Шеринг-экономика: актуальность, проблемы и перспективы развития
Петренко Полина Алексеевна
Аннотация: шеринг-экономика, основанная на концепции совместного потребления, стремительно развивается, трансформируя нашу жизнь, от повседневных покупок до путешествий. В этой статье причины возникновения шеринг-экономики, рассматриваются ее преимущества и недостатки для потребителей и бизнеса по сравнению с консервативным типом потребления ресурсов, формулируются основные причины популярности данного типа бизнеса и факторы его развития.
Одним из последних и быстро набирающих популярность трендов 21 века является шеринг-экономика, развитие которого является результатом текущих тенденций в сфере экономики, политики и социологии. Понятие шеринг пришло от английского share, что означает делиться, то есть основная суть такой экономики – разделение полезности ресурсов. Также существует иная трактовка: шеринг-экономика – экономическая деятельность, организованная на базе онлайн платформ. Для детального понимания и изучения аспектов тенденций развития такого нового направления, стоит изучить вопросы, которые стали предпосылками зарождения новых экономических течений.
Для объяснения одной из таких тенденций 21 века можно привести следующий пример: молодёжь (люди, родившиеся после нулевых) все реже склоняется к тому, чтобы иметь какую-либо собственность, они предпочитают временно использовать блага и потом отказываться в пользу лучших, более удобных. Отчасти это можно объяснить модой на сознательное и рациональное потребление, возникшие тоже в последние годы. Владение объектом всегда сопровождается дополнительными тратами денег, времени и других ресурсов, шеринг-экономика дает доступ к большому количеству благ за небольшую плату и в кратчайший срок, чем привлекает потребителей. Популярность данной концепции можно наблюдать не только на российском рынке, но и в экономиках других развитых стран, примером, могут стать такие известные российские сервисы как каршеринг от Яндекса, Belka и так далее, в международной практике – Airbnb, BlaBlaCar, использование коворкингов и с каждый днем количество таких сервисов только увеличивается. Согласно статистике, подготовленной РАЭК, по итогам 2020 года, объем операций на платформах шеринг-сервисов составил 1,07 триллионов рублей, что составило +39% к предыдущему году, приблизительно такая же ситуация была в 2019 году: рост составил 50% по отношению к 2018 г. [2].
Появление такой модели ведения хозяйственной деятельности как шеринг-экономика обусловлено не только наличием спроса на подобного рода услуги, но и появление значительного предложения. Многие годы экономики всех развитых стран работали на благо данной модели, производя все больше и больше предметов потребления и различных товаров. В результате многие пользователи товаров стали осознавать, что их простаивающая собственность может принести им выгоду. Как нельзя лучше посредником таких идей выступили современные телекоммуникационные системы, по средствам которых и удалось наладить контакт между «покупателями» и «продавцами». Экономика совместного использования отчасти оказывает разрушающее влияние на традиционные сектора бизнеса, выявив проблему избыточных мощностей во многих отраслях промышленности. Помимо этого, появление бизнес-моделей такого рода меняет представление людей о понятиях частной собственности и личного потребления. Такие экономические, социальные и культурные сдвиги были вызваны множеством различных факторов, которые сделали экономику совместного потребления более доступной и применимой. К таким факторам можно отнести:
- Процесс глобализации значительно упрощает и облегчает взаимодействие потребителей на рынке, создаёт условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс.
- Информационные технологии, цифровизация, социальные сети дают большие возможности для коммуникаций, обеспечивают нужной информацией. Распространение мобильных гаджетов, интернета, а также снижение боязни людей делиться данными в интернете привели к тому, что делать заказы, оплачивать их стало намного проще, что в итоге привело к большему распространение С2С и Р2Р концепций.
- Мода на рациональное потребление. Как уже было сказано ранее, популярность шеринга можно объяснить тем, что индивиды стали придерживаться принципов экологичного потребления. Данное потребление предполагает, что индивидуумы покупают лишь те продукты, которые им необходимы на постоянной основе или же имеют одноразовый характер (продукты), при этом тщательно выбирая качество. Ненужные товары обязательно используют, продают, сдают в аренду, но не выкидывают. Например, мода на шубы стала гораздо меньше за счет деятельности активистов, однако есть люди, которые все равно их покупают. Вследствие этого стало популярным перекупка старых шуб и перекраивание самих изделий. Таким образом, довольны и покупатели, и Green Piece.
