Развитие таможенной логистики экспорта арктической нефти за пределы Российской Федерации

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: статья посвящена анализу экспорта российской нефти арктического происхождения. В статье показаны особенности морской логистики арктической нефти, ее классификации согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) с целью помещения под таможенную процедуру экспорта путем таможенного декларирования. Современные информационные таможенные технологии могут обеспечить автоматизацию таможенной логистики экспорта арктической нефти за пределы Российской Федерации. По результатам проведенного исследования предложены практические рекомендации по совершенствованию таможенной логистики экспорта арктической нефти за пределы Российской Федерации.

В основе внешнеторгового оборота Российской Федерации лежит экспорт товаров. По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС России) в 2021 году экспорт превысил импорт товаров на 64% в стоимостном выражении, положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 170 млрд. долл. Товарная структура экспорта РФ слабо диверсифицирована, поскольку более 54% всего российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары: нефть, нефтепродукты, природный газ, уголь и др. (рис. 1).

Товарная структура экспорта

Рисунок 1 — Товарная структура экспорта РФ в 2021 году [1]

Очевидно, что экспорт нефти является приоритетным направлением внешнеторговой деятельности РФ. В последние годы особый интерес представляет развитие экспорта российской нефти арктического происхождения. Поиск оптимальных путей совершенствования таможенной логистики экспорта арктической нефти за пределы РФ обусловили актуальность данной статьи.

В настоящее время российская нефть арктического происхождения экспортируется преимущественно морским транспортом. Морская логистика арктической нефти показана на рисунке 2.

Морская логистика арктической нефти

Рисунок 2 — Морская логистика арктической нефти [2]

На рисунке 2 показана система «КАПИТАН», которая является первой российской цифровой системой управления арктической логистикой. Система «КАПИТАН» позволяет оптимизировать процесс обработки данных трех категорий [3]:

  • собственные данные: скорость движения судна, расход топлива, маршрут, экспортные окна в терминалах;
  • внешние данные: график добычи и накопления нефти, график ледокольного флота, перевалка нефти, таможенное оформление, график экспорта и бункеровка;
  • независимые данные: климатические условия, прилив / отлив, закрытие ВМФ.

В целом система «КАПИТАН» обеспечивает обработку данных в объеме 15000 в сутки. Ее целями являются оптимизация доходов нефтяных компаний и эффективное управление рисками. Внедрение системы «КАПИТАН» в логистику российской нефти арктического происхождения позволяет получить следующие результаты [4]:

  1. Планирование экспортных отгрузок арктической нефти и графика расстановки тоннажа.
  2. Управление морским флотом: координация движения флота и взаимодействие с ледокольным флотом.
  3. Анализ удельных затрат экспортера, длительности рейса, скоростного режима и состава флота.

Важно отметить, что таможенная логистика экспорта арктической нефти охватывает не только вопросы морской логистики, но и таможенные аспекты такого экспорта. С точки зрения таможенной логистики наиболее сложными аспектами являются [5]:

  • классификация нефти в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
  • таможенное декларирование нефти путем заполнения и подачи декларации на товары (ДТ);
  • проведение таможенными органами таможенного контроля при экспорте нефти.

В данном контексте весьма интересным является проект «СМАРТ ТАМОЖНЯ», целью которого является автоматизация таможенных аспектов экспорта арктической нефти (рис. 3).

СМАРТ ТАМОЖНЯ

Рисунок 3 — Структура проекта «СМАРТ ТАМОЖНЯ» [6]

Как видно из рисунка 3, одним из элементов проекта «СМАРТ ТАМОЖНЯ» является технология «Смарт КОД». Данная технология призвана обеспечить автоматическую классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Важно отметить, что классификация товаров является одним из важнейших направлений таможенной логистики. Данный факт обусловлен тем, что в зависимости от кода по ТН ВЭД ЕАЭС применяются меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения. Неверная классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС может иметь крайне тяжелые последствия, вплоть до уголовной ответственности участника ВЭД [7].

Согласно единой ТН ВЭД ЕАЭС топливно-энергетические товары классифицируются в 27-й группе. В частности, сырая нефть и нефтепродукты входят в товарные позиции 2709 — 2713 ТН ВЭД ЕАЭС [8]. На более точную классификацию нефти и нефтепродуктов (код на уровне 10 знаков) влияет множество факторов. Кроме того, учитывая тот факт, что ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в России меняются ежемесячно, а также что эти товары относятся к стратегически важным ресурсам, классификация нефти и нефтепродуктов по ТН ВЭД ЕАЭС имеет особую значимость [9].

Поскольку цена ошибки при классификации нефти и нефтепродуктов слишком высока, технология «Смарт КОД» является весьма перспективным инструментом для решения указанной задачи (рис. 4).

Газпром нефть

Рисунок 4 — Схема применения технологии «Смарт КОД» на примере ПАО «Газпром нефть» [6]

Как видно из схемы, технология «Смарт КОД» позволяет избежать человеческого фактора при классификации нефти и нефтепродуктов. На этапе оформления временной ДТ (ВТД) технология «Смарт КОД» с помощью искусственного интеллекта определяет точный код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне 10 знаков. Отметим, что ВТД подается до фактической отгрузки на основании плана поставок по имеющимся документам. После фактической отгрузки товарных партий технология «Смарт КОД» анализирует паспорт качества и снова определяет код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, который заявляется в полной ДТ (ПВД). В результате применения технологии «Смарт КОД» вероятность неверной классификации нефти и нефтепродуктов практически равна нулю [10].

Другим элементом проекта «СМАРТ ТАМОЖНЯ» является технология «Смарт ДЕК», которая обеспечивает автоматическое заполнение и передачу таможенных деклараций в ФТС России (рис. 5).

