Совершенствование применения инспекционно-досмотрового комплекса при таможенном контроле

Демиденко Карина Александровна

Пеженко Екатерина  Аркадьевна

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы совершенствования инспекционно-досмотрового комплекса при проведении таможенного контроля. Авторами предложено изменение в структуре мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, которое заключается в добавлении дополнительной стрелы контроля. Авторами обосновано, что такое усовершенствование инспекционно-досмотрового комплекса позволит быстрее и эффективнее осуществлять таможенный контроль транспортных средств.

На сегодняшний день международные торговые отношения развиты очень хорошо. Глобализация торговли, определяет необходимость международной торговой и производственной кооперации. Однако существуют и негативные аспекты таких отношений. Например, некоторые участники внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) прибегают к контрабанде, грубо нарушая при этом таможенное законодательство. Контрабанда, как правило, осуществляется при помощи сокрытия товара, который перемещается через таможенную границу государства или перемещения его вне зон таможенного контроля. По данным Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) за 2020 г. объем контрабанды наркотиков сократился до трети в сравнении с выявленными фактами контрабанды 2019 г., во многом это обусловлено карантинными мерами на границе и отсутствием перемещения декларантов физических лиц через границу в связи с пандемией COVID-19

По итогам работы за 2020 год ФТС возбуждено 1 218 уголовных дел, которые касаются контрабанды (рис. 1) [3].

контрабанда

Рисунок 1 — Статистика возбужденных уголовных дел, касающихся контрабанды

Как видно из рисунка, самую большую часть составляет контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов. В связи с этим, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования методов профилактики нарушений таможенного законодательства и повышения качества таможенного контроля в пунктах пропуска. Данное исследование не ограничивается профилактикой контрабанды, исследование, в том числе, направлено на сокращение затрат времени декларантов и таможенных перевозчиков на осуществление таможенного контроля в пунктах пропуска.

Одним из технических средств таможенного контроля для выявления контрабанды является инспекционно-досмотровой комплекс, сокращенно – ИДК. ИДК позволяет обеспечивать исполнение норм таможенного законодательства в части корректности заявления товаров к перевозке, соответствия их физического состояния и формы тем данным, которые заявляются на этапе предварительного информирования таможенных органов и, в том числе, фигурируют в электронной таможенной декларации.

Основной целью работы является формирование предложения по разработке соответствующими структурами дополнительной стрелы контроля для мобильных ИДК, призванной увеличить пропускную способность таможенного пункта пропуска. Данная дополнительная стрела базируется на той же платформе, что и штатная стрела и по необходимости может быть дополнительно развернута для проведения таможенного контроля.

ИДК дает возможность таможенным органам получить полное изображение транспортного средства и находящихся внутри него товаров без разгрузки или вскрытия, позволяя понять наличие или отсутствие контрабанды, а также возможные места, оборудованные под тайники. Которые могут быть пустыми при их обнаружении, однако в следующий раз в них могут содержаться запрещенные товары.

Существует три вида ИДК: стационарные, перемещаемые (легковозводимые) и мобильные, которые в конкретных условиях среды и обстановки должны обеспечить надежность и оперативность проведения таможенного контроля. В данном исследовании будут рассмотрены ИДК размещаемые на многополосных автомобильных пунктах пропуска, соответственно ими осуществляется таможенный контроль грузов, перемещаемый грузовым автомобильным транспортом (рис. 2).

стационарный ИДК

Рисунок 2 — Стационарный ИДК

Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание, в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения [1]. Стационарные ИДК относятся к недвижимому имуществу ФТС, и не могут быть перемещены в иное место. Стационарные ИДК включены в таможенную логистическую инфраструктуру, что определяет необходимость планирования их размещения еще на этапе строительства таможенного пункта пропуска. В этом случае такие ИДК могут быть спроектированы с «запасом прочности», то есть предусматривать несколько порталов для проведения досмотра (рис. 3).

мобильный ИДК

Рисунок 3 — Мобильный ИДК

Мобильный инспекционно-досмотровой комплекс размещается на шасси специального автомобиля и способен полноценно функционировать при наличии ровной автодороги, при повышении интенсивности грузооборота через таможенную границу ЕАЭС. Мобильный ИДК по своей сути, служит для оперативного увеличения пропускной способности стационарного ИДК (рис. 4).

перемещаемый ИДК

Рисунок 4 — Перемещаемый (легковозводимый) ИДК

Перемещаемые (легковозводимые) ИДК представляют собой комплекс, который размещается в быстро возводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой, что позволяет использовать их в любом месте государственной границы, где нет возможности установить стационарный вид ИДК.[1] При этом перемещаемый ИДК, должен обеспечивать при своем функционировании соблюдение санитарных норм использования административных объектов. По сути, к нему предъявляются те же требования, что и к стационарным ИДК.

Инспекционно-досмотровой комплекс помогает таможенным органам решать следующие важные задачи:

  1. Сформировать достоверный объем получаемой информации для принятия решения о выпуске товара на при таможенном контроле транспортных средств, обеспечив выявление возможных тайников или контрабанды как таковой [4].
  2. Интенсифицировать грузооборот на таможенной границе ЕАЭС.
  3. Повысить качество таможенного контроля без увеличения издержек времени и материальных ресурсов.
  4. Сформировать позитивный имидж ФТС в части отношения декларантов и таможенных перевозчиков к уровню предоставления таможенной услуги [6].

В данном исследовании более детально рассматривается вид мобильных ИДК.

Как было сказано выше, мобильный инспекционно-досмотровой комплекс (МИДК) представляет собой некую систему, которая располагается на шасси специального автомобиля. Использование МИДК допустимо только при наличии ровной двухполосной асфальтированной дороги, так как таможенный осмотр при помощи данного вида ИДК осуществляется за счет передвижения самого комплекса.