- Социальное неравенство, другая сторона экономики совместного потребления. Существует мнение, что данная бизнес-модель позволила многим людям пользоваться теми благами, на которые они не могут заработать вообще или на текущий момент. Например, молодые люди недавно получившие права часто не могут позволить себе покупку и обслуживание автомобиля, каршеринг спокойно решает эту проблему, ведь за маленькую плату вам доступен целый автопарк.
- Снижение покупательской способности. Волатильность и неуверенность в завтрашнем дне, кризисы – все это влияет на способность граждан купить тот или иной товар. При этом неуверенность «в завтра» заставляет людей покупатель более необходимые товары, нежели дорогостоящие и не столь важные для жизни.
- Рост населения также считается одной из причин. Согласно прогнозам в скором времени население земли возрастет так, что некоторые активы перестанут быть доступными для личного пользования, что неминуемо ведет к необходимости разделять их и использовать по очереди.
Так совместное использование активов было порождено различными технологическими изменениями, которые в конечном итоге изменили традиционный способ ведения бизнеса во многих секторах. Но самым большим изменением, которое принесла экономика совместного использования, стал способ создания альтернативного источника дохода для миллионов людей по всему миру.
Ввиду такой популярности шеринг-экономика приобрела большое количество направлений развития. Сейчас существует большое количество сервисов начиная с аренды машин, заканчивая предоставлении профессиональных услуг, даже в сфере здравоохранения. Возвращаясь к статистике российского рынка, следует отметить, что основными тремя отраслями экономики совместного потребления являются [4]:
- С2С-сегмент, продажа потребительских товаров (Авито, Юла). В 2021 году его доля составила 838 млрд. рублей, рост порядка 78% к предыдущему периоду. Согласно исследованием, основными причинами такого роста является общее увеличение количества игроков на рынке, что отчасти можно объяснить пандемией covid-19. Возможность купить и продать товар, не выходя из дома, используя доставку, стало более востребованным с марта 2020 года.
- Фриланс и поиск подработки, данный сектор вырос на 43 млрд. руб. за 2021 год и составил 183 млрд. руб. Значительный рост фрилансеров ввиду налоговых льгот для самозанятых, а также безработицы из-за пандемии увеличил количество людей, заинтересованных в подработке. Значительно увеличилось количество предложений на Myprofi.ru, Авито и аналогичных сайтах.
- Аренда автомобилей (каршеринг) занимает третье место с точки зрения объемов рынка и темпов развития, хотя еще некоторое время назад был лидирующим направлением. Несмотря на ограничения ввиду пандемии и значительного сокращения количества поездок выручка все же увеличилась, но за счет ценовых факторов, таких как стоимость поездки, увеличение срока поездок и так далее. При этом наблюдается тенденция к снижению количества сервисов, предлагающих данный вид услуг, так с 2018 года количество организаций снизилось с 16 до 6 к 2020 году.
Наименее популярными стали карпулинг (поиск попутчиков), коливинг (краткосрочная аренда жилья) и коворкинг (краткосрочная аренда помещений). Стоит сказать, что данное снижение также связано с последствиями пандемии, так как тренды 2022 года показывают обратное, например, в Яндекс-Такси появилась опция поездок с попутчиками, краткосрочная аренда процветает в Краснодарском крае ввиду закрытых границ и так далее.
Кроме большого числа преимуществ развития данной модели, разумеется, существует ряд недостатков:
- отсутствие нормативно-правового регулирования;
- практически всегда отсутствие гарантий качества и безопасности товаров/ услуг;
- проблема доверия пользователей, необходимо продумывать способы повышения доверия между пользователями, введение требований, наличие сертификатов, профессиональных квалификаций, стажа вождения и так далее.
Несомненно, положительные стороны такой модели могут принести много пользы, при этом негативные вопросы требуют тщательной проработки и вмешательства. На эти и многие другие недостатки стоит обратить внимание и найти решение, в результате становления такого экономического течения как шеринг-экономика естественным путем приспособит окружающую реальность под новые реалии экономики.
