Совершенствование таможенной логистики на Дальнем Востоке с использованием потенциала Владивостокского морского порта
Вахрушев Валентин Юрьевич
Худжатов Микаил Бекзадаевич
Аннотация: в статье исследуются современные тенденции развития таможенной логистики на Дальнем Востоке России в санкционных условиях. Введение большого количества антироссийских санкций привело к переориентации внешней торговли России в сторону Азии и усилению значимости таможенно-логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке. Авторами исследованы практические аспекты таможенной логистики в санкционных условиях с использованием потенциала Владивостокского морского порта, показаны ключевые направления развития таможенной логистики на Дальнем Востоке. В качестве таких направлений предлагается автоматизация грузовых операций в порту, внедрение автоматизированных технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, строительство склада для проведения таможенного досмотра и применение электронных навигационных пломб.
В связи с введением странами Запада большого количества антироссийских санкций внешняя торговля России вынуждена перестраиваться на азиатское направление. Если до 2022 г. основными торговыми партнерами России были страны Евросоюза, то в 2022-2023 гг. лидерство по данному показателю перешло к Китаю [1].
В то же время столь масштабная переориентация внешней торговли России в сторону Азии требует наличия мощной таможенно-логистической инфраструктуры, в первую очередь на Дальнем Востоке в силу географической близости Китая. Единственным полностью универсальным портом на российском Дальнем Востоке является порт Владивосток [2]. В этой связи возникает необходимость совершенствования таможенной логистики на Дальнем Востоке с использованием потенциала Владивостокского морского порта. Вышеуказанные обстоятельства обусловили актуальность данной статьи.
Владивостокский морской торговый порт (далее – ВМТП) входит в транспортную группу FESCO — одну из крупнейших транспортно-логистических компаний России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. ВМТП является одним из центров экономических связей между Азией и Европой, через железнодорожные и морские линии. Кроме того, ВМТП является одним из лидеров рынка стивидорных услуг [3]. Основные показатели ВМТП отражены в таблице 1.
Из данных таблицы 1 видно, что ВМТП — это крупнейший универсальный порт во всем Дальневосточном регионе России с ежегодным грузооборотом более 13 млн тонн. Железнодорожная станция «Владивосток» на территории ВМТП ежедневно принимает и отправляет до 10 поездов с контейнерами и с генеральными грузами. Также на территории ВМТП функционируют 2 автомобильных пункта пропуска [3].
Географическое и климатическое расположение ВМТП позволяет осуществлять навигацию круглый год. ВМТП используется для каботажных и для внешнеторговых перевозок. Основные внешние линии грузоперевалки через ВМТП из/в Юго-Восточную Азию (Китай, Южную Корею и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона) [4].
С точки зрения развития таможенной логистики ВМТП считается одним из самых перспективных пунктов пропуска России [5]. Вместе с тем в контексте усиления внешней торговли России на восточном направлении существуют некоторые практические проблемы функционирования ВМТП:
- взвешивание товаров в процессе выгрузки судна;
- доступ к информации о контейнере на территории порта;
- проблемы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов;
- информирование представителей декларантов;
- затруднительное проведение таможенного досмотра;
- проблемы контроля за таможенным транзитом.
Рассмотрим далее возможные пути решения указанных проблем, а также выработаем направления совершенствования таможенной логистики на Дальнем Востоке России с использованием потенциала Владивостокского морского порта.
В целях решения проблемы взвешивания товаров в процессе выгрузки судна создан автоматизированный комплекс на базе автомобильных весов, что позволяет производить взвешивание в процессе выгрузки судна. Комплекс оснащен системой фото- и видеофиксации, которая позволяет производить взвешивание в любое время суток.
Кроме того, комплекс интегрирован в информационную систему порта, благодаря чему сотрудники таможенного органа имеют круглосуточный доступ к результатам взвешивания. Программное обеспечение комплекса позволяет автоматически формировать акты взвешивания и акты таможенного наблюдения с приложением фотоматериалов [6].
В результате автоматизации процесса взвешивания удалось значительно увеличить долю контейнеров, которые взвешиваются в день предъявления требования (рис. 1).
Доступ к информации о контейнере на территории порта обеспечивается за счёт мобильного рабочего места сотрудника таможни (АРМ «Инспектор»). АРМ «Инспектор» предоставляет возможность:
- получить информацию о любом контейнере на территории порта;
- отслеживания процесса исполнения требований на проведение мер фактического контроля, в том числе грузов, у которых в процессе выгрузки было выявлено превышение радиационного фона.
В целях решения проблемы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов необходимо использовать автоматизированные технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, например, на базе СРК «Янтарь 2Ж» [7].
СРК «Янтарь 2Ж» имеет следующие параметры:
- ширина проезда между стойками 5 м;
- наличие системы фото- и видеофиксации;
- интегрирование в информационную систему порта;
- автоматическое предоставление данных о выявлении превышения уровня радиоактивного излучения в таможенный орган.
