Роль логистики в повышении уровня технологического развития сельского хозяйства: пример Китая
Ерохин Василий Леонидович
Аннотация: Стремительная индустриализация сельского хозяйства в Китае в последние десятилетия позволила стране радикально увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции, достичь параметров продовольственной безопасности по основным продуктам питания и увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции за рубеж. Значительную роль в технической и технологической трансформации китайского агропромышленного комплекса сыграло развитие логистической инфраструктуры — как на местном уровне в сельских территориях, так и магистральной инфраструктуры для транспортировки значительных объемов сельскохозяйственной продукции по стране и за ее пределы. В статье проведен анализ влияния управления, логистики и торговой интеграции на агропромышленное развитие Китая в период с 2000 г. по настоящее время. Показано, что на индустриализацию агропромышленного комплекса Китая влияют повышение эффективности управления логистическими потоками в сельских районах, строительство инфраструктуры для хранения, перевозки и перевалки сельскохозяйственной продукции, а также оптимизация таможенных процедур в международной торговле продовольствием.
В условиях стремительного развития промышленности и глобализации сельскохозяйственные рынки по всему миру претерпевают значительные трансформации. Взаимозависимость экономик различных стран и интеграция торговых процессов упрощают перемещение грузов между странами, что радикальным образом повышает роль логистики и торговых барьеров в развитии не только торговли, но и сельскохозяйственного производства [1, 3]. С учетом растущего спроса на сельскохозяйственную продукцию управление логистикой в этой отрасли становится более эффективным. Для обеспечения бесперебойных поставок продуктов питания применяются передовые технологии и методы, что способствует повышению экономической эффективности отрасли [7].
Наиболее используемыми в сельском хозяйстве являются автомобильные и железнодорожные перевозки. Эффективное управление логистикой обеспечивает быструю и качественную доставку продуктов питания в нужное место и в нужное время [10]. По мере повышения индустриальной нагрузки на все секторы сельскохозяйственного производства требуются меры по устойчивому развитию в переработке, управлении и транспортировке продуктов питания для снижения воздействия гипериндустриализации на окружающую среду [9]. Вследствие этого, можно предположить, что совершенствование подходов к организации хранения и перевозки сельскохозяйственной продукции оказывает значительное влияние на развитие сельскохозяйственного производства.
На международном уровне одним из примеров оптимизации мультимодальных режимов перевозки сельскохозяйственной продукции является выстраивание Китаем цепочек поставок в рамках экономических коридоров инициативы «Пояс и Путь» [8]. Стремительная индустриализация сельского хозяйства в Китае в последние десятилетия позволила стране радикально увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции, достичь параметров продовольственной безопасности по основным продуктам питания и увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции за рубеж [5]. Объем ВВП в сельском хозяйстве вырос с 1,39 трлн. юаней в 2000 г. до 8,71 трлн. юаней в 2023 г. (табл. 1). Общая мощность сельскохозяйственной техники за тот же период выросла более чем вдвое до 1,14 гигаватт. Количество крупной сельскохозяйственной техники выросла более чем в пять раз до 5,2 млн. единиц.

Таблица 1 — Основные параметры экономического и технологического развития сельского хозяйства Китая в 2000-2023 гг. Источник: [11].
Для повышения эффективности и производительности агропромышленного комплекса применяются разнообразные подходы, многие из которых влекут за собой негативные последствия для окружающей среды (истощение земель и химизация почв, загрязнение водных источников, высокий углеродный след, как самого сельского хозяйства, так и сопутствующих отраслей). Правительством страны применяются меры по сокращению негативных последствий интенсификации сельского хозяйства для окружающей среды и качества жизни населения. Ключевую роль в этом процессе играет развитие логистической инфраструктуры — как на местном уровне в сельских территориях, так и магистральной инфраструктуры для транспортировки значительных объемов сельскохозяйственной продукции по стране и за ее пределы. Общая протяженность действующих железных дорог в стране с 2000 г. выросла более чем вдвое с 68,7 тыс. км до 159,0 тыс. км (из которых две трети путей электрифицированы), а протяженность шоссейных дорог в 2023 г. превысила 5,4 млн. км (табл. 2). Объем грузоперевозок вырос с 13,6 млрд. тонн в 2000 г. до 55,7 млрд. тонн в 2023 г., в том числе до 5 млрд. тонн по железным дорогам и до 40 млрд. тонн автомобильным транспортом.
Кроме автомобильных и железнодорожных перевозок, сельскохозяйственная продукция транспортируется внутренним речным транспортом, а также морским транспортом — как между портами северной и южной частей страны, так и между странами (в основном, импорт отдельных категорий продуктов из соседних стран, из США, Австралии и ЕС). Каждый из способов перевозки имеет свои плюсы и минусы, и выбор оптимального маршрута зависит от типа продукции, расстояния и срочности доставки. Например, быстропортящиеся продукты, такие как фрукты и овощи из южных провинций страны или из стран Юго-Восточной Азии, часто требуют применения рефрижераторов для поддержания необходимой температуры и минимизации потерь.
Китай активно развивает логистическую инфраструктуру, включая создание крупных логистических центров и использование технологий для оптимизации процессов перевозки и перевалки продукции. В последние годы наблюдается рост использования цифровых платформ, которые позволяют мелким фермерам и крупным агрокомпаниям более эффективно управлять поставками, планируя маршруты и отслеживая состояние товаров в реальном времени. Постоянно идет работа по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности, модернизируются терминалы и порты для обработки больших объемов грузов, реализуются программы субсидий для аграриев, чтобы снизить затраты на транспортировку продукции. Кроме того, в рамках инициативы «Пояс и Путь» развивается инфраструктура международных транспортных коридоров [8], что не только способствует увеличению экспорта китайской сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки, но и облегчает импорт продовольствия в страну, в том числе из приграничных территорий Дальнего Востока России [2].