В целом шеринг-экономика находится только в самом начале своего развития и, полагаясь на цифру статистики, можно уверенно предположить, что данная сфере будет сильно развиваться и изменяться с ближайшее время.
Список использованных источников:
- Адактилос Александр Димитриосович, Чаус Михаил Сергеевич, and Молдован Артём Анатольевич. «Шеринговая экономика» Economics, no. 4 (36), 2018, pp. 95-100.
- Исследование РАЭК. «Рынок шеринга в России впервые превысил 1 трлн руб.» Режим доступа URL: https://raec.ru/live/smi/12230/?sphrase_id=164685
- Чернов А.В., and Чернова В.А.. «Актуальные вопросы развития экономики шеринга» Инновации и инвестиции, no. 12, 2020, pp. 40-45. doi:10.24411/2307-180X-2020-00058
- Экономика совместного потребления в России 2020 Режим доступа URL: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-2020.pdf
- Derek Miller «The Sharing Economy and How it Is Changing Industries» Режим доступа URL: https://www.thebalancemoney.com/the-sharing-economy-and-how-it-changes-industries-4172234#citation-3
- «Sharing or paring? Growth of the sharing economy,» Режим доступа URL: https://www.pwc.com/hu/en/kiadvanyok/assets/pdf/sharing-economy-en.pdf
- Rebiazina A., Berezka S. M., Antonova N. G. 2020. Consumer’s attitude to the sharing economy in Russia. Russian Management Journal 18 (2): 255–278. (In Russian)
- Wharton School of the University of Pennsylvania. «The Sharing Economy: A New Way of Doing Business.» Режим доступа URL: https://knowledge.wharton.upenn.edu/article/the-sharing-economy-a-new-way-of-doing-business/
- Жильцов Д.А. Методика оценки результативности маркетинговых решений в системе управления интернет-маркетингом // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. — №4. – 2019. – С. 176–181.
- Жильцов Д.А. Интернет-маркетинг на рынке логистических услуг: тенденции, теория и практика / Монография, Москва: Издательство Перо, 2023. — 162 с.
- Жильцова О. Н. Современные организационные формы управления маркетингом // Маркетинг и логистика. – 2019. – №5 (25). — с. 33-41.
- Оценка влияния новых глобальных трендов на развитие цепей поставок / Г. П. Быкова, Ф. Венде -Д., О. Н. Жильцова, Д.А. Жильцов // Вестник Евразийской науки. — 2023. — Т 15. — № 1. — URL: https://esj.today/PDF/84ECVN123.pdf
- Романенкова О.Н. Инновации как движущая сила развития корпоративных сетей торговли на рынке России // Российское предпринимательство. — 2014. — № 22 (268). — c. 36-43.
- Синяева И. М., Жильцова О. Н. Теоретические аспекты инновационного бизнеса: структура коммерческой системы и интеллектуального продукта // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 83-96.
- Формирование и развитие интернет-рекламы в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций: теория и практическая реализация: Монография / О.Н. Романенкова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 140 с.
УДК: 334.012
Петренко П. А. – студент магистратуры направления «Менеджмент» направленность «Продуктовый маркетинг и аналитика», кафедра логистики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
E-mail: p.pollyy@yandex.ru
Научный руководитель: Жильцова О.Н., к.э.н., доцент кафедры логистики, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
Shering economy: relevance, problems and development prospects.
Petrenko P. – Master’s student in the direction of «Management» in the direction of «Product Marketing and Analytics», Department of Logistics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
Scientific supervisor: Zhiltsova O.N., Ph.D., Associate Professor of the Department of Logistics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
Annotation: The sharing economy, based on the concept of sharing consumption, is rapidly developing, transforming our lives, from everyday shopping to travel. This article explains the reasons for the emergence of the rank economy, discusses its advantages and disadvantages for consumers and businesses in comparison with the conservative type of resource consumption, formulates the main reasons for the popularity of this type of business and the factors for its development.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Петренко П. А. Шеринг-экономика: актуальность, проблемы и перспективы развития // Маркетинг и логистика. – 2024. – 2 (52). — с. 50-58.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».