Таможенные аспекты осуществления внешнеторговых бартерных сделок

Худжатов Микаил Бекзадаевич

Аннотация: в статье исследуются особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок в соответствии с российским законодательством. В условиях санкционного давления внешнеторговые бартерные сделки могут стать эффективным инструментов стимулирования импорта на территорию России необходимых товаров. Особое внимание уделяется таможенным аспектам осуществления внешнеторговых бартерных сделок, поскольку на таможенные органы возложена задача по учету таких сделок. Знание и применение на практике таможенных аспектов может способствовать развитию внешнеторговых бартерных сделок в России.

Внешнеторговая деятельность является одним из важнейших факторов развития национальной экономики. С точки зрения осуществления торговли товарами основными направлениями внешнеторговой деятельности являются импорт и экспорт товаров [1].

Важно отметить, что в условиях антироссийских санкций импорт и экспорт товаров серьезно пострадал. Наиболее чувствительными для России оказались санкции Евросоюза в отношении высокотехнологичного оборудования, которое составляет основу российского импорта (на его долю приходится почти половина импорта в стоимостном выражении) [2].

Кроме того, антироссийские санкции затронули финансовую и банковские системы. В частности, многие крупные российские банки были отключены от международной системы валютных переводов SWIFT. В результате даже приобретение в Европе товаров, не вошедших в санкционные списки, становится сложнейшей задачей в силу невозможности оплаты стоимости этих товаров.

В сложившихся условиях дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности России требует поиска новых инструментов. Одним из таких инструментов могут стать внешнеторговые бартерные сделки, привлекательность которых резко возросла в 2022 году. Необходимость исследования особенностей внешнеторговых бартерных сделок, а именно таможенных аспектов их осуществления, обусловили актуальность данной статьи.

В России основы государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок определены главой 10 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ [3]. Так, внешняя торговля товарами с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, либо обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами [4].

При этом российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки, в установленные сроки обязаны обеспечить ввоз в Россию равноценных по стоимости товаров с подтверждением факта их ввоза соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на банковские счета денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных средств. В данном контексте отметим, что максимально допустимые сроки исполнения встречных поставок по внешнеторговым бартерным сделкам правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании не установлены. Сроки исполнения встречных поставок определяются условиями бартерной сделки.

На бартерные сделки распространяются правила учета договоров, представления резидентом подтверждающих документов по договору, принятому на учет уполномоченным банком, формирования и ведения ведомости банковского контроля по договору, принятому на учет банком, установленные Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И [5]. В частности, такой учёт осуществляют уполномоченные банки с присвоением бартерным контрактам уникальных номеров [6]. На момент написания статьи оформление и выдача паспорта внешнеторговой бартерной сделки российским законодательством не предусмотрены.

Далее отметим, что в случае установления запретов и ограничений внешней торговли такие запреты и ограничения применяются также в отношении внешней торговли товарами с использованием внешнеторговых бартерных сделок. Правительство РФ может устанавливать ограничения в отношении использования внешнеторговых бартерных сделок при осуществлении внешней торговли товарами [7]. При этом в настоящий момент такие запреты и ограничения по признаку использования денежных или иных платежных средств для расчётов по бартерной сделке не установлены. Также не установлены исключения из действующих запретов и ограничений в связи с использованием денежных или иных платежных средств.

Следующая особенность связана с таможенным декларированием товаров с использованием внешнеторговых бартерных сделок. В данном контексте отметим, что в рамках внешнеторговой бартерной сделки фактически российские товары вывозятся за пределы России, а иностранные товары ввозятся на территорию России (п.п. 9, 14 Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1207) [8]. При вывозе российских товаров за пределы России применяется таможенная процедура экспорта, а при ввозе иностранных товаров на территорию России — таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления (п. 1 ст. 134, п. 1 ст. 139 Таможенного кодекса ЕАЭС). При помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления такие товары декларируются путем подачи таможенному органу декларации на товары (п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС) [9].

Порядок заполнения декларации на товары (ДТ) изложен в Решении Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257. Так, в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру [10]. Поскольку в рамках внешнеторговой бартерной сделки применяются две процедуры (экспорт и выпуск для внутреннего потребления), таможенному органу подаются две ДТ для каждой таможенной процедуры.

Выделим особенности заполнения ДТ при осуществлении бартерной сделки [10, 11]:

  1. В первом подразделе графы 24 ДТ указывается трехзначный цифровой код характера сделки. Поставке товаров на возмездной основе по договору мены соответствует код «012» (пп. 24 п. 15 Инструкции; Приложение N 4 к Приказу ФТС России от 21.08.2007 N 1003).
  2. Во втором подразделе графы 24 ДТ указывается двузначный цифровой код особенности сделки. Внешнеторговая бартерная сделка без денежных расчетов отражается под кодом «09» (пп. 24 п. 15 Инструкции; Приложение N 5 к Приказу ФТС России от 21.08.2007 N 1003).
  3. В остальном ДТ заполняется в общеустановленном порядке согласно разделам II и III Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Наконец, еще одна особенность касается таможенного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками. Полномочия по осуществлению контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, предусматривающими вывоз товаров из России, и их учета возложены на ФТС России. Так, ФТС России определяет исходя из мест декларирования соответствующих товаров и мест государственной регистрации российских лиц таможенные органы, к компетенции которых относится осуществление контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок [12].

