Совершенствование процесса контейнеризации грузов при мультимодальных перевозках

Каролина Михайловна Шамшиева

Аннотация: В статье рассматривается  развитие и современное транспортное обеспечение логистических процессов мультимодальных перевозок. Обосновывается необходимость совершенствования алгоритмов мультимодальных контейнерных перевозок в части использования современных материалов при изготовлении контейнеров при диверсификации логистических рисков.

Логистика — понятие очень широкое. Началом логистики можно считать процессы осознанного перемещения человеком различных грузов. В древние времена развитие торговли стимулировало необходимость перемещения товаров на большие расстояния, в том числе логистические принципы реализовывались при перемещении войск направляющихся в завоевательные походы или покоряющие неизведанные территории. Особый импульс логистике в прошлом тысячелетии придало развитие колониальной торговли и европейские военные компании. Развивались водные типы транспортных средств, совершенствовался гужевой транспорт, в конце прошлого тысячелетия были изобретены паровоз, автомобиль и самолет – на сегодняшний день являющиеся непременными участниками мультимодальных перевозок.

В прошлом, настоящем и будущем важным условием эффективной логистической системы будет являться сохранение потребительских свойств товара (груза) в течении всего логистического цикла, оперативность доставки и её минимальная стоимость. В транспортной перевозке решаются задачи, которые подразделяются по направлениям: организационное направление включает диспетчирование (проведение осмотра груза, подготовка документального оформления, определения сроков доставки грузов, транспортный пакет); экономическое направление включает анализ и оценку затрат, соотношения себестоимости грузов; техническое направление включает выбор оптимального варианта транспортной доставки, использование различных видов транспорта, разработки гибких схем маршрута (адаптивных к внешней среде территории), доставка грузов и разрешение споров между сторонами контракта на поставку товара (перевозку груза) по мере возникновения; сервисное направление включает отслеживание груза на различных  этапах перевозки, получение документов, прохождение таможенного контроля, страхование грузов.[1] Стоит отметить, что перевозка грузов самолетом или вертолетом является одним из самых дорогих способов  транспортировки. Но этот способ является единственным, если речь идет о труднодоступных районах страны, где нет автомобильного, морского или железнодорожного сообщения, или  климатические условия не позволяют находиться в пути по бездорожью несколько суток.

Одним из основных направлений организации эффективных перевозок с середины прошлого века является контейнеризация грузов. В США в середине прошлого века был апробирован метод упаковки грузов в контейнеры при формировании товарных партий на складах производителей. Такой подход позволил кардинально сократить время загрузки данных товаров на суда, а так же позволил усилить защиту перемещаемых грузов от атмосферных и динамических воздействий.

Принцип мультимодальной перевозки основан на использовании в логистическом процессе двух и более видов транспорта, мультимодальная перевозка позволяет осуществлять процесс «от двери до двери». В условиях глобализации международных сырьевых и товарных рынков мультимодальные перевозки являются эффективным инструментам организации бизнеса малыми предприятиями, так как они не могут позволить себе содержание логистического парка, и вынуждены пользоваться услугами транспортных компаний. Таким образом, данные предприятия малого бизнеса интересует минимальная стоимость доставки и доставка в срок по известному принципу логистики «Just in time».[2]

Возникает вопрос – как можно сократить стоимость мультимодальной контейнерной перевозки? Предлагаем рассмотреть в контексте данной статьи возможность сокращения не эффективной нагрузки на транспорт (вес брутто) а именно вес контейнера как такового. Известно, что 20-ти футовый металлический контейнер весит ≈ 2,2 т., при этом объем полезного груза составляет ≈ 20 т., то есть почти 10% перемещаемого веса транспортным средством. Рациональным является снижение веса контейнера без нарушения полезных свойств контейнера как механизма защиты товара от внешних воздействий. Предлагается рассмотреть возможность проектирования и выполнения контейнера из полимерного материала не только не уступающего металлу по прочности, но и устойчивого к коррозийным воздействиям и воздействию солей (что актуально при морских перевозках). Полимер, как правило, легче метала, если учесть, средний морской контейнеровоз может принять на борт до 200 контейнеров, то снижение веса контейнера на 25% позволит в этом случае дополнительно принять на борт дополнительно 110т. груза весом нетто —  (2,2×25/100) × 200 = 110 т. Вопрос проектирования, производства и апробации данного изделия может быть реализован на базе исследовательских центров «СКОЛКОВО» или соответствующих отраслевых НИИ. Снижение веса контейнера, даже в случае отсутствия замещения данного веса весом нетто, то есть дополнительным полезным грузом приведет к снижению нагрузки на агрегаты транспорта и приведет к снижению расхода топлива на рейс.[3, 4, 5]

Отдельного внимания заслуживает процесс анализа угроз – рисков, при организации мультимодальной перевозки. Как правило, риски реализуются в простое транспорта при «стыковке» видов транспорта, здесь снижение вероятности риска простоя достигается по слудущим направлениям: 1) информатизация процесса мультимодальной перевозки для своевременного информирования оператора в месте «стыковки»[6]; 2) модернизация площадей трансформационного центра на котором обрабатываются грузы; 3) организация круглосуточной работы трансформационного центра; 4) корректировка времени подхода транспортного средства к трансформационному центру.

Комплексная реализация данных направлений совершенствования технологии контейнеризации при профилактике рисков, позволять Российской Федерации более качественно и эффективно реализовать транзитный потенциал, например, в процессе китайско-европейской торговли.

Список использованной литературы:

  1. Arsky A. Romanenkova O. Analysis of the differentiated value formation of the logistics services in international trade (статья на англ. языке) Applied and Fundamental Studies : Proceedings of the 8th International Academic Conference. April 29-30, 2015, St. Louis, USA. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2015, 330 p., pp. 230-235.
  2. Арский А.А. Применение формулы Харриса-Уилсона (Economic Order Quantity) в логистическом проектировании малого бизнеса // Маркетинг и логистика. – 2016. – №2(4). – С. 5-8.
  3. Арский А.А. Особенность формирования стоимости логистической услуги // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – №1. – С. 44-47.
  4. Арский А.А. Антикризисное управление в сфере грузовых автоперевозок // Стратегии бизнеса. – – №2. – С 3-6.
  5. Арский А.А. Особенности расчета логистических издержек. Моторное топливо // Мир современной науки, – М.: №1(35), 2016. С. 34-36.
  6. Арский А.А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015.  – №3 (31). –С. 48-51

УДК 656

К. М. Шамшиева — студентка магистратуры «Менеджмент», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Россия

e-mail: mirskaya1995@bk.ru

Научный руководитель — Арский А.А., к.э.н., доцент Кафедры теории и практики таможенного дела АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА), г. Москва, Россия

Improving the process of containerization of goods in multimodal transport

K. Shamshieva — a master’s degree student «Management»  «Ufa state aviation technical university»

Scientific director — Arsky A. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Customs, AOCHU VO «Moscow University of Finance and Law MFBA» (MFBA), Moscow, Russia

Annotation: The article considers the development and modern transport logistics of multimodal transportation. The necessity of improving the algorithms of multimodal container transportation in the part of using modern materials in the manufacture of containers under the diversification of logistics risks is substantiated.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Шамшиева  К. М. Совершенствование процесса контейнеризации грузов при мультимодальных перевозках // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2 (10). – с. 120-125.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».