Для эффективного функционирования мобильного инспекционно-досмотрового комплекса необходимо наличие четырех человек: старший смены; оператор анализа информации, полученной с использованием МИДК; водитель-оператор и оператор организации движения транспортных средств в рабочей зоне МИДК. Данные специалисты должны обладать достаточной компетентность в вопросах использования данного вида ИДК и своевременно повышать свою квалификацию.

Очень часто на пунктах пропуска возникает многокилометровая очередь из транспортных средств. Такие пробки связаны с пропускной способностью. Чтобы решить данную проблему необходимо увеличить пропускную способность пунктов пропуска, усовершенствовав модель мобильного инспекционно-досмотровой комплекса.

Как заявлялось выше модернизировать МИДК можно, смонтировав вторую, дополнительную стрелу контроля, что, по сути, позволит в двое увеличить количество досматриваемых единиц транспорта в определенный период времени (час, смена, сутки). Обязательно нужно предусмотреть изготовление такого оборудования из отечественных комплектующих в формате импортозамещения электронной продукции (рис. 5) [8].

усовершенствованный МИДК

Рисунок 5 — Усовершенствованный МИДК

Введение дополнительной стрелы контроля решит проблему пропускной способности пунктов пропуска через таможенную границу, это позволит сотрудникам таможенных органов проверять транспортные средства в два раза быстрее, что значительно сократит очередь из транспортных средств на границе, к которым можно отнести и транспорт физических лиц, убывающий с территории ЕАЭС в целях туристических поездок граждан.

Однако, усовершенствованный мобильный инспекционно-досмотровой комплекс все равно будет обладать некоторыми недостатками. Одним из главных недостатков будет являться то, что при поломке данного вида ИДК функционирование сразу двух полос будет остановлено. Поэтому необходимо иметь несколько ИДК в одном месте для перестраховки [5].

Сам инспекционно-досмотровой комплекс – это очень дорогая техника. На конец июля 2020 года в Российской Федерации эксплуатируются 72 ИДК, из них 55 мобильных [2].

ИДК играет огромную роль не только в сфере выявления уже совершившихся преступлений, но и в области предотвращения будущих правонарушений. Участники ВЭД, благодаря эффективному действию МИДК, все больше и больше убеждаются в том, что им нет нужды незаконно перемещать товары при помощи транспортных средств через таможенную границу, ведь их товар будет обнаружен при помощи МИДК на пункте пропуска. Все это способствует снижению контрабанды среди участников ВЭД.

Именно поэтому внедрение второй стрелы контроля у мобильного ИДК позволит не только решить проблемы с пропускной способностью пунктов пропуска, но и даст возможность участникам ВЭД еще больше усомниться в их безнаказанности за контрабанду товаров.

Научная новизна данного исследования состоит в формировании предложений по модернизации и технологическому изменению технического устройства – мобильного инспекционно-досмотрового комплекса.

Научно-технический прогресс не стоит на месте, в условиях внешних угроз контрабанды, международного терроризма возрастает роль таможенных органов, находящихся на переднем крае борьбы с незаконным перемещением контрабанды наркотиков и оружия. Необходимо на постоянной основе вести исследования в области совершенствования досмотровых комплексов и интеграции их в другие системы контроля, в том числе и при взаимодействии с другими правоохранительными органами стран-членов ЕАЭС. Все это должно способствовать развитию международной торговле в условиях глобализации [7].

Список использованной литературы:

  1. Маренов Б.И., Задорожный Ю.В. Технические средства контроля в таможенном деле: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело». — СПб.: ИЦ «Интермедия», 2019. — 120 с. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/115604/ (дата обращения:02.05.2021).
  2. В ФТС России для опытной эксплуатации поступит новый отечественный мобильный инспекционно-досмотровый комплекс // Федеральная таможенная служба URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/245787 (дата обращения: 19.05.2021).
  3. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Федеральная таможенная служба URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/265853 (дата обращения: 15.04.2021).
  4. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015.  – №3 (31). – С. 48-51
  5. Арский А.А. Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2017. – № 3. – с. 68-74.
  6. Арский А.А. Компетентностный подход к исследованию проблем таможенного дела в выпускных квалификационных работах студентов // Маркетинг и логистика. – 2016. – №4 (6). – с. 5-9.
  7. Журавлев П.В., Конобеева А.Б. Продовольственная безопасность — показатель уровня экономического развития России // Вестник академии. – 2016. – № 1. – с. 5-10.
  8. Конобеева А.Б. Проблемы импортозамещения в России // Вестник академии. – 2015. – № 1. – с. 70-73.

УДК 339

Демиденко К. А. — студентка группы 18-Э-6, ФГБОУ ВО Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия

e-mail: karina_goryaynova@mail.ru

Пеженко Е. А. — студентка группы 18-Э-6, ФГБОУ ВО Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия.

Научный руководитель: Арский А. А., к.э.н., доцент, доцент кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, ФГБОУ ВО Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия.

Improving the use of the customs inspection complex at customs control

Demidenko K. — student of group 18-Э-6, Moscow state university of food production», Moscow, Russia

Pezhenko E. — student of group 18-Э-6, student of group 18-Э-6 Moscow state university of food production», Moscow, Russia

Annotation: This article discusses the problems of improving the X-ray inspection system during customs control. The authors proposed a change in the structure of the mobile X-ray inspection system, which consists in adding an additional control arrow. The authors prove that such an improvement of the X-ray inspection system will allow for faster and more efficient customs control of vehicles.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Демиденко К. А., Пеженко Е. А.Совершенствование применения инспекционно-досмотрового комплекса при таможенном контроле // Маркетинг и логистика. – 2021. – 3 (35). — с. 5-14.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».