В целях контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета таможенный орган запрашивает в письменном виде у российских организаций следующие документы (п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1207) [8]:

а) документ о государственной регистрации юридического лица;

б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

в) документы, являющиеся основанием для осуществления внешнеторговых бартерных сделок (включая договоры и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности);

г) документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке (передачу или ввоз товаров).

Запрашиваемые документы представляются таможенному органу в виде оригиналов или заверенных ими копий в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса (п.п. 6, 7 Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1207). При этом заблаговременное предоставление сведений о бартерной сделке в таможенные органы или иные государственные органы (до декларирования товаров) не требуется.

ФТС России направляет в течение трех рабочих дней со дня выпуска первой партии вывозимых по внешнеторговой бартерной сделке товаров в соответствии с процедурой экспорта в электронном виде соответствующей ДТ в уполномоченный таможенный орган.

Отметим также, что таможенные органы ведут учет внешнеторговых бартерных сделок (см. третий раздел Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1207). Форма документа учета приведена в Распоряжении ФТС России от 26.03.2013 N 92-р [13].

Обобщая вышеизложенное, участники внешнеторговых бартерных сделок должны учитывать следующие таможенные аспекты осуществления внешнеторговых бартерных сделок:

  1. Характер бартерной сделки. Бартерная сделка может предусматривать обмен равноценными по стоимости товарами, либо обмен неравноценными товарами. В этом случае возникает обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в стоимости товаров.
  2. Участники бартерных сделок в установленные сроки обязаны обеспечить ввоз в Россию равноценных по стоимости товаров с подтверждением факта их ввоза соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на банковские счета денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных средств.
  3. С точки зрения соблюдения валютного законодательства РФ учёт бартерных сделок осуществляют уполномоченные банки с присвоением бартерным контрактам уникальных номеров. Оформление и выдача паспорта внешнеторговой бартерной сделки российским законодательством не предусмотрены.
  4. В случае установления запретов и ограничений внешней торговли такие запреты и ограничения применяются также в отношении внешней торговли товарами с использованием внешнеторговых бартерных сделок. В настоящий момент такие запреты и ограничения по признаку использования денежных или иных платежных средств для расчётов по бартерной сделке не установлены.
  5. При осуществлении внешнеторговой бартерной сделки без денежных расчетов применяются таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления путем подачи декларации на товары. В первом подразделе графы 24 ДТ указывается трехзначный код 012, во втором подразделе графы 24 ДТ указывается двузначный код 09.
  6. В целях контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета таможенный орган запрашивает в письменном виде у российских организаций документы, которые представляются таможенному органу в виде оригиналов или заверенных ими копий в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса. Заблаговременное предоставление сведений о бартерной сделке не требуется.

В целом, рекомендуем российским организациям учитывать изложенные в статье таможенные аспекты осуществления внешнеторговых бартерных сделок. В условиях ухудшения геополитической обстановки внешнеторговые бартерные сделки будут представлять повышенный интерес для участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, в долгосрочной перспективе необходимо развитие нормативно-правового и методического механизмов стимулирования бартерных сделок, что позволит уменьшить негативные последствия введения антироссийских санкций.

Список использованной литературы:

  1. Арский А.А. Трансформация внешнеторговых логистических цепей поставок в условиях новой экономики // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 1. С. 16-21.
  2. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Логистические стратегии в странах Евразийского экономического союза в санкционных условиях // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 2. С. 28-35.
  3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2022).
  4. Исмаилов Ш.М. Проблемы правового регулирования внешнеторговых бартерных сделок // Эпомен. 2019. № 28. С. 71-76.
  5. Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2022).
  6. Айгунова Р.С. Методика проведения аудита внешнеторговых бартерных сделок // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 1235-1237.
  7. Якушина С.О. Особенности проведения внешнеторговых бартерных сделок // Форум молодых ученых. 2019. № 3 (31). С. 895-898.
  8. Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2022).
  9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2022).
  10. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2022).
  11. Приказ ФТС России от 21.08.2007 N 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2022).
  12. Агапова А.В., Сорокина А.Ю. Контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок // Право и экономика. 2020. № 3 (385). С. 75-79.
  13. Распоряжение ФТС России от 26.03.2013 N 92-р «Об утверждении формы документа учета внешнеторговой бартерной сделки и порядка ее заполнения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.08.2022).

УДК 339.5

Худжатов М. Б. – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия.

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Customs aspects of the implementation of foreign trade barter negotiations

Khudzhatov M. – candidate of economic sciences, associate professor of Customs department of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia.

Annotation: The article is devoted to the peculiarities of the implementation of foreign trade barter transactions in accordance with Russian legislation. In the context of sanctions pressure, foreign trade barter transactions can become an effective tool to stimulate the import of essential goods into Russia. Particular attention is paid to the customs aspects of the implementation of foreign trade barter transactions, since the customs authorities are entrusted with the task of accounting for such transactions. Knowledge and practical application of customs aspects can contribute to the development of foreign trade barter transactions in Russia.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Таможенные аспекты осуществления внешнеторговых бартерных сделок. – 2022. – 4 (42). — с. 46-54.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».