Развитие логистического аутсорсинга в условиях мегаполиса
Ирина Дмитриевна Андрианова
Аннотация: статья раскрывает проблемы отечественного рынка складских услуг. В статье даются рекомендации по выходу аутсорсинга из кризиса реализовавшегося в 2014 году. Мерой преодоления кризиса является предоставление дополнительных услуг клиентам.
В общем виде аутсорсинг представляет собой передачу стороннему подрядчику часть функций или бизнес-процессов компании. Мировое распространение логистического аутсорсинга связано со стремительным развитием технологий логистики, технической базы, а также системы управления цепочками поставок. Компаниям, у которых логистика не является профильной деятельностью, сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их. При этом аутсорсинг позволяет повысить эффективность логистических операций у компании-клиента, так как предоставляет услуги необходимого качества. Согласно статистическим данным основным видом логистической деятельности, передаваемой на аутсорсинг, является складирование.
Так как склад предоставляет собой распределительный центр, то для минимизации транспортных затрат чаще всего их располагают в небольшой удаленности от крупных мегаполисов. По итогам 2014 года объем предложения складской недвижимости в России составил 17 млн. кв. м., из которых 64% находится в Московском регионе, 14% в Санкт-Петербурге. На долю Новосибирска и Екатеринбурга приходится по 4% от общего предложения складских площадей, а доля таких городов миллионников, как Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону и Казань лишь по 2%.[2] Так как федеральные девелоперы на региональных рынках работают в основном в формате «built-to-suit» – строительство объекта под заказчика – то в статье будем рассматривать развитие логистического аутсорсинга в условиях мегаполиса на примере Московского региона.
2014 год продемонстрировал рекордные результаты по новому строительству и вводу качественных складских объектов. На складском рынке Московского региона появилось 1,72 млн. кв. м. новых площадей высокого класса. Это наибольший объем ввода в истории развития рынка. Новые складские площади были распределены в основном по трем направлениям — это север (27%), юго-восток (25%) и юг (23%) Московского региона. Около 60 % введенных объектов расположены на расстоянии от 7,5 до 30 км от МКАД, где сосредоточен основной спрос на складскую недвижимость.[1]
Экономическая и геополитическая ситуации в России и мире сказались на снижении активности арендаторов и покупателей на рынке складской недвижимости Московского региона. И, соответственно, в 2014 г. произошло значительное изменение структуры спроса. На рынке появился дисбаланс спроса и предложения. Таким образом, в 2014 году спрос снизился на 30% по сравнению с предыдущим годом.[1, 3]
Как следствие, впервые с кризисного 2009 года начала расти доля вакантности.[3] Доля вакантных складских площадей в Московском регионе в 2014 году составила 7,9%, хотя в 2013 году пустовали лишь 1,36% складских площадей.[1,3] Это наибольшее значение за последние 5 лет. На конец 2014 года основной объем свободного предложения на рынке Московского региона был сосредоточен на юго-востоке (35%) и севере региона (24%), где наблюдались активное строительство и ввод новых качественных площадей.[1]
Значительный ввод новых объектов и затянувшаяся девальвация рубля в 2014 г. оказали непосредственное влияние на ставки в складском сегменте. На данный момент около 90% сделок заключаются в рублевых ставках, хотя в середине года таковых было 40-50%. До кризиса практически 100% складов сдавались в долларах.[3] Средняя ставка аренды в Московском регионе составила 4 500 руб./кв. м/год. В пересчете по текущему курсу долларовая ставка снизилась весьма значительно, а рублевая осталась на уровне курса доллара 33-34 рубля. По оценкам аналитиков, в 2015 г. также будут заключаться рублевые договоры, либо доллар будет фиксироваться в коридоре до 45 руб.[1, 3]
В следствие этого, в 2014-ом было впервые с 2008 года достигнуто снижение арендной стоимости складских помещений. В классах
«А» и «В+» удешевление составило 15–18 %.
В ближайшем будущем спрос на качественные склады с развитой инфраструктурой и логистикой будет оставаться на высоком уровне. Разница только в том, что в следующем году компании, которые привыкли к складским помещениям класса «А» смогут выбирать объекты с оптимальным местоположением и наилучшей инфраструктурой за те же деньги.[6] Поэтому стратегически расположенные складские комплексы окажутся в самом выигрышном положении. Будут востребованы и объекты с возможностью расширения площадей (с опцией built-to-suit). Уровень свободных площадей в 2015 году может колебаться в зависимости от соответствия логистическим стандартам в пределах 3,5%-30%.В результате доходность их работы снижается. Совокупные потери девелоперов в этом сегменте из-за низкого спроса составляют почти 4 млрд. руб. в год или 326 млн. руб. в месяц.[3]
Несмотря на снижение инвестиционной активности на рынке недвижимости, обеспеченность складами в России значительно ниже средних показателей по Европе.