С помощью мобильного рабочего места сотрудника таможни результаты проведения радиационного контроля моментально попадают в информационную систему порта [8]. Благодаря автоматизации процесса выявления товаров с превышением уровня радиационного излучения срок проведения радиационного контроля удалось снизить с 108 до 17 часов (рис. 2).
Информирование представителей декларантов можно обеспечить за счёт информационной стойки, которая позволяет получить информацию о:
- местонахождении контейнера на территории порта;
- статусе проведения таможенного досмотра;
- наличии иных мер фактического таможенного контроля и статусе их исполнения;
Информационная стойка для представителей декларантов также должна предоставлять возможность получения печатной формы актов взвешивания, изменения средств идентификации контейнера и т.п.
В 2023 года ВМТП начал строительство нового склада, который позволит увеличить площади порта, предназначенные для проведения таможенного досмотра. Строительство крытого склада позволит производить погрузо-разгрузочные работы круглосуточно и при любых погодных условиях [9]. Основные параметры нового склада отражены в таблице 2.
Наконец, для решения проблемы контроля за таможенным транзитом необходимо использовать электронные навигационные пломбы. Их использование позволяет без непосредственного участия сотрудника таможенного органа получать информацию о [10]:
- местоположении и скорости движения транспортного средства на карте;
- отклонении от согласованного маршрута;
- остановках транспортного средства в пути;
- возникновении нештатной ситуации или об инциденте в процессе перевозки.
В целом, результаты анализа практических проблем функционирования ВМТП требуют поиска решений этих проблем. Совершенствование таможенной логистики на Дальнем Востоке с использованием потенциала Владивостокского морского порта составляет научную новизну данной статьи. На наш взгляд, практическая реализация вышеизложенных рекомендаций будет способствовать развитию внешней торговли России в условиях санкций.
Список использованной литературы:
- Ерохин В.Л. Новый евразийский континентальный мост: таможенные и логистические аспекты развития российско-китайского сотрудничества // Маркетинг и логистика. 2023. № 1 (45). С. 18-29.
- Арский А.А. Проблемы и тенденции развития промыслового флота и портовой инфраструктуры России // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2023. № 2. С. 128-134.
- Владивостокский морской торговый порт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vmtp.ru/o-kompanii (дата обращения: 25.12.2023).
- FESCO (ПАО «ДВМП»): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fesco.ru/ru/clients/terminals/vmtp/?ysclid=lqjn1ovsvf429944305 (дата обращения: 25.12.2023).
- Быкова Г.П., Венде Ф.Д., Жильцова О.Н., Жильцов Д.А. Оценка влияния новых глобальных трендов на развитие цепей поставок // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 1.
- Деменкова Я.А. Функциональное назначение технических средств таможенного контроля при таможенном наблюдении и таможенном досмотре // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. № 1-2. С. 270-274.
- Темченко В.В. Деятельность таможенных органов ДВТУ по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов, являющихся объектом ВЭД // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 4 (101). С. 60-70.
- Чубов Ю.В., Борисенко А.В., Берлова Н.В. Проблемы применения приборов радиационного контроля на таможенных постах в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска таможен ДВТУ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 2 (103). С. 108-118.
- Кривозубов И.А. Применение технических средств при проведении таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра // Синергия Наук. 2021. № 65. С. 173-186.
- Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Тенденции развития таможенного регулирования внешней торговли России // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023. № 11. С. 15-20.
УДК 339.5
Вахрушев В. Ю. — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики НИТУ МИСИС, Москв, Россия.
e-mail: val.vahrushev@gmail.com
Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент, доцент Экономического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия.
e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Development of customs logistics in the Far East using the potential of the commercial port of Vladivostok
Vakhrushev V. — candidate of economic sciences, associate professor of the Economic department of the MISIS, Moscow, Russia.
Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor, Faculty of Economics of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.
Annotation: The article examines current trends in the development of customs logistics in the Russian Far East under sanctions conditions. The introduction of a large number of anti-Russian sanctions led to a reorientation of Russian foreign trade towards Asia and an increase in the importance of customs and logistics infrastructure in the Far East. The authors examined the practical aspects of customs logistics under sanctions conditions using the potential of the Vladivostok seaport, and showed the key directions for the development of customs logistics in the Far East. Such areas include the automation of cargo operations at the port, the introduction of automated technical means of customs control of fissile and radioactive materials, the construction of a warehouse for customs inspection and the use of electronic navigation seals.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Вахрушев В. Ю., Худжатов М. К. Совершенствование таможенной логистики на Дальнем Востоке с использованием потенциала Владивостокского морского порта // Маркетинг и логистика. – 2023. – 6 (50). — с. 4-13.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».