Совершенствование процедуры маркировки иностранной обуви, ввозимой на территорию Российской Федерации

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Чеботарев Александр Евгеньевич

Аннотация: статья посвящена направлениям совершенствования маркировки иностранной обуви, ввозимой на территорию Российской Федерации. В статье проведен анализ положений действующего законодательства в сфере обязательной маркировки обуви, показана современная технология маркировки обуви. Автором выявлены актуальные проблемы в указанной области, а также даны практические рекомендации по решению этих проблем.

В соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 2 февраля 2018 года) маркировка товаров осуществляется до их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта [1].

Маркировка обуви средствами идентификации должна быть проведена до помещения продукции под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» или «реимпорта». Средства идентификации на подлежащий маркировке иностранный товар (произведенный за пределами ЕАЭС) наносятся либо за пределами территории ЕАЭС, либо на территории РФ – после помещения товара под таможенную процедуру таможенного склада (или свободного склада, свободной таможенной зоны). На первом этапе необходимо заявить процедуру таможенного транзита, а после прибытия товара в зону таможенного контроля – поместить данный товар под процедуру таможенного склада [2, 3].

Процедура маркировки обуви должна проводиться в соответствии с Законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», Постановлениями Правительства РФ от 05.07.2019 №860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» и от 26.04.2019 №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», в которых подробно описаны соответствующие требования [4-6].

Для осуществления маркировки обуви средствами идентификации необходима регистрация импортёра в ГИС «Честный знак», ААИ «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» (ГС1 РУС), а также выполнение иных установленных требований, в том числе, по подключению к электронному документообороту.

Около 36 млн пар обуви было ввезено в Россию за три месяца с момента введения обязательной маркировки – с 1 июля по 30 сентября 2020 года. При этом таможенные органы оформили около 11,5 тыс. деклараций на обувные товары, наибольшее количество из которых – в регионах деятельности Центрального таможенного управления и Дальневосточного таможенного управления [7].

Мобильные группы Федеральной таможенной службы (ФТС) России выявили без маркировки 72,7 тонн обуви. Производители и импортеры оснащают товары в этих группах кодами Data Matrix. Проверки мобильных групп показали, что за два месяца не все перестроились на новые правила. Так, претензии касались 26 транспортных средств с товарами, которые подлежат обязательной маркировке. Продукция без кодов признается контрафактом — въезд через таможенную границу для нее запрещен.

К обороту обуви приходится 62 тыс., приводит данные оператор цифровой маркировки Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Все участники зарегистрированы в системе «Честный знак» и перешли на электронный документооборот. По обувной продукции основная доля регистраций приходится на небольшие торговые точки новые компании. При этом большинство участников рынка стали маркировать обувь заблаговременно — еще весной. На каждую пару — этикетку, потребительскую упаковку — наносится код Data Matrix. Он позволяет прослеживать путь каждой единицы товара вплоть до прилавка в магазине. По сути, он выполняет роль электронного удостоверения — в нем закодированы [8]:

— модель производителя (должен совпадать с номером модели указанному в сертификате или декларации соответствия);

—  страна производства;

—  4 знака кода ТНВЭД ЕАЭС;

—  вид обуви;

—  вид материала, использованного для изготовления верха обуви;

—  вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви;

—  вид материала, использованного для изготовления низа обуви;

—  бренд (торговая марка);

—  ИНН российского производителя, или ИНН импортера;

—  цвет;

—  размер в штрих-массовой системе;

—  наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).

 Если участник оборота обуви не имеет возможности полностью описать товар, при маркировке обуви указывается сокращенное описание:

 — пол обуви (мужская, женская, детская);

—  ИНН собственника товара;

—  2 знака кода ТНВЭД ЕАЭС (группа «64»);

—  способ ввода товара в оборот (ввезен в РФ, произведен в РФ).

Информация доступна не только специалистам, но и покупателям. Достаточно скачать на мобильное устройство приложение «Честный знак», поднести устройство к коду и отсканировать его. Если данных не обнаружено — высока вероятность, что товар является контрафактом.

Стоимость одного кода Data Matrix составляет 50 копеек. Расходы бизнеса на участие в системе обязательной маркировки максимально оптимизируются. Размер вложений зависит от объемов оборота товаров, автоматизации всего рабочего процесса, развития IT-систем.

Несоблюдение требований к маркировке повлечет за собой серьезные штрафы и последствия. В случае нарушения требований по маркировке обуви декларанту грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 2 статьи 15.12 и 16.3 КоАП РФ [9]. Помимо административной ответственности в виде штрафов до 300 000 рублей (4300 евро) для участников и дистрибьюторов индустрии моды, возникнут проблемы с таможенным оформлением, что приведет к существенным административным и коммерческим расходам. Более того, несоблюдение правил маркировки может привести к конфискации товаров, произведенных и / или проданных без маркировки. Несомненно, к правилам нельзя относиться легкомысленно, поскольку их нарушение может также повлечь за собой уголовную ответственность ответственного сотрудника организации (по умолчанию — генерального директора) в виде лишения свободы на срок до трех лет с дополнительным финансовым штрафом.

Необходимо отметить, что при таможенном оформлении агрегированных кодов возникают проблемы. Агрегирование – процесс объединения товаров в транспортную упаковку товаров первого уровня либо транспортных упаковок первого уровня в транспортную упаковку последующего уровня с сохранением информации о взаимосвязи кодов идентификации каждого вложенного товара или потребительской или транспортной упаковки товаров с кодом идентификации создаваемой транспортной упаковки и нанесением соответствующего кода идентификации транспортной упаковки на создаваемую в результате объединения транспортную упаковку в целях обеспечения прослеживаемости движения товаров по товаропроводящей цепи без необходимости вскрытия создаваемой транспортной упаковки.