Россия является крупнейшим потребительским рынком в Европе, который в то же время страдает от низкого уровня обеспеченности складскими площадями. Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек: их доля в ВВП РФ доходит до 19% при среднем мировом показателе 11,6%. Обеспеченность логистическими центрами в Москве составляет 800 кв. м. на тысячу человек, что примерно в два раза ниже, чем в других городах мира.
Внешняя политика России направлена на привлечение капитала из стран-партнеров БРИКС, поэтому многие эксперты предсказывают, что к 2016 году повышенный спрос на складские площади увеличиться вдвое.
Принимая во внимание статистику, прогнозы и тенденции кризисного периода в области отечественной логистики можно определить комплекс проблем сопутствующих текущему развитию логистического аутсорсинга в условиях мегаполиса.[4] К числу таковых относятся: 1. Напряженность транспортных потоков в распределительных магистралях мегаполиса (дорожные заторы, интенсивное движение в час пик) 2. Отсутствие дополнительного логистического сервиса предоставляемого аутсорсером. 3. Высокий уровень логистических издержек.
Обратим свое внимание на вторую проблему – отсутствие дополнительного сервиса предоставляемого аутсорсером. Дополнительный сервис позволяет сделать основную услугу более «удобной», т.е. клиент избавляется от необходимости организовывать какие либо операции сопутствующие основной услуге. Например, в случае предоставления склада для ответственного хранения ценностей аутсорсер может предложить дополнительные услуги по транспортировке груза от клиента до склада. В условиях падения спроса на складские помещения данную услугу можно организовывать как за дополнительную плату, при предоставлении скидки на основную услугу, так и счет оплаты за основную услугу, но без предоставления скидки за основную услугу.
Безусловно, такая модель выгодно отличается от стандартной модели – предоставления скидки в кризисный период, так как кроме «удержания» клиента аутсорсер осваивает новый вид бизнеса, расширяет перечень предоставляемых услуг.
В таблице 1 обозначены эффекты внедрения аутсорсером новых услуг в практическую деятельность.
Таблица 1.
Эффекты использования модели оказания дополнительных услуг аутсорсером
Модель | Количество клиентов (n) | Издержки дополнительных услуг (С) | Скидка со стоимости контракта (R) | Эффект |
Склад (1) | 1 | 0 | 1 | n(1) = n(2)C(1) < C(2)R(1) > R(2) |
Склад + услуги (2) | 1 | 1 | 0 |
Из таблицы 1 следует, что при предоставление дополнительных услуг основано на принципе отсутствия скидки на основную услугу. Данная модель позволяет сохранить клиентов аутсорсера и развить дополнительный бизнес. Проведение мониторинга рынка складской недвижимости должно опираться на современные методики анализа ценовых предложений для выявления не только самого привлекательного ценового предложения, но я для определения «надежного» аутсорсера.[5]
В условиях динамической среды рынка, актуальным является расширения перечня услуг оказываемых аутсорсерами, так как это позволяет удерживать клиента и реализовывать собственный потенциал по освоению новых видов бизнеса.
Участие Российской Федерации во Всемирной торговой организации требует от аутсорсеров не только борьбы на внутреннем рынке, но и борьбы на рынке транзитных логистических систем, складывающихся на пути из Азии в Европу.[6]
Список использованных источников:
- Складская недвижимость. Москва. Годовой отчет «Colliers International» www.colliers.com/-/media (дата обращения 20.03.2015г.).
- Складская недвижимость. Россия. Годовой отчет «Colliers International» http://www.colliers.com/-/media (дата обращения 20.03.2015г.)
- Пастушин, А. Дерябина А. Информационное сообщение РБК http://top.rbc.ru/business (дата обращения 20.03.2015г.)
- Арский А.А. Резервы логистики в современных условиях России // Вестник университета (Государственный университет управления). Государственный университет управления. – М.: № 16 (26), 2008. — с. 13-18.
- РоманенковаО.Н. Методы планирования продаж и составления трейд-маркетингового бюджета // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Экономика и управление. – Тольятти: №4 (11), 2012. — с. 141-144.
- Арский А. А. Модернизация отечественных логистических систем. Ожидания и прогнозы. IV Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие регионов России»: Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2014. – 302 c., с.13–19.
УДК 339.9
И. Д. Андрианова — студент бакалавриата ТД4-1у, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
e-mail: fandy5232@yandex.ru
The development of logistics outsourcing in a metropolis
I. Andrianova, student of bachelor TD4-1y, “Marketing and Logistics” Department, Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow
e-mail: fandy5232@yandex.ru
Annotation: the article reveals the problem of the domestic market of warehouse services. The article provides recommendations for the exit from the crisis of outsourcing implemented in 2014. The measure to overcome the crisis is to provide additional services to customers.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.