Развитие функционала работников с ограниченными возможностями здоровья в логистических системах

Арский Александр Александрович

Аннотация: в статье представлена авторская интерпретация карьерных треков лиц с ограниченными возможностями здоровья, занятых в логистических системах. Делается вывод о необходимости непрерывного развития профессиональных компетенций с учетом динамики рынка труда. К основным компетенциям отнесены знания, умения и навыки в области управления транспортом, складом и логистическим аутсорсингом.

Россия за последние десять лет совершила качественный прорыв в решении проблем адаптации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ). Претерпела изменения не только терминология предметной области (определение «инвалид» — уходит их социальной в медицинскую плоскость), качественно изменились подходы в законодательстве и организации труда лиц с ОВЗ. Изменились и нормы проектирования и строительства зданий и сооружений, обеспечивающих доступную среду для работы данной категории работников. Также создаются условия не только для труда, но и для отдыха и досуга [1; 5; 6].

К сожалению, есть и проблемы в области адаптации и социализации лиц с ОВЗ в области организации труда в коммерческих организациях, неохотно предприниматели нанимают на работу лиц с ОВЗ. Сложившийся стереотип о низкой производительности труда лиц с ОВЗ имеет под собой как рациональное начало, так и иррациональные заблуждения. Действительной проблемой у лиц с ОВЗ с рождения, является зачастую отсутствие высшего образования и развитых компетенций. Проблема доступности высшего и среднего профессионального образования, успешно решается в наши дни не только на базе специализированных учебных заведений, но и в учебных заведениях системы образования в целом в формате выделения специальных квот, для обучения лиц с ОВЗ за счет средств государственного бюджета. Однако, после окончания вуза, такой специалист должен совершенствовать свои компетенции, вступая в конкурентную борьбу на рынке труда [2]. К иррациональным заблуждениям же, относятся заблуждения, что лицо с ОВЗ менее мотивировано на достижение результата, менее продуктивно. Это не так. С мотивацией у лиц с ОВЗ в большинстве случаев все обстоит отлично – быть самостоятельным, быть значимым, быть нужным, быть равным – это устремления, которые присущи всем людям, но у лиц с ОВЗ они имеют особый социальный смысл. Согласитесь, параолимпийцы сборной России – это люди поистине с безграничными возможностями, образец силы духа и веры в победу. Конечно, государство стоит на защите интересов лиц с ОВЗ, так нормативное регулирование устанавливает «Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида» [3]. То есть, наличие индивидуального подхода позволяет работодателю использовать трудовой потенциал лица с ОВЗ в полной мере, даже при сокращенной трудовой недели «Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда» [3]. Однако, как было сказано выше, трудоустройство не дает гарантий успешного развития в карьере. Динамический мир, требует постоянного совершенствования трудовых и специальных компетенций. Здесь, необходимо обучить лицо с ОВЗ навыкам развития этих компетенций и осознанного выбора карьерного трека с постановкой задач, к которым будет стремиться работник.

Таким образом, актуальной задачей является нахождение не только оптимального режима труда, но и формирование вектора развития лица с ОВЗ. В этой связи, необходимо рассмотреть данный трек на практическом примере. Примером может служить трудовая занятость в сфере логистики, точнее в сфере логистики транспорта, складского учета товара и консалтинге (логистическом аутсорсинге). В таблице 1 представлена группировка карьерных треков лица с ОВЗ, которые могут быть реализованы при непрерывном развитии собственных компетенций.

лица с ОВЗ в логистических системах

Таблица 1 — Возможности реализации карьерных треков лиц с ОВЗ в логистических системах

Представленные в таблице 1 треки обеспечиваются развитием следующих компетенций:

  1. Формирование знаний в области функционирования транспорта по его видам и типам, знание особенностей транспортных магистралей. Формирование навыков построения графика погрузочно-разгрузочных работ во взаимодействии транспорта и склада, навыков построения кольцевого и маятникового маршрутов перевозки. Формирование умений, обосновывать сформированное управленческое решение и обеспечивать мониторинг его реализации.
  2. Формирование знаний в области функционирования складских комплексов по их видам и типам, знание особенностей функционирования систем учета и погрузочно-разгрузочной техники. Формирование навыков работы со специальными программными продуктами (например, 1С.Склад). Формирование умений, проведения инвентаризации склада, умений управления товарно-материальными остатками.
  3. Формирование знаний в области планирования и организации логистической системы в формате аутсорсинга. Формирование навыков работы со специальными программными продуктами ERP или MRP системами. Формирование умений, проведения аудита транспортного парка и инвентаризации склада, умений разработки процессов транспортировки и складирования.

Соответственно при достижении данных компетенций лицо с ОВЗ (как и любое другое лицо), может быть уверенным в трудоустройстве «по специальности». Как правило, указанные виды работ актуальны для лиц ограниченной мобильности, лиц с нарушением слуха и зрения.

Особое внимание государство и общество уделяет реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями – ветеранов Специальной военной операции России на Украине. С учетом боевого опыта героев, их высокого социального статуса, в основном им предлагаются должности в тыловых подразделениях, военных комиссариатах и системе образования, однако многие из них хотели бы продолжить трудовую деятельность по профилю своего образования или обучиться новой профессии [4; 7]. В этой связи обучение и развитие компетенций в области логистики значительно расширяет возможности их выбора.

Таким образом, научная новизна данного исследования состоит в формировании треков карьерного развития лиц с ОВЗ в логистических системах, с учетом не только текущего состояния рынка труда, но и учета его динамики.

Список использованных источников:

  1. Хуранов А. Б. Перспективы развития инклюзивного туризма в Кабардино-Балкарской Республике // Маркетинг и логистика. – 2023. – 3 (47). — с. 48-56.
  2. Шайлиева М. М. Профессиональное развитие и трудовая деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья // Маркетинг и логистика. – 2023. – 2 (46). — с. 46-53.
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  4. Конобеева А. Б. Совершенствование управления карьерой персонала в органах государственной и муниципальной службы // Маркетинг и логистика. – 2023. – 2 (46). — с. 26-35.
  5. Хуранов А.Б., Кулюшина Н.Е., Маркова С.М. Перспективы развития адаптивного туризма как формы социализации детей с ограниченными возможностями в Кабардино-Балкарии // Вестник Самарского муниципального института управления. 2018. – № 4. – 172 с. – С. 31-38.
  6. Хуранов А.Б., Кулюшина Н.Е., Тенова З.Ю. Направления и перспективы развития адаптивного туризма в Кабардино-Балкарии // Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 2. – 140 с. – С. 48-55.
  7. Арский А. А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. – 2015. – № 4(32). – С. 32-35.

УДК 331.1

Арский А. А. — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента логистики, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия.

e-mail: arskiy@list.ru

Problems of managing the digital architecture of logistics transformation centers

Arskiy A. — Candidate of economic sciences, associate professor. Associate Professor of the Department of Logistics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Annotation: the article presents the author’s interpretation of the career tracks of persons with disabilities employed in logistics systems. The conclusion is made about the need for continuous development of professional competencies, taking into account the dynamics of the labor market. Core competencies include knowledge, skills and abilities in the field of transport, warehouse management and logistics outsourcing.