В текущей реализации возможно агрегирование товаров только в рамках одной товарной категории. Участники оборота товаров, при необходимости, производят операцию агрегирования товаров в транспортные упаковки и передают в ГИС МТ сведения об агрегировании, для этого совершаются следующие действия:

  1. Формирование средств идентификации транспортных упаковок в соответствии с международным стандартом GS1-128 (главный идентификационный ключ – SSCC, серийный код транспортной упаковки с идентификатором применения (00)).
  2. Нанесение средств идентификации на транспортные упаковки.
  3. Формирование сведений об агрегировании товаров и подача сведений в ГИС МТ.

При внесении агрегированного кода в декларацию на товары (ДТ) зачастую декларанты указывают код повторно. К примеру, возится партия детской обуви (с двумя разными артикулами: арт. А – 350 шт. и арт. Б -350 шт., в общем количестве 700 шт.) в 25 коробках. Общее количество уникальных агрегированных кодов составляет 25 шт. Однако, декларант получает файл с агрегированным кодом на каждую единицу изделия поартикульно, который дублируется, если в 1-ой коробке находятся одинаковая пара обуви. И при переносе в ДТ сведений о маркировке декларант дублирует запись. При проверке сведений таможенный инспектор не видит ошибки со стороны декларанта в части дублирования кода и закрывает процедуру с положительной отметкой «Выпуск разрешен».

Далее, при получении на склад и оприходовании товара декларант встречается с проблемой введения обуви в оборот, так как «Честный знак» показывает ошибку в количестве упаковок и дублировании кода, что в свою очередь не позволяет участнику ВЭД ввести в оборот данную товарную партию. Участник ВЭД должен осуществить корректировку таможенной декларации в части средств идентификации. Срок рассмотрения обращения о внесении изменений в ДТ составляет 30 дней. До тех пор, пока инспектор не разрешит внесение изменений в ДТ, товар будет лежать на складе. Из-за этой проблемы участник ВЭД несет дополнительные расходы.

Для реализации эффективной работы «Честного знака» необходимо, чтобы:

— информация о кодах не дублировалась в файле от изготовителя кодов;

— «Честный знак» вводил в оборот товарные партии с дублированным уникальным кодом, т.к. срок рассмотрения обращения о внесении изменений в ДТ составляет 30 дней, в течение которого участник ВЭД ежедневно будет нести дополнительные расходы.

В основу процессов управления рисками в таможенной службе Российской Федерации положена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (СУР), основанная на распределении участников ВЭД по трем категориям уровня риска (низкий, средний и высокий) в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля. Если участник ВЭД будет часто обращаться с обращением о внесении изменений в выпущенную ДТ, его категория может измениться в худшую сторону, что в свою очередь повлечет за собой более сложные последствия. Из категории низкого уровня риска можно выпасть за один день, перейдя в средний, однако вернуться обратно можно лишь в определенные декады.

Отметим также важность правильного заполнения ДТ при декларировании обуви. Сведения о маркировке обуви указываются в графе 31 ДТ под номером 13 [10]. Допускаются следующие уровни маркировки (рис. 1):

0 – сам товар или его потребительская упаковка;

1 – групповая упаковка;

2- транспортная упаковка.

 маркировки обуви

Рисунок 1 — Указание уровней маркировки обуви в программе Альта-ГТД

Представление кода идентификации осуществляется в виде (рис. 2):

  • линейного штрихового кода;
  • кода Data Matrix;
  • QR-кода;
  • Micro QR-кода;
  • радио метки.
Коды вида средства идентификации

Рисунок 2 — Коды вида средства идентификации

Образец правильного указания кода вида средства идентификации с использованием функционала программы Альта-ГТД приведен на рисунке 3.

кода вида средства идентификации

Рисунок 3 — Образец правильного указания кода вида средства идентификации

Таким образом, цифровая маркировка должна помочь государству в регулировании оборота обувных товаров на территории РФ, но на данный момент система создает определенные проблемы бизнес-сообществу [11]. Обеспечение реализации передачи лишь одних уникальных кодов позволит повысить эффективность противодействия обороту нелегальной обуви, поскольку на участников ВЭД дополнительные расходы возлагаться не будут. При этом имеющиеся проблемы с таможенным оформлением импортной обуви должны быть решены в кратчайшие сроки, в том числе за счет реализации предложенных в статье практических рекомендаций.

Список использованной литературы:

  1. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).
  3. Худжатов М.Б. Оценка перспектив создания свободных складов в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 6. С. 11-18.
  4. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).
  5. Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).
  6. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).
  7. Официальный сайт ФТС России: [Электронный ресурс]: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 26.10.2020).
  8. Официальный сайт Центра развития перспективных технологий: [Электронный ресурс]: https://crpt.ru/ (дата обращения: 26.10.2020).
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).
  10. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.10.2020).
  11. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015.  – №3 (31). – С. 48-51.

УДК 339.562

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Чеботарев А. Е. – специалист по таможенному оформлению ООО «Мэйджор Карго Сервис», Москва, Россия

e-mail: chebotarev-aleks@inbox.ru

Improvement of the marking foreign footwear imported into the territory of the Russian Federation

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia

Chebotarev A. — customs clearance specialist (Major Cargo Service)

Annotation: The article is devoted to the directions of improving the marking of foreign shoes imported into the territory of the Russian Federation. The article analyzes the provisions of the current legislation in the field of mandatory shoe labeling, shows the modern technology of shoe labeling. The author identified topical problems in this area, and also gave practical recommendations for solving these problems.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б., Чеботарев А. Е. Совершенствование процедуры маркировки иностранной обуви, ввозимой на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. – 2020. – №5 (31). — с. 77—86.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».