Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля на территории ЕАЭС
Екатерина Фёдоровна Татар
Аннотация: в статье освещаются некоторые меры совершенствования производства таможенного контроля на территории ЕАЭС, а также обосновывается их эффективность на основании положительных изменений в работе субъектов таможенной системы как результатов применения этих мер.
В процессе развития мировой экономики и международных отношений, в мировой таможенной практике был разработан целый перечень инструментов государственного воздействия на процессы внешнеэкономической деятельности.
Тема порядка производства таможенного оформления (декларирования) товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, приобрела особую актуальность, на фоне глобализации мировой экономики и увеличения доли присутствия иностранных товаров на национальных рынках ЕАЭС, влекущего за собой необходимость принятия мер по ее качественному и одновременно гармоничному контролю. Эффективное применение механизма таможенного контроля является залогом успешной реализации таможенной политики государств-членов ЕАЭС. Для участников внешнеэкономической деятельности знание и эффективное владение методиками таможенного оформления и его технологиями (электронное таможенное декларирование) обеспечивает оперативное прохождение таможенного контроля в пунктах пропуска, соответственно снижаются время доставки товара к месту назначения и издержки владельца товара, а следовательно снижаются операционные издержки.[1, с. 67]
Основу регулирования таможенных правоотношений в пределах таможенной территории ЕАЭС, в соответствии с п.1 ст.42 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», обеспечивает Таможенный Кодекс Таможенного Союза (далее ТК ТС).[2]
Несмотря на то, что Таможенный Союз (далее — ТС) в 2014 году был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) и далее с 1 января 2015г. в ЕАЭС, основу регулирования таможенных правоотношений на территории ЕАЭС, как уже было отмечено ранее, составляет Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Однако, как сообщает пресс-служба ЕЭК, 16 ноября в Горках (Московская область, Россия) на заседании Евразийского межправительственного совета, в котором приняли участие главы правительств стран-участниц ЕАЭС, одобрен проект единого Таможенного кодекса ЕАЭС. Председательствующий на заседании Евразийского межправительственного совета Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев сообщил также о том, что новый кодекс ЕАЭС будет представлен на подписание главам государств-членов ЕАЭС на предстоящей встрече в декабре.[3]
Таким образом, в динамической системе ЕАЭС законодательная база находится в режиме непрерывного совершенствования, чтобы более эффективно реагировать на вызовы глобальной экономики.
Дадим краткий экскурс по сущности таможенного декларирования и функционалу участников ВЭД и таможенных органов при его осуществлении. Под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, о целях их перемещения в виде выбранной предварительно таможенной процедуры и иных сведений, необходимых в таможенных целях.
В соответствии с п.1 ст. 179 ТК ТС таможенному декларированию подлежат товары, помещенные под таможенную процедуру, и в иных случаях, определенных таможенным законодательством ЕАЭС.
Таможенное законодательство устанавливает запрет на пользование товарами, не прошедшими таможенное декларирование, или товарами, в отношении которых таможенное декларирование не было завершено. Завершение таможенного декларирования знаменуется производством выпуска товара под той или иной процедурой.
Отдельные составляющие производства таможенного декларирования товаров постоянно претерпевают изменения, обусловленные изменениями современных реалий. Актуальность механизмов, применяемых в таможенном деле, является одним из залогов эффективности работы таможенной системы. Своевременное приведение действия каких-либо механизмов в соответствие объекту их воздействия гарантирует предотвращение возникновения в будущем затруднений, связанных с их не актуальностью и, как следствие, не эффективностью. Автор предлагает раскрыть сущность и аргументировать это утверждение на следующем примере.
Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ предусмотрено присоединение Российской Федерации к «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года». На основании Гармонизированной системы действует Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее ТН ВЭД) ЕАЭС. Правильная классификации товара по коду ТН ВЭД не только облегчает взаимодействие контрагентов, но также и определяет размер таможенных платежей и необходимость предоставления в таможенные органы определенных разрешительных документов (сертификаты, разрешения, лицензии и т.д.). Автор полагает, что в современных условиях многообразия рынка конкретика и детализация кодов ТН ВЭД является важным пунктом в оптимизации системы производства таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Кроме того, более подробная детализация кодов ТН ВЭД поможет избежать затруднений, которые могут возникать у участников ВЭД при выборе корректного кода при оформлении таможенной декларации, а также поможет избежать дополнительной нагрузки на должностные лица таможенных органов. Дополнительная нагрузка на таможенные органы обусловлена тем, что пункт 3 статьи 52 ТК ТС предписывает таможенным органам при выявлении неверной классификации товаров при их декларировании самостоятельно осуществлять их классификацию, а это генерирует известные конфликты с участниками ВЭД.
Детализация сократит время взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, что в свою очередь ускорит прохождение таможенного контроля и дальнейшую доставку товаров до места назначения. Детализация кодов ТН ВЭД является одним из направлений деятельности Коллегии ЕЭК по гармонизации таможенного законодательства. Так, Решением Коллегии ЕЭК № 78 «О классификации сепараторов для очистки природного углеводородного газа и попутного нефтяного газа по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» от 05 июля 2016 устанавливаются отдельные подсубпозиции для классификации сепараторов для очистки природного углеводородного газа и сепараторов для очистки попутного нефтяного газа. [4] Решение Коллегии ЕЭК № 129 от 01 ноября 2016 определяет субпозицию единой ТН ВЭД ЕАЭС для замороженных смесей овощей. [5] Изменения коснулись и ряда препаратов, имеющих в своем составе эфедрин, норэфедрин и псевдоэфедрин. Перечень таких лекарств был расширен и уточнен, что решило многие вопросы, связанные с их классификацией.