Несмотря на значительный рост показателей производства и перевозок сельскохозяйственной продукции, а также в целом впечатляющее развитие транспортной инфраструктуры страны, имеются и серьезные вызовы. Это и качественные параметры транспорта, особенно автомобильного, и имеющиеся задержки в процессе перевозки (особенно при прохождении таможенного оформления грузов), и весьма конкурентный рынок, где фермерам необходимо оптимизировать свои процессы для снижения издержек. Правительство Китая принимает ряд комплексных мер для улучшения логистики сельскохозяйственной продукции, стремясь повысить эффективность, снизить затраты и обеспечить стабильные поставки. Кроме таких очевидных действий, как развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство и модернизацию дорог, мостов, железнодорожных линий и портов, активно поддерживается создание современных логистических хабов, которые позволяют упростить процессы хранения, сортировки и распределения сельскохозяйственной продукции. Современное оборудование, включая системы управления запасами и холодильные камеры, помогают увеличить скорость обработки грузов при обеспечении высоких стандартов качества продукции. Внедрение цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные и Интернет вещей, значительно улучшает управление логистическими процессами. Эти технологии позволяют отслеживать движение грузов, оптимизировать маршруты и прогнозировать спрос, что снижает затраты и улучшает планирование [4, 6].
Правительство предоставляет субсидии и кредиты фермерам и логистическим компаниям для снижения первоначальных вложений в транспортную и складскую инфраструктуру. Меры также включают поддержку местных производителей в модернизации их транспортных средств и оборудования. Для повышения эффективности логистики правительство поощряет создание кооперативов и ассоциаций среди фермеров и производителей. В рамках борьбы с высокими логистическими издержками государство разрабатывает налоговые льготы и снижает транспортные тарифы для сельскохозяйственной продукции, чтобы сделать ее более доступной как для производителей, так и для потребителей. Правительство также инвестирует в обучение работников логистической отрасли, в том числе в программы повышения квалификации для менеджеров и работников, занимающихся транспортировкой и распределением сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что повышение эффективности логистики сельскохозяйственной продукции в Китае является одним из приоритетов развития агропромышленного комплекса страны в виду необходимости обеспечения продовольственной безопасности и повышения уровня жизни. Описанные меры направлены на создание более эффективной и устойчивой системы логистики, которая могла бы справляться с современными вызовами в сфере производства и торговли сельскохозяйственной продукцией.
Список использованных источников:
- Арский А.А. Развитие отечественных логистических систем в условиях западных санкций // Стратегии бизнеса. 2014. № 1 (3). С. 118-119.
- Арский А.А. Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции // Маркетинг и логистика. 2020. № 1 (27). С. 5-11.
- Ван М., Воронов А.А. Технологии и перспективы международной логистики во внешней торговле Китая и России в период геополитических трансформаций // Экономика устойчивого развития. 2024. № 1 (57). С. 205-208.
- Ван С. Цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок: особенности и перспективы в Китае // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 4. С. 1493-1512.
- Ерохин В.Л. Агропромышленный комплекс Китая в современных условиях: производство, торговля, логистика // Маркетинг и логистика. 2023. № 4 (48). С. 25-33.
- Жариков М.В. Системы цифровой маршрутизации в постковидной экономике Китая // Экономика устойчивого развития. 2023. № 4 (56). С. 295-298.
- Зюкин Д.А., Вакуленко Р.Я., Болычева Е.А., Яковлев Н.А., Ронжина М.А. Роль транспортной логистики в развитии российского агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2023. № 5 (395). С. 471-474.
- Куренков П.В., Ван В., Тянь Ц. Исследование китайско-европейского железнодорожного транспорта в рамках инициативы «Пояса и пути» // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2023. № 5. С. 74-85.
- Носов А.Л. Роль логистики в отраслях сельского хозяйства страны // Инновационное развитие экономики. 2021. № 1 (61). С. 92-98.
- Gao, T., Erokhin, V., & Arskiy, A. (2019). Dynamic Optimization of Fuel and Logistics Costs as a Tool in Pursuing Economic Sustainability of a Farm. Sustainability, 11(19), 5463.
- National Bureau of Statistics of China. (2024). Annual Data. Режим доступа: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=C01
УДК 338.43.02
Ерохин В. Л. – кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и менеджмента, Харбинский инженерный университет, Харбин, КНР.
E-mail: basilic@list.ru
The Role of Logistics in Enhancing the Level of Agricultural Technological Development: A Case Study of China.
Erokhin V. – Associate Professor, School of Economics and Management, Harbin Engineering University, Harbin, China.
Annotation: In recent decades, China has experienced rapid industrialization of agriculture, which has allowed the country to significantly increase agricultural production, ensure food security for basic foodstuffs, and expand agricultural exports abroad. An important role in this process has been played by the development of logistics infrastructure, both at the local level in rural areas, and at the level of backbone infrastructure for transporting significant volumes of agricultural products within and outside the country. The paper analyzes the impact of management, logistics, and trade integration on the development of China’s agricultural complex in the period from 2000 to the present. It is shown that the industrialization of China’s agricultuure is due to an increase in the efficiency of managing logistics flows in rural areas, the construction of infrastructure for storing, transporting, and transshipment of agricultural products, as well as the optimization of customs procedures in international food trade.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Ерохин В. Л. Роль логистики в повышении уровня технологического развития сельского хозяйства: пример Китая // Маркетинг и логистика. – 2024. – 5 (55). — с. 5-13.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».