Смарт ДЕК

Рисунок 5 — Схема применения технологии «Смарт ДЕК» на примере ПАО «Газпром нефть» [6]

Автоматическая классификация нефти и нефтепродуктов по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется на базе технологии «Смарт КОД». Далее этот код указывается в графе 33 ДТ, благодаря чему автоматически могут быть определены применяемые меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения. Остальные графы ДТ заполняются автоматически на основе договорных и отгрузочных документов [11]. Автоматическое заполнение ДТ осуществляется с помощью технологии «Смарт ДЕК». Далее сведения о товарах передаются напрямую из информационной системы экспортера в Автоматизированную систему внешнего доступа таможенных органов РФ (АСВД ТО). В свою очередь информационная система ФТС России осуществляет регистрацию, проверку и выпуск ДТ в автоматическом режиме, т.е. без участия должностных лиц. Наконец, на последнем этапе технология «Смарт ДЕК» обеспечивает автоматическое получение экспортером ДТ с электронными отметками о выпуске товаров. В дальнейшем экспортер использует выпущенные ДТ для формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, а также финансовой отчетности в целях выполнения требований валютного контроля [12].

Еще одним элементом проекта «СМАРТ ТАМОЖНЯ» является технология «Смарт ТК», которая представляет собой онлайн-сервис для оказания комплексной методологической, экспертной и консультационной поддержки бизнеса в круглосуточном режиме. Выделим потенциальные эффекты применения технологии «Смарт ТК»:

  • внедрение принципиально новых подходов к анализу и подготовке ответов на запросы;
  • единое окно для эффективного взаимодействия участников ВЭД;
  • мгновенное получение ответа на типовые вопросы.

В целом проект «СМАРТ ТАМОЖНЯ» способен значительно повысить эффективность деятельности как экспортеров нефти, так и таможенных органов. Основными эффектами реализации на практике проекта «СМАРТ ТАМОЖНЯ» являются применение искусственного интеллекта, повышение прозрачности бизнеса, интеллектуальное управление ВЭД, а также снижение трудозатрат. В результате экспортеры получают повышение скорости таможенного оформления нефти и снижение рисков, а таможенные органы РФ – повышение эффективности таможенного контроля (рис. 6).

СМАРТ ТАМОЖНЯ

Рисунок 6 — Потенциальная эффективность проекта «СМАРТ ТАМОЖНЯ» [6]

Дальнейшее развитие таможенной логистики экспорта нефти за пределы РФ должно осуществляться по следующим направлениям:

  1. Разработка предложений по автоматизации циклов таможенного декларирования за счет применения искусственного интеллекта.
  2. Формирование проектов автоматически заполненных ДТ в информационной системе «СМАРТ ТАМОЖНЯ» на примере помещения под таможенную процедуру экспорта сырой нефти сортов «Новый порт» и «Арко».
  3. Тестирование технологии автоматического заполнения ДТ («Смарт ДЕК»), прямой передачи сведений из информационной системы «СМАРТ ТАМОЖНЯ» в АСВД ТО без привлечения дополнительных операторов.
  4. Внесение изменений в порядок заполнения ДТ в автоматическом режиме с применением технических средств.

Эти и другие направления развития таможенной логистики экспорта российской нефти являются предметом будущих исследований.

Список использованной литературы:

  1. Таможенная статистика: [Электронный ресурс]: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 29.01.2022).
  2. Григорьев М.Н., Уваров С.А., Щеглов Е.В., Щеглов П.Е. Совершенствование организации транспортировки грузов в арктических условиях // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2018. № 1-2 (115-116). С. 153-159.
  3. Лясников Н.В., Усманов Д.И., Диденко Э.Н. Диджитал-технологии как платформа формирования эффективной цепи поставок в процессе освоения ресурсной базы арктического региона // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 2. С. 61-75.
  4. Ильина Т.А., Кирина Д.Н. Цифровизация логистических процессов российских предприятий на основе внедрения технологии RFID // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2020. Т. 13. № 4. С. 36-45.
  5. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 70-74.
  6. Новые технологии в нефтяной логистике приносят миллиардные эффекты: [Электронный ресурс]: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2021-april/5380264/ (дата обращения: 29.01.2022).
  7. Воротынцева Т.М. Совершенствование элементов системы запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 7. С. 30-36.
  8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.01.2022).
  9. Харитонов Г.Л., Черникова Т.В. Особенности определения кода товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в отношении нефти и нефтепродуктов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 5-3 (56). С. 115-118.
  10. Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 17-21.
  11. Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного оформления иностранных товаров при расхождении сведений об их количестве в документах // Стратегии бизнеса. 2021. Т. 9. № 10. С. 301-305.
  12. Арский А.А. Оценка динамики российского экспорта нефти в условиях пандемии COVID-19 // В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 20-24.
  13. Арский А. А. Комплексный анализ конкурентных факторов проекта Северного морского пути // Вестник Московского гуманитарно-экономического института.  № 2.  С. 11-16.
  14. Арский А.А. Экономические аспекты развития северного морского пути в контексте агропромышленного комплекса России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. № 1.  С. 11-18

УДК 339.5

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия.

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Development of customs logistics for the export of Arctic oil outside the Russian Federation

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Annotation: The article is devoted to the analysis of the export of Russian oil of Arctic origin. The article shows the features of the maritime logistics of Arctic oil, its classification according to the Harmonized System of the Eurasian Economic Union in order to place it under the customs procedure for export by customs declaration. Modern information customs technologies can provide automation of customs logistics for the export of Arctic oil outside the Russian Federation. Based on the results of the study, practical recommendations are proposed for improving the customs logistics for the export of Arctic oil outside the Russian Federation.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Развитие таможенной логистики экспорта арктической нефти за пределы Российской Федерации. – 2022. – 1 (39). — с. 67-78.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».