Тактика изменений материальных потоков международных автомобильных перевозок в России вследствие санкционных ограничений

Быкова Галина Павловна

Аннотация: в статье раскрываются проблемы логистики в нашей стране, ужесточившиеся с принятием санкций. Исследование показало, что фактор влияния санкций вызвал существенные структурные изменения показателей объема перевозок, так по каждому их транспортных коридоров Россия — Запад и Россия — Восток, причем по всем векторам изменения направления движения материального потока – как по экспорту, так и по импорту.

Согласно сообщениям бизнеса, проблемы логистики в нашей стране, ужесточившиеся с принятием санкций, проявились ярче всего в международных цепях поставок. Это также подтверждают профессиональные объединения транспортных операторов – Ассоциация международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ/International Road Transport Union). То есть не зависимо от локализации цепи поставок, введение санкций странами Запада сказалось на международной транспортировке материального потока. Поэтому возникшие проблемы привели к необходимости значительной трансформации цепей поставок в нашей стране как по экспортным, так и импортным материальным потокам.

Выбор в качестве объекта исследования международного автомобильного транспорта (то есть внешнеторговых цепей поставок) был обусловлен тем, что именно международный автомобильный транспорт является обязательным компонентом цепей поставок, в том числе реализуемых с использованием других магистральных видов транспорта, поскольку начальные и конечные логистические операции  выполняются автомобильным транспортом, работающим «от двери до двери».

Выполненное исследование показало, что фактор влияния санкций вызвал существенные структурные изменения показателей объема перевозок (по каждому их транспортных коридоров Россия — Запад и Россия — Восток, причем по всем векторам изменения направления движения материального потока – как по экспорту, так и по импорту).

Наиболее существенно изменились объемы перевозок по импорту в Россию с Востока (здесь влияние фактора оказалось почти на 40% больше, чем по остальным векторам перемещения материального потока).

Это означало, что самой острой проблемой для логистов было не столько поддержание давно сложившихся цепей поставок внешней торговли с Западом (чтобы можно было экспортировать продукцию из России, зарабатывая валюту,  и ввозить в нашу страну необходимые товары, оборудование и материалы), сколько поиски новых поставщиков и путей доставки товаров (запрещенных санкциями к ввозу в Россию с Запада)  в Россию по Восточному коридору.

Эти задачи логистам пришлось решать в оперативном порядке и им это удалось – общие объемы перевозок и грузооборот не изменились существенно, изменилась их структура по векторам движения материального потока. Эти практические наработки  логистов стали на сегодня основой тактики реструктуризации международных цепей поставок – продолжать поиски новых поставщиков и путей доставки товаров.

Систематизация проблем цепей поставок вследствие введения санкций, препятствующих устойчивому развитию, позволила разделить их глобально на два типичных множества:

  • проблемы, возникшие вследствие санкций, которые были непосредственно направлены на экономику нашей страны в целом и, соответственно, опосредованно повлиявшие на бизнес, включая транспортировки, логистику и эксплуатацию цепей поставок;
  • проблемы, возникшие вследствие санкций, которые были целевым образом (напрямую) направлены на транспортный сектор, на логистику и эксплуатацию цепей поставок.

Использование инструментария факторного анализа, примененного к собранным данным  об изменениях исследуемых материальных потоков, позволило доказать, что оба множества однозначно связаны единым (общим) фактором влияния санкций.

Поскольку работа выполнялась в «ограниченных» условиях с точки зрения обеспеченностью информацией, были приняты следующие допущения и условия:

  • в работе использовались только открытые источники информации;
  • перевозки автомобильным транспортом в международном автомобильном сообщении являются крупной компонентой логистических внешнеторговых цепей поставок;
  • показатели работы логистических внешнеторговых цепей поставок хорошо аппроксимируются типичными показателями работы автомобильного транспорта в международном автомобильном сообщении;
  • массив данных о показателях работы автомобильного транспорта в международном автомобильном сообщении в условиях санкционных ограничений является компактным;
  • длина рядов исходных данных для выполнения факторного анализа является короткой, поскольку в открытых источниках на момент разработки были доступны данные только по некоторым показателям;
  • ряды исходных данных для выполнения факторного анализа являются неоднородными по «естественным» причинам, поскольку санкции против логистических внешнеторговых цепей поставок и, соответственно, факторы, влияющие на изменение показателей цепей поставок:
    • введены за неполный 2022 год (после февраля этого года);
    • санкции вводились не одномоментно;
    • объем соответствующих барьеров на пути развития логистических внешнеторговых цепей поставок неуклонно возрастал к началу 2023 года;
    • в силу формальных (официальных) процедур статистического учета показателей на момент разработки данного раздела были доступны данные только за неполный 2023 год.

Исходя из указанных выше фактов и ограничений на выполнение факторного анализа, обоснованным представляется вывод о недостаточности длины рядов исходных данных и их неоднородности для полноценного факторного анализа.

Однако даже по этим рядам данных в указанных условиях удалось выполнить факторный анализ, который рекомендован в научной литературе для коротких рядов данных.

Базовый факторный анализ позволил выявить следующее.

