба в результате превышения пороговых значений воздействий климатических факторов и к оценке экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности в результате указанных воздействий [24], заложенных еще в методике оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций МЧС России 2004 года [16].

В этой связи в представленном исследовании предложен комплексный критерий оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к климатическим изменениям, учитывающий: оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений и оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к позитивным последствиям климатических изменений.

Предложенный в данной работе комплексный критерий оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к климатическим изменениям, безусловно, может получить дальнейшее развитие в ходе последующих исследований.

Список использованных источников:

  1. Climate Bonds Initiative. https://www.climatebonds.net/
  2. GIZ, EURAC и UNU-EHS (2018): Оценка климатических рисков для адаптации на основе экосистем — Руководство для специалистов по планированию и практиков. Бонн: GIZ. https://www.adaptationcommunity.net/download/CRVA-for-EbA_Russian.pdf
  3. Goal 13: Take urgent action to combat climate change and its impacts. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/
  4. Knight, F. H. (1921) Risk, Uncertainty and Profit, Chicago: Houghton Mifflin Company.
  5. Аномальное пекло превращает Европу в сплошную «долину смерти». https://ren.tv/longread/1010752-anomalnoe-peklo-prevrashchaet-evropu-v-sploshnuiu-dolinu-smerti
  6. Бедствия, в особенности засухи, привели к миллиардным потерям в сельском хозяйстве. https://www.fao.org/news/story/ru/item/1107195/icode/
  7. Биоразнообразие и изменение климата: подходы с позиций экосистем к адаптации к изменению климата и уменьшению опасности стихийных бедствий. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПО НАУЧНЫМ, ТЕХНИЧЕСКИМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОНСУЛЬТАЦИЯМ Двадцать второе совещание Монреаль, Канада, 2-7 июля 2018 года Пункт 9 повестки дня РЕКОМЕНДАЦИЯ, ПРИНЯТАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ ПО НАУЧНЫМ, ТЕХНИЧЕСКИМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОНСУЛЬТАЦИЯМ. https://www.cbd.int/doc/recommendations/sbstta-22/sbstta-22-rec-07-ru.pdf
  8. В Европе 17 июля тысячам человек пришлось эвакуироваться и-за лесных пожаров. https://glas.ru/accidents/617128-tysyachi-evropejcev-vynuzhdeny-byli-spasatsya-ot-silnejshix-lesnyx-pozharov-un10267/
  9. В Европе возросла опасность лесных пожаров из-за засухи. https://smi2.ru/article/124423083/story#:~:text=В%20Европе%20возросла%20опасность%20лесных,по%20всей%20Европе%20этим%20летом
  10. В Европе растет опасность лесных пожаров и не только в южных странах. https://regnum.ru/news/3626162.html
  11. В Париже начали штрафовать магазины с кондиционерами за открытые двери. https://ria.ru/20220811/shtrafy-1808973543.html
  12. Во Франции более ста коммун остались без питьевой воды из-за засухи. https://ria.ru/20220805/zasukha-1807500826.html
  13. ГОСТ Р ИСО 14090-2019 Адаптация к изменениям климата. Принципы, требования и руководящие указания. Москва: Стандартинформ, 2019. https://allgosts.ru/13/020/gost_r_iso_14090-2019.
  14. Денисов Н. Общие рекомендации к разработке и реализации программ и мер адаптации к изменению климата в контексте Республики Беларусь. http://www.ecoinv.by/images/vakancii_proekt/Presentation/Адаптация_к_изменению_климата.pdf
  15. Доклад о научно-методических основах для разработки стратегий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации (в области компетенции Росгидромета). – Санкт-Петербург; Саратов: Амирит, 2020. – 120 с.
  16. ЕДИНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО, ПРИРОДНОГО И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ КЛАССИФИКАЦИИ И УЧЕТА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Утверждена Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 1 декабря 2004 г. https://docs.cntd.ru/document/560438170
  17. ЕС вводит углеродный налог. В чем его суть и как он работает: Новости экологии ➕1, 15.07.2021 https://finance.rambler.ru/economics/46827367/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
  18. Климатическая доктрина Российской Федерации. Утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп. http://www.kremlin.ru/acts/bank/30311
  19. Липка О., Романовская А., Семенов С. Прикладные аспекты адаптации к изменениям климата в России. // Фундаментальная и прикладная климатология. Т. 1. С. 65-90.
  20. Макаров И.А., Степанов И.А. Управление климатическими рисками: как адаптировать регионы к изменениям. https://www.hse.ru/news/expertise/424118807.html?ysclid=l4dm3gfmqz695274563
  21. Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 3183-р. https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-25122019-n-3183-r-ob-utverzhdenii/?
  22. О переходе на климатические нормы 1991-2020 годов. Распоряжение № 197-р от 29.06.2022 Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  23. ООН: июль 2022 года вошел в тройку самых теплых в истории. https://www.kommersant.ru/doc/5502989
  24. Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 мая 2021 г. N 267 «Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата» https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_13_maya_2021_g_267.html
  25. Приоритеты климатической адаптации мегаполиса: люди, природа, техника. Алгоритм, стратегия и план действий. Научно-методическое издание. Под ред. Е. Гашо. – Москва, 2019 г.
  26. Разрушительные пожары в Калифорнии вызвала сухая гроза. https://inscience.news/ru/article/world-science/earth-science/10212?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
  27. Романенко И.А. Факторы и критерии адаптации региональных агропродовольственных систем к климатическим изменениям. НИКОНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2018, №23, с.97-100.
  28. Серебрицкий И.А. Международный опыт в вопросах управления адаптацией к изменениям климата. https://climatescience.ru/articles/5e9ef5ddc810400019470e50?
  29. Тебекин А. В. О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. // Журнал исследований по управлению. 2022. Т. 8. № 2. С. 22-34.
  30. Тебекин А.В., Верятин В.Ю., Ломакин О.Е. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЯМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТОБЕСПЕЧЕНИЯ
    Журнал исследований по управлению. 2021. Т. 7. № 6. С. 68-78.
  31. У Германии могут возникнуть экономические проблемы из-за пересохшего Рейна. https://www.gazeta.ru/business/news/2022/08/11/18303992.shtml
  32. Урожай пшеницы в США пострадал от засушливой зимы и весенних проливных дождей. https://inosmi.ru/20220601/pshenitsa-254364201.html
  33. Франция сформировала антикризисный штаб для борьбы с рекордной засухой. https://lenta.ru/news/2022/08/06/france/
  34. ЮНЕСКО и Цели устойчивого развития. ru.unesco.org/sdgs

УДК 338

Тебекин А. В. – д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры Менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия.

e-mail: Tebekin@gmail.com

Development of criteria for evaluating the effectiveness of adapting managed economic systems to climate change

Tebekin A. — Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Professor of the Management Department of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Russian Foreign Ministry, Moscow, Russia

Annotation: The problems of evaluating the effectiveness of adapting managed economic systems to climate change are considered. It is demonstrated that the targets for achieving adaptation goals developed in accordance with the National Plan of Measures for Adaptation to Climate Change are insufficiently effective tools both for assessing the effectiveness of implemented measures for adaptation to climate change and for current analysis and monitoring of the implementation of the activities of the National Plan. The results of the development of criteria for assessing the effectiveness of adaptation of managed economic systems to climate change are presented, which differ in taking into account the effectiveness of measures aimed at both localizing the negative consequences of climate change and using the positive consequences of expected climate change.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тебекин А. В. Разработка критериев оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к климатическим изменениям // Маркетинг и логистика. – 2022. – 4 (42). — с. 20-37.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».