Развитие импорта товаров на территорию Российской Федерации в санкционных условиях

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: в статье исследуются проблемы импорта товаров в Российскую Федерацию из «недружественных» стран, вызванные антироссийскими санкциями. В качестве направлений развития такого импорта предлагается использовать таможенные механизмы. Реализация предлагаемых мероприятий будет способствовать насыщению российского рынка необходимыми импортными товарами, аналоги которых не производятся на территории Российской Федерации.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) страны является одним из важнейших факторов развития национальной экономики. С точки зрения осуществления торговли товарами основными направлениями ВЭД являются импорт и экспорт товаров.

Необходимо отметить, что, несмотря на положительное сальдо внешнеторгового баланса, экономика Российской Федерации весьма зависима от импорта иностранных товаров. Так, почти половина всего российского импорта приходится на машины и оборудование (рис. 1).

Товарная структура импорта

Рисунок 1 — Товарная структура импорта РФ в 2021 году [1]

В 2022 году некоторые страны мира ввели санкции против Российской Федерации, многие из которых связаны с запретом экспорта из этих стран в РФ ряда товаров. В перечень стран, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия, входят Австралия, Великобритания, страны Европейского союза, Канада, США, Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Швейцария, Япония и др. [2]

Среди «недружественных» стран особенно выделяются страны Европейского союза, поскольку до введения антироссийских санкций страны ЕС являлись основным внешнеторговым партнером РФ [3]. На долю стран ЕС приходится 36% внешнеторгового товарооборота РФ, на втором месте идет Китай (18%), доля которого вдвое меньше по сравнению со странами ЕС (рис. 2).

Основные внешнеторговые партнеры РФ

Рисунок 2 — Основные внешнеторговые партнеры РФ в 2021 году [4]

Страны ЕС лидируют во внешнеторговом товарообороте РФ как с точки зрения импорта, так и с позиций экспорта товаров, при этом объемы экспорта российских товаров в ЕС вдвое превышают объемы импорта европейских товаров в РФ (рис. 3).

Стоимостные объемы внешней торговли

Рисунок 3 — Стоимостные объемы внешней торговли РФ в 2021 году [5]

Проблема в том, что согласно ряду Регламентов Совета ЕС введен запрет на экспорт из ЕС в РФ таких товаров, как [6]:

— товары из 84, 85, 88, 89, 90 групп ТН ВЭД ЕАЭС;

— товары и технологии для энергетического сектора;

— товары и технологии для нефтеперерабатывающего сектора;

— морские навигационные товары и технологии;

— товары и технологии для авиационной и космической отраслей;

— товары двойного и военного назначения;

— предметы роскоши.

Из данного перечня наиболее чувствителен запрет на экспорт из ЕС в РФ товаров из 84, 85, 88, 89, 90 групп ТН ВЭД ЕАЭС. Указанные товары составляют основу российского импорта, и их импортозамещение на современном этапе невозможно. Необходимость поиска решения проблем с импортом в РФ важнейших промышленных товаров из ЕС обусловили актуальность данной статьи.

Очевидно, что в санкционных условиях европейские компании опасаются напрямую взаимодействовать с российскими компаниями. В этой связи происходит разрыв контрактных отношений, а также нарушение логистических цепей поставок. Вместе с тем выгодное экономико-географическое положение РФ наряду с таможенными инструментами позволяют определить направления развития импорта важнейших европейских товаров из ЕС в РФ.

  1. Косвенный реэкспорт. Согласно механизму косвенного реэкспорта европейский товар изначально приобретает иностранная компания, а далее эта компания перепродает товар российской компании. Особенность схемы в том, что товар не пересекает таможенную границу страны первого покупателя, а сразу перепродается в РФ в период транспортировки товара (рис. 4).
Косвенный реэкспорт

Рисунок 4 — Косвенный реэкспорт [7]

Основным недостатком косвенного реэкспорта является повышение стоимости товара в связи с осуществлением дополнительной финансовой транзакции (первый покупатель делает свою наценку).

  1. Схема с таможенным складом. Если косвенный реэкспорт невозможен на практике, можно использовать схему с таможенным складом, согласно которой европейский товар также изначально приобретает иностранная компания, далее товар ввозится в РФ, размещается на таможенном складе и перепродается российской компании, которая осуществляет необходимые таможенные операции (рис. 5). В данном контексте отметим, что указанная схема не нарушает таможенное законодательство РФ, поскольку под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться иностранные товары с передачей прав владения и пользования этими товарами иному лицу, которое обязуется соблюдать условия процедуры таможенного склада и совершить необходимые таможенные операции [8].
Схема с таможенным складом

Рисунок 5 — Схема с таможенным складом [9]

Недостатками схемы с таможенным складом являются:

— повышение стоимости товара в связи с осуществлением дополнительной финансовой транзакции;

— повышение стоимости таможенной логистики в связи с необходимостью совершения дополнительных таможенных операций.

