Развитие финансовой логистики в России в санкционных условиях
Худжатов Микаил Бекзадаевич
Аннотация: В статье исследуются проблемы финансовой логистики при осуществлении российскими организациями внешнеэкономической деятельности в санкционных условиях. Обмен товарами и услугами на международном уровне невозможен без совершения валютных операций. В международной торговле большинство валютных операций осуществляется посредством банковских переводов через международную систему SWIFT. В 2022 году основные банки России были отключены от системы SWIFT в результате введения санкций, что стало серьезным препятствием для российских организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. В этой связи участники внешнеэкономической деятельности вынуждены искать альтернативные пути осуществления платежей за товары и услуги в рамках международных сделок. В статье показаны возможные пути решения проблем финансовой логистики, которые могут обеспечить дальнейшее развитие внешней торговли России в санкционных условиях.
Внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) хозяйствующих субъектов является двигателем международной торговли. Организации, осуществляющие ВЭД, обеспечивают мировые рынки необходимыми товарами и услугами. При этом обмен товарами и услугами на международном уровне невозможен без совершения валютных операций [1].
Большинство коммерческих сделок, заключаемых в рамках международной торговли, являются сделками купли-продажи. Если участник ВЭД является импортером товаров или услуг, такая организация обязана расплатиться с продавцом путем осуществления валютного перевода со своего расчетного счета на счет продавца. Если же участник ВЭД продает товары или услуги за рубеж, такая организация получает валютную выручку на свой расчетный счет [2].
В настоящее время большинство валютных операций в мире осуществляется посредством международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT. В первой половине 2022 года многие российские банки были отключены от системы SWIFT в результате введения санкций со стороны США и стран Евросоюза. Результатом введенных санкций стали серьезнейшие перебои с осуществлением валютных операций в долларах США и евро, на долю которых приходится более 75% всех международных расчетов [3].
Вышеизложенные обстоятельства вынуждают участников ВЭД из России искать альтернативные варианты осуществления расчётов при реализации международных сделок купли-продажи. Необходимость поиска таких решений обусловила актуальность данной статьи.
По состоянию на середину 2023 г. в сфере внешнеэкономической деятельности выделяются следующие проблемы, вызванные антироссийскими санкциями:
- разрушение стандартных логистических цепочек. Поскольку Россия обладает наибольшей площадью территории в мире, ее изоляция неизбежно привела к нарушению международных логистических цепочек [4];
- нарушение каналов дистрибуции. Российские участники ВЭД были широко представлены на международных рынках в качестве как покупателей, так и продавцов товаров и услуг. В результате введения санкций появилось множество лишних посредников, это нарушило традиционные каналы дистрибуции;
- уход международных брендов. Экономика России довольно сильно зависит от импорта товаров и услуг, поэтому уход международных брендов привел к их дефициту. В результате Правительство РФ легализовало так называемый «параллельный импорт», который частично решило данную проблему [5];
- проблема с контрафактом. Легализация «параллельного импорта» привела к увеличению контрафактных поставок, поскольку на практике бывает сложно отличить товары, импортируемые по схеме «параллельного импорта», от контрафакта;
- сложности с оплатой стоимости товаров и услуг. Данная проблема является одной из самых острых на практике, ей будет уделено наибольшее внимание.
В целях конкретизации проблем финансовой логистики выделим основные вызовы, с которыми столкнулись российские участники ВЭД:
- отказ банков нерезидентов получать валютные переводы от российских банков, возврат валютных переводов в Россию;
- необходимость принимать и отправлять валютные переводы через третьи страны, что увеличивает сроки платежа и удорожает их стоимость;
- необходимость скрывать конечного покупателя из России, что обусловлено нежеланием западных компаний взаимодействовать с российскими участниками ВЭД;
- проверка на «compliance» со стороны зарубежных компаний и банков нерезидентов, которая заключается в анализе условий сделки, прослеживании доставки товаров до конечного покупателя. Если в данной цепочке обнаруживается «российский след», такие сделки блокируются [6].
По результатам анализа теории и практики финансовой логистики можно предложить следующие пути решения вышеизложенных проблем:
- Выбор наличной формы расчётов — российские экспортеры будут ввозить на территорию России наличную иностранную валюту, а российские импортёры – её вывозить за пределы территории России. Данная схема была легализована в России в начале 2023 года, более подробно рассмотрена в предыдущем исследовании [7].
- Использование внешних финансовых агентов, схема показана на рисунке 1.
Преимуществами схемы с использованием внешних финансовых агентов являются простота в применении, высокая скорость валютных переводов и относительно невысокая стоимость. Однако данная схема имеет серьезные недостатки:
- валютные операции осуществляются посредством международной межбанковской системы SWIFT, поэтому риск блокировки переводов очень высокий;
- совпадение финансовой логистики с таможенной логистикой, поэтому сложнее скрывать конечного покупателя из России, в результате высок риск блокирования будущих поставок;
- высокие издержки конвертации валют и оплаты комиссий посредников, что значительно удорожает стоимость товаров и услуг для конечного потребителя.
