Таможенная логистика в санкционных условиях
Вахрушев Валентин Юрьевич
Худжатов Микаил Бекзадаевич
Аннотация: в статье исследуются проблемы таможенной логистики в Российской Федерации, вызванные европейскими санкциями. Рынок международных перевозок переживает трудные времена в связи с нарушением многолетних цепей поставок. Авторами проведен анализ состояния рынка международных перевозок автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным видами транспорта в 2019-2022 гг. Результаты анализа позволили выделить ключевые проблемы в сфере международных грузоперевозок. В качестве направлений развития международных перевозок предлагается использовать новые таможенно-логистические стратегии с перецепкой и перевалкой товаров после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также разрабатывать и развивать международные перевозки между Россией и Турцией. Реализация предлагаемых стратегий будет способствовать увеличению объемов международных грузоперевозок, а также стимулировать импорт необходимых товаров европейского производства.
Международные перевозки являются одним из важнейших инструментов развития международной торговли. Международные перевозки обеспечивают доставку товаров от производителей к потребителям, тем самым выполняя функцию артерии для насыщения рынков необходимыми товарами [1].
В последние годы мировой рынок международных перевозок переживает тяжелые времена. Сложности начались еще в 2020 году, когда основные цепи поставок были нарушены в связи с возникновением пандемии COVID-19. В 2021 году ситуация на рынке международных перевозок стала заметно улучшаться, однако данный факт обусловлен в первую очередь эффектом низкой базы, т.е. показатели 2021 года намного выше показателей 2020 года, в котором наблюдался тяжелый экономический кризис [2]. В 2022 году рынок международных перевозок снова сильно пострадал, но на этот раз причины лежат в плоскости геополитики, а именно основной причиной мирового логистического кризиса является введение Европейским союзом экономических санкций против Российской Федерации.
На протяжении последних 30 лет страны ЕС являлись основным торговым партнером РФ. Однако в первой половине 2022 года отношения ЕС с РФ резко ухудшились по геополитическим причинам, что привело к введению странами ЕС экономических санкций против РФ. В частности [3]:
- 328 санкций введено в отношении оборудования из товарных групп 84, 85, 88, 89, 90 по ТН ВЭД ЕАЭС, в их числе товары и технологии энергетического, нефтеперерабатывающего секторов, авиационной и космической отраслей, товары двойного и военного назначения;
- 394 санкции коснулись товаров и технологий для морского судоходства;
- 428 санкций затронули товары роскоши (как правило, товары стоимостью свыше 1000 евро), включая парфюмерию, косметику, кожаные изделия, одежду и обувь, часы, холодильное оборудование, электронику;
- 576 санкций введено в отношении 96 групп товаров, включая машины и оборудование, запчасти, химикаты, полимерные материалы, бумагу и картон, ткани, керамику и стекло, грузовые транспортные средства, измерительные приборы и т.д.
Введение столь масштабных санкций против самой большой по площади страны мира неизбежно привело к серьезным проблемам в логистике. Необходимость решения указанных проблем обусловили актуальность данной статьи.
Рассмотрим последние тенденции в отрасли международных перевозок в разрезе основных видов транспорта.
В 2021 году на рынке железнодорожных перевозок наблюдалось увеличение пропускной способности, особенно в сравнении с дефицитом оборудования в 2020 г. и в начале 2021 г. Однако стоимость железнодорожных грузоперевозок не уменьшалась и доходила до 14 тыс. – 18 тыс. долл. США. Ситуация стабилизировалась по стоимости в 2022 г., цена вновь не превышала 10 тыс. долл. США (в районе 6 тыс. – 10 тыс. долл. США в зависимости от станций). При этом проблема с задержками поездов осталась. Со станциями назначения также существует ряд проблем, иногда приходится неделями ждать выгрузку контейнеров [4]. Основные способы и маршруты железнодорожной доставки грузов между РФ и Китаем показаны на рисунке 1.