Фактор влияния санкций на изменение показателей международного автомобильного транспорта не повлиял существенно на снижение общих объемов перевозок (в натуральных единицах) и общего грузооборота (как в натуральных, так и денежных единицах измерения) – однако все это имело место только за неполный год действия санкций и  при относительно постепенном введении ограничений на торговлю нашей страны с другими странами, то есть только в 2022 году.

Однако этот фактор вызвал существенные структурные изменения всех вышеуказанных показателей (в любых единицах измерения) даже за первый  год неполного и относительно постепенного наращивания объема санкций. А именно, действие этого фактора привело к необходимости реструктуризации внешнеторговых цепей поставок  — с западного направления на восточное.

Так, влияние этого фактора за 2022 год, привело к тому, что по объемам перевозок и экспорт, и импорт в западном направлении снизился почти в два раза, а объемы по экспорту и импорту в восточном направлении возросли почти во столько же раз. Таким образом, данный фактор вынудил логистов нашей  страны всего лишь за год перестроить внешнеторговые цепи поставок – и им это удалось.

Что касается другого показателя эксплуатации внешнеторговых цепей поставок – грузооборота в международном сообщении, на основе анализа выявлено, что рассматриваемый основной фактор практически не повлиял на изменение показателя как в  натуральных единицах, так и в валюте.   Однако, так же как в случае с показателем объема перевозок, имело место существенное влияние этого фактора на структурные изменения показателя грузооборота (при его измерении в валюте).

А именно, экспорт из России на Запад практически не изменился, а импорт с Запада снизился в два раза. С целью поддержания внешней торговли России, быстро выполненная трансформация внешнеторговых цепей поставок, позволила  изменить структуру грузооборота России  по транспортному коридору Россия — Восток: экспорт вырос почти в два раза, а импорт удалось сохранить на прежнем уровне.

Список использованных источников:

  1. Венде Ф.-Д. Логистика как нормативно-технологический каркас хозяйственной деятельности в цифровой экономике // Логистика– №12(157) –2019 –С.40-45.
  2. Логистика в цифровой экономике: тенденции и векторы развития : научная монография /  Меркулина И.А., Венде Ф.Д., Арский А.А.,  Быкова Г.П. [и др.] – М.: Издательство Кнорус, 2023. – 212 с.
  3. Быкова, Г.П. Подходы к оценке коэффициента открытости  рынка международных автомобильных перевозок в государствах-участниках СНГ /  Г.П. Быкова. —  Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) МАДИ (ГТУ), 2005. — № 4.  – С. 84-89.
  4.  Быкова Г.П. Особенности математического моделирования некоторых логистических операций // Прогрессивные технологии в транспортных системах. Материалы XVI международной научно-практической конференции. – Оренбург:  – С. 127-132.
  5. Быкова Г.П. Профессиональные стандарты логистов за рубежом как один из инструментов внедрения цифровых технологий на транспорте // Мир транспорта и технологических машин. – Орел:  – № 3-2 (78). – С. 119-124.
  6. Жильцов, Д.А. Применение интернет-маркетинга для привлечения трафика посетителей на сайт логистических услуг / Д.А. Жильцов // Экономика и предпринимательство. – 2016. — № 12 (ч.3) (77-3). — С. 910-914.
  7. Жильцов, Д.А. Направления совершенствования маркетинго-логистического управления в системах товарного распределения / Д.А. Жильцов, О.Н. Романенкова // Труды Вольного экономического общества. – 2014. – Том 188. – С. 312–318.
  8. Жильцова О. Н. Интегрирующие функции маркетинга и логистики // Маркетинг и логистика. – 2017. – №3 (11). – с. 46-52.
  9. Жильцова О. Н. Разработка комплекса маркетинга для транспортной компании, стартующей на рынке логистических услуг // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 36-47.
  10. Арский А. А.  Фактор экономического потенциала таможенной территории в антикризисном управлении автотранспортным предприятием // Маркетинг и логистика. – 2017. – №5 (13). – с. 6-12.
  11. Быкова Г. П., Венде Ф.-Д., Жильцова О. Н., Жильцов Д. А. Оценка влияния новых глобальных трендов на развитие цепей поставок // Вестник Евразийской науки. — 2023. — Т 15. — № 1.

УДК 656, 658

Быкова Г. П. — кандидат технических  наук, доцент, доцент Департамента логистики Факультета экономики и бизнеса, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доцент Факультета логистики и общетранспортных проблем, ФГОБУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, Россия.

E-mail: rdcd@mail.ru

Tactics of changes in material flows of international road transport in Russia due to sanctions restrictions

Bykova G.  — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Logistics, Faculty of Economics and Business, Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation», Associate Professor of the Faculty of Logistics and General Transport Problems, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI)», Moscow, Russia.

Annotation: the article reveals the problems of logistics in our country, which have become more severe with the adoption of sanctions. The study showed that the factor of the influence of sanctions caused significant structural changes in the indicators of transportation volumes, for each of the transport corridors Russia — West and Russia — East, and for all vectors of changes in the direction of movement of material flow — both for exports and imports.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Быкова Г.П. Тактика изменений материальных потоков международных автомобильных перевозок в России вследствие санкционных ограничений // Маркетинг и логистика. – 2024. – 1 (51). — с. 23-29.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».