В условиях компьютеризации и информатизации всех сфер жизни современного общества, таможенное дело в Российской Федерации так же осуществляется с использованием различных технических средств и телекоммуникаций. Технологии, разработанные ФТС России, позволяют значительно ускорить и упростить производство таможенных операций. [6, с. 49]
Одним из примеров является электронное декларирование. В целях оптимизации совместной работы заинтересованных лиц и таможенных органов, на официальном сайте ФТС России создан специальный «Портал электронного декларирования». Электронное декларирование практически вытеснило письменное декларирование, главным образом благодаря упрощению подачи декларации, ведь декларанту необязательно прибывать на таможенный пункт пропуска. Он может направить все необходимые сведения в таможенные органы, находясь в любой точке земного шара. И, если им были соблюдены все таможенные правила, таможенный перевозчик, таможенный представитель или сам декларант проведет на таможне время, минимально необходимое для соблюдения всех таможенных формальностей.[7, с. 54]
По официальным данным ФТС России на 23.11.16, 99,96% всех деклараций на товары направляются в таможенные органы в электронной форме через сеть Интернет. По данным ФТС России, по состоянию на 1 ноября 2016 г. таможенными органами было оформлено 3 182 621 декларация на товары, из них 3 181 433 – в электронной форме.[8] Современные информационные технологии обеспечивают обмен информацией между участниками таможенных правоотношений, а также между ведомствами непосредственно ФТС России и другими федеральными органами исполнительной власти в один-два клика.
С 2014 года электронное декларирование является обязательным. Также важно отметить, что взаимодействие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности с использованием информационно-технических средств, и осуществление декларирования в электронной форме в частности, минимизирует личное взаимодействие должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД. В свою очередь это исключит вероятность совершения должностным лицом таможенных органов действий, связанных с влиянием личных (имущественных и иных) интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими своих должностных обязанностей.
Среди путей модернизации производства таможенного оформления товаров следует также отметить интенсификацию взаимодействия ФТС России с другими федеральными органами исполнительной власти. Тесное сотрудничество государственных ведомств и упрощение процесса обмена ими информацией позволяет создать полную картину деятельности каждого участника таможенных правоотношений.
Этот год был ознаменован тесным сотрудничеством ФТС и Федеральной налоговой службы России под координацией Министерства финансов России. В апреле 2016 года руководителями ФТС России и ФНС России утверждено Положение об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон. По данным ФТС, в результате совместных действий этих служб результативность проверочных мероприятий повысилась на 13%. Об эффективности взаимодействия ФТС с другим государственным предприятием упомянул в своём интервью программе «Интервью» от 25.10.16 заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. Он отметил, что анализ динамики изменения объёмов международных почтовых отправлений посредством Почты России дал основание ФТС России оценить место интернет торговли в структуре современной экономики и инициировать выработку мер по регулированию интернет торговли в структуре экономики.
Очевидно, что взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами позволит значительно упростить процедуру проверки достоверности данных, предоставляемых участниками ВЭД. Об этом свидетельствует практика применения системы межведомственного электронного взаимодействия, которая позволяет таможенным органам получать информацию о выданных документах в режиме реального времени благодаря защищенным каналам связи, организованным между ФТС России и другими федеральными органами.
В настоящей статье предприняты попытки поиска уязвимостей в процедурах таможенного контроля, профилактика которых позволит повысить эффективность контроля как такового. ФТС России ведёт интенсивную работу в этом направлении. Тем не менее, это процесс непрерывный, который по сути своей является ответной реакцией системы таможенного дела на изменения во взаимосвязанных сферах.
Список использованной литературы:
- Арский А.А. Управление логистическими издержками международной торговли // Мир современной науки. – 2014. – №3 (25). – с. 66-68.
- Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: www.consultant.ru – Дата доступа: 14 декабря 2016 г.
- «Евразийская Экономическая Комиссия». Главы правительств стран ЕАЭС одобрили единый Таможенный кодекс [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: www.eurasiancommission.org – Дата доступа: 14 декабря 2016 г.
- «Евразийская Экономическая Комиссия». Решение № 78 «О классификации сепараторов для очистки природного углеводородного и попутного нефтяного газа по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» от 5 июля 2016г. [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: docs.eaeunion.org – Дата доступа: 14 декабря 2016 г.
- «Евразийская Экономическая Комиссия» Решение № 129 « О классификации замороженных смесей овощей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.» от 01 ноября 2016г. [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: docs.eaeunion.org – Дата доступа: 14 декабря 2016 г.
- Арский А. А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки. – 2015. – №3(31). – с. 48-51
- Арский А. А. Хронометраж линейного логистического процесса // Управленческие науки. – 2014. – № 2(11). – c. 52-55.
- Федеральная таможенная служба. Таможенная сфера России: электронное декларирование с января по ноябрь 2016 года-99,96% [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: www.customs.ru – Дата доступа: 14 декабря 2016 г.
УДК 339.5
Е. Ф. Татар — студентка группы 09ТДз1510, АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА), Москва, Россия
Научный руководитель — Арский А.А., к.э.н., доцент Кафедры теории и практики таможенного дела АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА), Москва, Россия
e-mail: ekaterina2016495@gmail.com
Improvement of customs operations and customs control on the territory of the Eurasian Economic Union
E. Tatar — student 09TDz1510 group Moscow financial and law university MFUA, Moscow, Russia
Scientific director — A. Arskiy, Candidate of economic sciences, Associate professor Chair of the theory and practice of customs Moscow financial and law university MFUA, Moscow, Russia
Annotation: This article describes the measures to improve customs control on the territory of the Eurasian Economic Union. Substantiates the effectiveness of the proposed measures. Are predicted positive changes in the work of the customs authorities with the participants of foreign economic activity.