На рынке мультимодальных перевозок по сравнение с дефицитом оборудования в 2020 году и начале 2021 года было значительное изменение в лучшую сторону. Несмотря на то, что многие судоходные линии прекратили свою работу из-за санкций, на рынке активизировались относительно новые китайские судоходные линии. В конце марта – начале апреля 2022 г. в Китае была очередная вспышка COVID-19, и регионы Шанхай и Шэньчжэнь ввели ограничительные меры. В связи с этим перевозки из таких регионов осуществить достаточно проблематично [6].
На рынке морских перевозок 2021 год в сравнении с 2019 выдался тяжелым: наблюдается рост их стоимости в 2 раза. По морским доставкам всё чаще от линий приходят отказы в предоставлении котировок из-за перебукированности направления ввиду перегруженности транзитных европейских и азиатских портов. Например, линия CMA-CGM отказывается принимать букинги из Санкт-Петербурга на США, так как объем их обязательств превышает их мощности на этом направлении. И таких направлений у линий становится всё больше с каждым месяцем [7].
Во время проблем с пропускной способностью по железной дороге и проблем на Дальнем Востоке, часто использовали варианты морской доставки товаров через Санкт-Петербург и Новороссийск, но стоимость перевозки в данном случае доходила до 20 000 долл. США. Компаниям-импортерам приходилось платить такие деньги, чтобы избежать задержек по железной дороге в Китае и задержек по выгрузке судов в порту Владивостока.
Основные способы и маршруты доставки грузов между РФ и Китаем морем показаны на рисунке 2.
После введения санкций ситуация значительно изменилась: попасть в порты Санкт-Петербурга и Новороссийска очень сложно, т.к. большинство судоходных линий престали заходить на территорию РФ, а стоящей альтернативы пока нет. Есть вероятность, что из-за этих проблем возникнут сложности по прямому железнодорожному и мультимодальному сервису.
На рынке автомобильных перевозок ситуация в 2019-2020 гг. была относительно спокойной. Однако в 2021 году начался значительный рост цен на данный вид услуг. Из-за ограничительных мер в середине 2021 года китайское правительство поменяло систему въезда российских водителей на территорию Китая для забора прицепов, что вызвало огромные пробки и очереди [8].
Основные способы и маршруты доставки грузов между РФ и Китаем автомобильным транспортом показаны на рисунке 3.
Кроме того, европейские санкции коснулись сферы международных автомобильных перевозок. ЕС запретил российским и белорусским перевозчикам въезд на территорию ЕС для осуществления транспортировки грузов. Со стороны Республики Беларусь (РБ) последовал зеркальный ответ в виде запрета для европейских перевозчиков осуществлять международные автомобильные перевозки по территории РБ. В целом, санкции со стороны ЕС и РБ создали серьезные препятствия для развития международных автомобильных перевозок [9].
В сложившихся условиях логистические компании стали искать пути обхода европейских санкций с помощью стран, не поддержавших антироссийские санкции (прокси-стран). Однако ситуация с европейскими санкциями осложняется следующими факторами:
- имеются высокие риски введения вторичных санкций в отношении прокси-стран в случае их участия в обходе антироссийских санкций;
- отсюда вытекает следующая проблема – нежелание прокси-стран выступать в роли транзитной страны для доставки товаров в РФ;
- ограничения финансового сектора на обслуживание транзитных схем, а именно многие системообразующие банки РФ отключены от системы SWIFT; а также платежи из несанкционных российских банков в евро не принимаются европейскими банками;
- запрет прокси-стран на экспорт и реэкспорт в РФ товаров, попавших в санкционные списки ЕС;
- сложности масштабирования новых логистических схем доставки товаров в РФ через прокси-страны.
Вышеизложенные проблемы привели к серьезным сбоям в цепях поставок, которые складывались на протяжении многих лет. В результате импорт товаров в РФ в 2022 году снижается большими темпами. Таким образом, возникла необходимость поиска решений проблем в таможенной логистике, которые позволят сформировать новые цепи поставок.
В данном контексте можно выделить 2 логистические стратегии развития международных автомобильных перевозок в санкционных условиях:
- Перевалка (перегрузка) товаров с одного транспортного средства на другое со сменой перевозчика на территории РБ.
- Перецепка европейского полуприцепа со сменой тягача на территории РБ.
