Развитие логистических систем Чувашии

Конобеева Алла Борисовна

Аннотация: в статье определен потенциал для более активного использования Волг, включая мультимодальные перевозки, преимущество которых — эффективность (снижение временных и финансовых затрат за счет оптимизации маршрутов и использования наиболее быстрых и экономичных видов транспорта). Представлены перспективы развития республиканской логистической системы — дальнейшее улучшение транспортной инфраструктуры, модернизация региональных дорог и развитие подъездных путей к промышленным и сельскохозяйственным объектам; привлечение инвестиций в строительство крупных логистических парков и распределительных центров, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; развитие мультимодальных транспортных узлов, объединяющих разные виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный); стимулирование внедрения цифровых технологий в логистические процессы (системы отслеживания грузов, автоматизация складов, электронный документооборот); развитие логистики для специфических отраслей региональной экономики (например, агрологистика); подготовка и привлечение квалифицированных кадров для логистической отрасли.

Развитие логистических систем в Республике Чувашия является важным фактором для ее экономического роста, повышения конкурентоспособности региональных предприятий и улучшения качества жизни населения. Чувашия обладает рядом преимуществ и сталкивается с определенными вызовами в этой сфере.

Факторы, влияющие на развитие логистики в Чувашии:

  1. географическое положение: республика расположена в центре Европейской части России, на пересечении важных транспортных путей:
  • автомобильных (через республику проходит федеральная трасса М-7 «Волга» (Москва – Нижний Новгород – Казань – Уфа), являющаяся ключевой осью для автомобильных грузоперевозок; также есть развитая сеть региональных и местных дорог;
  • железнодорожных (республика пересекается железнодорожными магистралями, обеспечивающими связь с Москвой, Казанью, Ульяновском, Нижним Новгородом и другими регионами);
  • водных (река Волга является важной водной артерией, обеспечивающей выход к единой глубоководной системе Европейской части России и Каспийскому морю; в Чебоксарах имеется речной порт с двумя грузовыми причалами, гидроузел);
  • воздушных (в Чебоксарах расположен международный аэропорт, который, хотя и не является крупным грузовым хабом, обеспечивает пассажирские и потенциально небольшие грузовые перевозки).
  1.  Экономическая структура (наличие развитой промышленности — машиностроения, электротехники, химической, легкой, пищевой и сельского хозяйства) создает устойчивый спрос на логистические услуги, как для доставки сырья и комплектующих, так и для сбыта готовой продукции.
  2.  Государственная поддержка (региональное правительство осознает важность развития логистики и транспортной инфраструктуры, реализуя программы по ремонту и строительству дорог, привлечению инвестиций в создание логистических объектов).

Основные направления развития и текущее состояние логистических систем Чувашии следующие:

  1. Развитие дорожной инфраструктуры (активно ведутся работы по реконструкции и расширению федеральной трассы М-7, ремонту и строительству региональных и местных дорог. Это повысит скорость и безопасность автомобильных перевозок).
  2. Модернизация железнодорожной сети (проводятся работы по повышению пропускной способности отдельных участков, что важно для железнодорожных грузовых перевозок).
  3. Использование водного транспорта: речной порт в Чебоксарах используется для перевозки массовых грузов (стройматериалы, зерно, уголь и др.). Есть потенциал для более активного использования Волги в мультимодальных перевозках (система транспортировки грузов, которая предполагает использование нескольких различных видов транспорта, например, грузовиков, поездов, морских судов и самолетов) для доставки товаров от отправителя к получателю. Основной особенностью мультимодальных перевозок является единый транспортный договор на весь маршрут, который может включать различные варианты транспорта и может быть оформлен одной транспортной компанией. К преимуществам подобных мультимодальных перевозок относят эффективность (снижение временных и финансовых затрат за счет оптимизации маршрутов и использования наиболее быстрых и экономичных видов транспорта), удобство (один договор и один счет на всю перевозку упрощают процесс для клиента), гибкость (возможность выбора оптимальных маршрутов и видов транспорта в зависимости от специфики груза и требований клиента), упрощение документов.
  4. Создание и развитие логистических центров и складов (в последние годы наблюдается рост числа современных складских комплексов, особенно вблизи Чебоксар и Новочебоксарска, а также вдоль трассы М-7). Эти центры предоставляют услуги по хранению, обработке грузов, кросс-докингу, однако их масштабы пока уступают крупным федеральным хабам.
  5. Развитие информационных технологий в логистике (региональные компании постепенно внедряют современные системы управления складом (WMS), системы управления транспортом (TMS), используют электронный документооборот). Рост интернет-торговли стимулирует развитие логистики «последней мили».
  6. Кадровое обеспечение (в республике есть образовательные учреждения, готовящие специалистов в сфере транспорта и логистики, что является важным фактором для развития отрасли).