  1. Прямой реэкспорт. Еще одним из направлений развития импорта может стать прямой реэкспорт, согласно которому европейский товар изначально приобретает иностранная компания, далее товар ввозится на территорию сопредельной страны и размещается на таможенном складе (например, в Казахстане), где осуществляется его перепродажа российской компании, после чего товар перевозится в РФ (рис. 6).
Прямой реэкспорт

Рисунок 6 — Прямой реэкспорт [10]

Недостатками прямого реэкспорта являются:

— повышение стоимости товара в связи с осуществлением дополнительной финансовой транзакции;

— повышение стоимости таможенной логистики.

  1. Импорт через третьи страны. Если европейская компания отказывается работать по вышеизложенным схемам, остается только импорт через третьи страны. В этом случае европейский товар также изначально приобретает иностранная компания, далее товар ввозится в сопредельную страну (например, в Казахстан или Турцию), где проходит импортное таможенное оформление, после чего товар продается российской компании и экспортируется в РФ (рис. 7).
Импорт через третьи страны

Рисунок 7 — Импорт через третьи страны [11]

С экономической точки зрения схема с импортом европейского товара через третьи страны является наименее выгодной, ее недостатками являются:

— повышение стоимости товара в связи с осуществлением дополнительной финансовой транзакции;

— повышение стоимости таможенной логистики;

— необходимость уплаты импортных таможенных платежей в стране первого покупателя.

В целом, изложенные в статье мероприятия позволяют решить проблемы с импортом важнейших товаров в период жестких экономических санкций, однако эти меры могут иметь временный характер. Это объясняется наличием таких рисков, как:

— отслеживание странами ЕС товарных потоков, следующих в сопредельные страны;

— ввод вторичных санкций в отношении стран, помогающих РФ обходить введенные первичные санкции;

— отказ сопредельных стран от участия в новых схемах поставок товаров из-за опасения вторичных санкций.

Таким образом, в долгосрочной перспективе необходимо развитие политики импортозамещения важнейших промышленных товаров, что значительно уменьшит негативные последствия введения антироссийских санкций. Вопросы импортозамещения основных товаров являются предметом будущих исследований.

Список использованной литературы:

  1. Таможенная статистика: [Электронный ресурс]: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 16.04.2022).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2022).
  3. Арский А.А. Оценка динамики российского экспорта нефти в условиях пандемии COVID-19 // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 20-24.
  4. Ковалева В.А. Внешняя торговля России в 2021: повышательные тренды // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2022. № 1. С. 16-24.
  5. Гладков И.С. Внешнеторговые связи России: актуальные тренды (Спурт 2021 г.) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1 (33). С. 27-38.
  6. Оптимальная логистика: [Электронный ресурс]: https://optimalog.ru/ (дата обращения: 16.04.2022).
  7. Кириллов В.Н., Савинов Ю.А., Гудзенко А.Е. Растущая роль реэкспорта в международной торговле // Вестник МГИМО Университета. 2021. Т. 14. № 5. С. 187-202.
  8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.04.2022).
  9. Худжатов М.Б. Направления развития сфер применения складов временного хранения таможенных органов Российской Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2020. № 3. С. 83-92.
  10. Худжатов М.Б., Вахрушев В.Ю., Тарасов В.Ю. Актуальные проблемы применения таможенной процедуры реэкспорта на современном этапе // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021. № 1. С. 4-12.
  11. Ермаков А.Р., Ромашова И.Б., Дмитриева Н.Ю. Влияние «Крымских» санкций на экономику России и борьба за их отмену // Государственный советник. 2019. № 3 (27). С. 116-127.

УДК 339.5

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия.

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Development of the importation of goods in the Russian Federation under sanctions

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Annotation: The article analyzes the problems of importing goods to the Russian Federation from «unfriendly» countries caused by anti-Russian sanctions. As directions for the development of such imports, it is proposed to use customs mechanisms. The implementation of the proposed measures will contribute to the saturation of the Russian market with the necessary imported goods, analogues of which are not produced in the Russian Federation.