При использовании схемы перевалки (перегрузки) с одного транспортного средства на другое со сменой перевозчика на территории РБ груз на склад в РБ доставляет европейский перевозчик, а далее забирает груз и доставляет получателю в РФ – российский или белорусский перевозчик.
При использовании схемы перецепки европейского полуприцепа со сменой тягача на территории РБ европейский перевозчик доставляет груз на склад в РБ, оставляет прицеп в таможенно-логистическом центре (ТЛЦ), далее прицеп цепляет белорусский/российский перевозчик и доставляет груз получателю в РБ или РФ. Важно отметить, что перевозчику для выполнения автомобильной перевозки грузов должна быть представлена копия договора аренды или иного документа, подтверждающего право владения и (или) пользования грузовым транспортным средством, если перевозчик не является его собственником [10]. Для наглядности обе логистические стратегии представлены на рисунке 4.
Другим перспективным направлением развития таможенной логистики в санкционных условиях является доставка европейских товаров через Турцию. В данном контексте можно выделить 5 логистических стратегий:
Доставка товаров автомобильным транспортом по маршруту Турция – Грузия – Россия. Указанное направление развивается семимильными шагами, к такой нагрузке оказались не готовы таможенные органы Грузии и России. В этой связи грузинская сторона увеличивает количество должностных лиц с целью ускорения таможенного оформления транзитных грузов. В России проблемным таможенным органом является таможенный пост Верхний Ларс, который не выдерживает новую нагрузку. Очевидно, что российская сторона должна усиливать пункты пропуска на российско-грузинской границе.
Доставка товаров морским транспортом из Турции в Россию через российский порт Новороссийск. Указанное направление также является перспективным, но усложняется дефицитом контейнерного оборудования, а также ростом стоимости морских перевозок. В связи с этим необходимо стимулировать импорт в Россию контейнерного оборудования, например, путем предоставления тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.
Паромная доставка товаров транспортом из Турции в Россию через российские морские порты. В апреле 2022 года краснодарские таможенники оформили первый рейс нового парома BARBAROS, осуществляющего доставку грузов между морскими портами Турции и России. Его вместимость достигает 80 транспортных средств международной перевозки. Это вторая паромная линия между турецкими портами Карасу и Самсун с российским морским портом Кавказ. Рейсы выполняют автомобильные паромы BARBAROS и GARАKAC. В условиях санкций новые паромные линии — один из перспективных логистических маршрутов по доставке грузов в РФ и наращиванию объемов внешней торговли. Указанное направление позволяет значительно сократить протяженность перевозки по сравнению с автомобильной перевозкой, но по стоимости выходит дороже. Для активизации перевозок ФТС России совместно с Минтрансом России и бизнесом проводят мероприятия по обустройству и оснащению порта Кавказ и иных мест прибытия и убытия товаров [11]. В данном контексте необходимо увеличить штатную численность таможенного поста Морской порт Кавказ Краснодарской таможни, а также создать два дополнительных участка для прибытия и убытия транспортных средств.
Доставка товаров железнодорожным транспортом по маршруту Турция – Грузия – Азербайджан – Россия. В 2021 году по железнодорожному коридору Баку – Тбилиси – Карс прошёл первый состав из 40 футовых контейнеров. Российская «РЖД Логистика» и турецкая Pasifik Eurasia Logistics организовали первую железнодорожную перевозку по маршруту Маршандиз (Турция) – Ворсино (Россия) через территорию Грузии и Азербайджана. Новый транспортный коридор позволит значительно сократить время доставки грузов и удешевить стоимость перевозки в обоих направлениях [12]. Открытие нового железнодорожного коридора значительно ускорит движение продукции между Россией и Турцией, а также обеспечит безопасный и надёжный транзит для товарообмена со странами Средней Азии по конкурентоспособной стоимости.
Прямая доставка товаров воздушным транспортом из Турции в Россию. Указанное направление также можно считать перспективным в условиях, когда российские авиакомпании были вынуждены прекратить работу на большинстве международных рейсов, а большинство иностранных авиакомпаний прекратили рейсы в Россию. Авиатранспорт позволяет обеспечивать доставку дорогостоящих и легких грузов, но с точки зрения физических объемов перевозок является наименее перспективным по сравнению с предыдущими направлениями.