Вызовы и проблемы логистической системы региона:

  • качество дорожной сети (несмотря на проводимые работы, состояние многих региональных и местных дорог остается неудовлетворительным, что увеличивает время и стоимость перевозок);
  • недостаточное количество современных логистических комплексов (потребность в высококлассных складских площадях и мультифункциональных логистических центрах пока не полностью удовлетворена);
  • слабое развитие интермодальных перевозок (несмотря на наличие разных видов транспорта, эффективное их взаимодействие, например, перевалка грузов с железнодорожного или водного транспорта на автомобильный, требует дальнейшего развития инфраструктуры и технологий);
  • цифровизация (уровень внедрения современных ИТ-решений в логистике неравномерен по компаниям);
  • «Последняя миля» (организация эффективной доставки грузов в малые населенные пункты остается логистически сложной и дорогой задачей).

Перспективами развития республиканской логистической системы могут быть дальнейшее улучшение транспортной инфраструктуры [1], особенно модернизация региональных дорог и развитие подъездных путей к промышленным и сельскохозяйственным объектам; привлечение инвестиций в строительство крупных логистических парков и распределительных центров, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; развитие мультимодальных транспортных узлов, объединяющих разные виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный); стимулирование внедрения цифровых технологий в логистические процессы (системы отслеживания грузов, автоматизация складов, электронный документооборот) [2]; развитие логистики для специфических отраслей региональной экономики (например, агрологистика); подготовка и привлечение квалифицированных кадров для логистической отрасли.

Агрологистика — это область логистики, которая сосредоточена на транспортировке, хранении и распределении сельскохозяйственной продукции. Она включает в себя все этапы цепочки поставок, начиная от производства и заканчивая конечным потребителем. К основным ее задачам относятся:

  • оптимизация логистических процессов — эффективное управление потоками товаров для минимизации затрат и времени доставки;
  • создание условий для хранения сельскохозяйственной продукции, сохранения её качества и предотвращения ее порчи;
  • выбор оптимальных способов автомобильной, железнодорожной, морской или авиационной транспортировки — в зависимости от объема и типа перевозимой продукции;
  • эффективное управление запасами на складах и в магазинах для минимизации потерь и излишков;
  • анализ данных о спросе и предложении для планирования и прогнозирования производства и распределения продукции;
  • соблюдение стандартов качества и безопасности продукции на всех этапах логистической цепочки.

Таким образом, агрологистика играет ключевую роль в агропромышленном комплексе исследуемого региона, обеспечивая не только экономическую эффективность, но и снижение потерь продуктов, что особенно важно для обеспечения продовольственной безопасности, ведь хранение сельскохозяйственной продукции — важный процесс, который обеспечивает сохранность питательных веществ, вкусовых качеств и товарного вида продуктов до момента их потребления или переработки. Эффективное хранение позволяет снижать потери урожая, поддерживать качество продукции и продлить сроки её реализации [3].

В целом, Чувашия имеет хороший потенциал для развития логистических систем благодаря своему выгодному географическому положению и наличию разных видов транспорта. Активная работа по улучшению инфраструктуры и привлечению инвестиций позволит республике укрепить свои позиции как важного транспортно-логистического узла в Поволжье.

Список использованных источников:

  1. Конобеева, А. Б. Анализ влияния факторов на транспортную логистику в современной экономике / А. Б. Конобеева, М. Д. Самакаева // Маркетинг и логистика. – 2024. – № 3(53). – С. 27-39. – EDN JPLNRX.
  2. Конобеева, А. Б. Анализ эффективности работы органов таможенного контроля по вопросам назначения и проведения таможенной экспертизы / А. Б. Конобеева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2024. – № 2. – С. 79-90. – DOI 10.52210/2224669X_2024_2_79. – EDN KVIGSO.
  3. Конобеева, А. Б. Особенности и перспективы реализации политики импортозамещения в России / А. Б. Конобеева, О. В. Маркова // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2024. – № 1. – С. 61-77. – DOI 10.52210/2224669X_2024_1_61. – EDN RTEKIW.

УДК 332.1

Конобеева А. Б. — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского, Московский гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия.

E-mail: a.rjabowa@yandex.ru

Development of logistics systems of Chuvashia

Konobeeva A. — Candidate of Agricultural Sciences, Docent University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

Annotation:  The article identifies the potential for increased use of the Volga, including multimodal transportation, the advantage of which is efficiency (reducing time and financial costs by optimizing routes and using the fastest and most economical modes of transport). Prospects for the development of the republican logistics system are presented — further improvement of transport infrastructure, modernization of regional roads and the development of access roads to industrial and agricultural facilities; attracting investments in the construction of large logistics parks and distribution centers, including using public-private partnership mechanisms; development of multimodal transport hubs uniting different types of transport (road, rail, water); stimulating the introduction of digital technologies in logistics processes (cargo tracking systems, warehouse automation, electronic document management); development of logistics for specific sectors of the regional economy (for example, agrology); training and attracting qualified personnel for the logistics industry.