Переуступка долга (цессия), схема показана на рисунке 2.
Преимуществами схемы с использованием цессии являются [8]:
- отсутствие необходимости балансировать товарные потоки при осуществлении экспортно-импортных операций;
- переуступка долга допускается в отношении части долга;
- подходит для завершения расчетов при реализации сделки купли-продажи товаров.
- Вместе с тем цессия имеет серьезные недостатки:
- сложность оформления документов, затруднительно применять на практике;
- цессия не подходит для постоянной работы в сфере ВЭД;
- схема актуальна только в отношении совершенных сделок.
Использование взаимозачетов, схема показана на рисунке 3.
Схема финансовой логистики с использованием взаимозачетов выглядит наиболее привлекательно с точки зрения практической реализации. Привлекательность использования взаимозачетов в сфере ВЭД обусловлена следующими преимуществами данной схемы:
- схема работает без осуществления валютных переводов из России и в Россию, то есть нет риска блокировки валютных переводов банком нерезидента;
- отсутствие издержек на конвертацию валюты, поскольку стороны сделки самостоятельно договариваются и фиксируют курсы валют;
- отсутствие прямой прослеживаемости, что позволяет скрывать конечного покупателя из России при импорте товаров и российского продавца при экспорте.
В качестве недостатка схемы финансовой логистики с использованием взаимозачетов можно выделить необходимость балансировать товарные потоки [9]. Этот недостаток нивелируется в случае, если российский участник ВЭД одновременно является как импортером, так и экспортером товаров и услуг. Если же российский участник ВЭД специализируется только на импорте или только на экспорте, проблема решается путем поиска других участников ВЭД, работающих в зеркальном направлении, для балансирования товарных потоков.
Отметим некоторые особенности заполнения декларации на товары (ДТ) при использовании взаимозачетов [10]:
- в графе 2 ДТ (отправитель/экспортер) указываются реквизиты компании посредника из рис. 3;
- в графе 9 ДТ (лицо, ответственное за финансовое урегулирование) указываются реквизиты агента из рис. 3;
- в графах 8 и 14 ДТ (получатель и декларант) указываются реквизиты импортера из рис. 3;
- в графе 44 ДТ указываются реквизиты контрактов между агентом и импортером, агентом и посредником, а также уникальный номер контракта (УНК) между агентом и посредником.
Результаты проведенного исследования сведены в таблице 1.
Таким образом, в условиях антироссийских санкций применение российскими участниками ВЭД схемы финансовой логистики с использованием взаимозачетов является оптимальным. Реализация механизма осуществления расчётов путем взаимозачетов между резидентами и нерезидентами может стать эффективным инструментом развития внешней торговли России в санкционных условиях.
Список использованной литературы:
- Арский А.А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 1. С. 16-21.
- Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного оформления импортных товаров в санкционных условиях // Стратегии бизнеса. 2022. Т. 10. № 9. С. 234-236.
- Бабазаде Н.А.К. Влияние импортозамещения на финансовый сектор России // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 2. С. 142-148.
- Васин Т.М., Субботина Т.Н. Основные риски предпринимательской деятельности в России в условиях санкционного давления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 1-1 (95). С. 62-66.
- Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики // Экономические отношения. 2023. Т. 13. № 1. С. 181-202.
- Sultanov A. Increasing the importance of internal audit service in ensuring compliance control // В сборнике: Международные стандарты учета и аудита: ключевые изменения и нюансы перехода в условиях цифровой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Астана, 2023. С. 401-404.
- Худжатов М.Б. Наличные расчеты как инструмент развития внешней торговли России в санкционных условиях // Маркетинг и логистика. 2023. № 1 (45). С. 52-61.
- Овчинникова Ю.В. Специфика передачи права требования задолженности // Человек. Социум. Общество. 2022. № S17. С. 148-152.
- Рахматуллина А.Р., Веселова Ю.В., Додорина И.В. Цифровизация и современные тенденции в логистике финансовых потоков // Экономика и предпринимательство. 2022. № 3 (140). С. 1267-1270.
- Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 17-21.
УДК 339.5
Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия.
e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Development of financial logistics in Russia under sanctions
Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.
Annotation: The article examines the problems of financial logistics in the implementation of foreign economic activity by Russian organizations under sanctions. The exchange of goods and services at the international level is impossible without foreign exchange transactions. In international trade, most foreign exchange transactions are carried out through bank transfers through the international SWIFT system. In 2022, the main banks of Russia were disconnected from the SWIFT system as a result of the imposition of sanctions, which became a serious obstacle for Russian organizations engaged in foreign economic activity. In this regard, participants in foreign economic activity are forced to look for alternative ways to make payments for goods and services within the framework of international transactions. The article shows possible ways to solve the problems of financial logistics, which can ensure the further development of Russia’s foreign trade under sanctions.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Развитие финансовой логистики в России в санкционных условиях // Маркетинг и логистика. – 2023. – 3 (47). — с. 39-47.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».