В целом, предлагаемые в статье таможенно-логистические стратегии позволяют частично решить проблемы осуществления международных перевозок в условиях функционирования европейских санкций.
В долгосрочной перспективе отрасль международных перевозок в России нуждается в серьезной поддержке со стороны государства. Вопросы разработки мер поддержки таможенно-логистического бизнеса являются предметом будущих исследований.
Список использованной литературы:
- Долгов С.И., Савинов Ю.А. Влияние вспышки нового коронавируса на международную торговлю // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 2. С. 7-18.
- Арский А.А. Постпандемийные факторы развития внешней торговли России // В сборнике: ГУМАНИТАРНОЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИНТЕГРАЦИЯ. 2021. С. 300-303.
- Санкции в отношении России: [Электронный ресурс]: https://nauka.tass.ru/sankcii-v-otnoshenii-rossii (дата обращения: 29.05.2022).
- Журавлева Н.А., Урываев С.В. Моделирование схем международного взаимодействия в Евразийских транспортных коридорах на основе железнодорожной инфраструктуры // Бюллетень результатов научных исследований. 2021. № 3. С. 137-148.
- Мультимодальные перевозки: [Электронный ресурс]: https://www.acex.net/ru/vidy-perevozok/multimodalnye-perevozki/ (дата обращения: 29.05.2022).
- Гулый И.М. Методология оценки влияния цифровых платформ взаимодействия участников мультимодальных перевозок грузов на параметры международных транспортных коридоров // Транспортное дело России. 2021. № 6. С. 167-169.
- Кирносов Д.А. Оценка этапов развития коммерческих отношений в области морского торгового судоходства // Научное обозрение. Технические науки. 2021. № 5. С. 24-31.
- Фаткуллин И.И., Латыпова Д.Р., Ильясова А.В. Международные автомобильные перевозки // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 126-128.
- Беларусь вводит ответные санкции против европейских перевозчиков: [Электронный ресурс]: https://infotrans.by/2022/04/15/teper-oficzialno-s-16-aprelya-belarus-vvodit-otvetnye-sankczii-protiv-evropejskih-perevozchikov/ (дата обращения: 29.05.2022).
- Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 4. С. 70-74.
- Новые паромы в сообщении Россия – Турция: [Электронный ресурс]: https://www.asmap.ru/detail-news/novyy-parom-v-soobshchenii-rossiya-turtsiya (дата обращения: 29.05.2022).
- Россия и Турция связаны новым железнодорожным маршрутом: [Электронный ресурс]: https://novelco.ru/press-tsentr/rossiya-i-turtsiya-svyazany-novym-zheleznodorozhnym-marshrutom/ (дата обращения: 29.05.2022).
УДК 339.5
Вахрушев В. Ю. — кандидат экономических наук, руководитель департамента таможенного оформления и международной торговли в СНГ, Москва, Россия.
e-mail: val.vahrushev@gmail.com
Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия.
e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Customs logistics under sanctions
Vakhrushev V. — candidate of economic sciences, Head of the Department of Customs Clearance and International Trade in the CIS, Moscow, Russia.
Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.
Annotation: The article analyzes the problems of customs logistics in the Russian Federation caused by European sanctions. The international shipping market is going through difficult times due to the disruption of long-standing supply chains. The authors analyzed the state of the market for international transportation by road, rail, sea and air modes of transport in 2019-2022. The results of the analysis made it possible to highlight the key problems in the field of international cargo transportation. As directions for the development of international transportation, it is proposed to use new customs and logistics strategies with the recoupling and transshipment of goods after their arrival in the customs territory of the Eurasian Economic Union (EAEU), as well as to develop and develop international transportation between Russia and Turkey. The implementation of the proposed strategies will help increase the volume of international cargo transportation, as well as stimulate the import of necessary European-made goods.
При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Вахрушев В. Ю., Худжатов М. Б. Таможенная логистика в санкционных условиях // Маркетинг и логистика. – 2022. – 3 (41). — с. 12-24.
Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».