Углеродный след в трансформации международных экономических отношений

Данилюк Анастасия Игоревна

Аннотация: в статье рассматривается проблематика минимизации выбросов углерода в атмосферу в аспекте глобализации мировых рынков и стремлении развитых стран к упрочнению своих позиций на этом рынке. Проводится ретроспективный анализ проблем защиты окружающей среды и тех тенденций, которые будут формировать актуальные тренды в развитии «зеленой» и безопасной энергетики.

В последние десятилетия всё большее внимание уделяется влиянию экономического развития на экологию. С ростом производств растет и количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Большую долю «углеродного следа» оставляют предприятия металлургии, машиностроения, химические производства, а также теплоэлектростанции [1].

Так как загрязнения окружающей среды не ограничиваются национальными границами и неподвластны таможенному и техносферному контролю (по причине общей атмосферы, почвы и водных ресурсов), борьба за экологию не должна быть целью отдельных стран — она должна стать целью всего мирового сообщества, — тогда и вопросы экологии будут решаться проще, эффективнее и оперативнее.

Для лучшего осознания глобальности влияния локальных техногенных катастроф, переросших в мировую проблему и оказавших пагубное влияние на состояние мира в целом, обратимся к конкретным их примерам.

В результате аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году площадь загрязнения вокруг станции увеличилась до 100 тысяч квадратных километров, а след, который был реализован на Фукусиме, был зафиксирован в Австралии, Канаде, США, Норвегии, Великобритании, Китае и других странах. Как итог, радиация была обнаружена в воздухе, воде, почве, растениях и животных. Также были обнаружены следы радиации и в море за пределами Японии. Но это лишь малая часть всех частиц, которые были выброшены на воздух и землю после катастрофы.

По данным  доклада Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ [5], который был опубликован в 2008 году [6], к странам, пострадавшим при аварии на Чернобыльской АЭС, получившим наиболее сильный урон относятся Украина, Россия, Беларусь, Молдавия, Польша, Чехия, Словакия и Румыния.

Разлив нефти в Персидском заливе в 1991 году был самым масштабным случаем массовой утечки нефти за всю историю человечества, что привело к загрязнению около 5% всего мирового океана. В результате огромное количество людей в странах Персидского залива потеряли свои дома и остались без питьевой воды. Последствия аварии в Персидском заливе по-прежнему влияют на здоровье и благосостояние людей планеты.

Таким образом, глобальные экологические проблемы, как и их решение не ограничиваются территориями отдельных государств, а представляют собой единое целое, в котором все государства в той или иной степени являются участниками. В связи с этим в последнее время все чаще приходится слышать о необходимости объединения усилий всех стран – членов мирового сообщества.

К счастью, на данный момент многие государства осознали, что мир находится в состоянии стресса и, начиная с 2015 года, одна за одной ратифицируют соглашение по климату, так же известное как «Парижское соглашение», и всё чаще поддерживают концепцию «зелёной» экономики, целью которой является повышение экологичности бизнес-процессов и производств, как в стране, так и за рубежом. Россия присоединилась к Парижскому соглашению в сентябре 2019 года [7].

Для того, чтобы лучше понимать необходимость данных мер, обратимся к таблице 1 [8], в которой представлены данные об объёмах выбросов CO2 от сжигания топлива в разных странах за 2020 год.

выбросы СО2 в атмосферу

Таблица 1 – Страны-лидеры по объёмам выбросов СО2 в атмосферу от сжигания топлива за 2020 год

Наибольшую эмиссию вредных веществ в атмосферу за 2020 год произвел Китай, чей объём выбросов парниковых газов составил почти 10 миллионов тонн, что более, чем в два раза превышает урон, нанесенный вторым лидером по выбросу СО2 – США.

За прошлый год Штаты  выбросили в атмосферу 4,405 миллионов тонн СО2, что на полмиллиона тонн меньше, чем в 2019 году (4,933 млн. тонн [8]). В первую очередь это связано со снижением использования угля для производства электроэнергии почти на 20% [9]. Более того, на второй день после своей инаугурации в начале 2021 года президент США Джо Байден подписал указ о возвращении США к Парижскому соглашению по климату [10], из которого в 2017 году вышел Дональд Трамп. По его мнению, на США соглашение накладывало значительно более жесткие рамки, чем на другие страны, что влияло на скорость развития американской экономики. Инициатива Джо Байдена в большей степени связана с тем, что США является страной с развитой экономикой, а значит и одним из главных источников выбросов углеводорода.

Также к мировыми лидерам по выбросу СО2 в атмосферу относится Индия, которая, согласно мнению экспертов Bank of America, в ближайшие 10 лет войдет в тройку крупнейших экономик мира [11], Россия, Япония, Иран, Германия и Южная Корея.

Одним из подходов борьбы за экологию является квотирование выбросов в атмосферу парниковых газов углеводорода. Суть данного подхода заключается в том, что объем выбросов в окружающую среду вредных веществ, образующихся на предприятии за определенный период не должен превышать установленный в квоте. В противном случае за превышение квоты предприятие будет обязано заплатить штраф. Квотирование позволяет привлечь к вопросу экологии внимание общественности без использования дорогостоящих рекламных кампаний и не требует больших материальных затрат. Более того, практика квотирования применяется не только в государственных масштабах, но и в мировых, когда квоты на выброс определяются из расчета на отдельное государство [2].

По причине того, что в разных странах наблюдается разный уровень экономического развития, а, значит, и возможности для перехода к «зелёной» экономике оказываются неравными, всё большую популярность набирает практика торговли квотами на выбросы в атмосферу парниковых газов углеводорода (Emissions Trading System (ETS)).

Суть применения данной практики в пределах государства проста: если заводу, который загрязняет воздух выдается лимит на выбросы, например, в 100 тонн СО2, а он превышает его на 20 тонн, то завод может купить этот объём у другого предприятия-загрязнителя, которое оказалось в профиците, потратив меньше дозволенной нормы. Это позволяет промышленным объектам, сокращая объёмы загрязнений, получить дополнительную прибыль от продажи лишних квот. Таким образом, вся система стимулирует предприятия-загрязнители устанавливать современное оборудование, которое снижает объём выбросов вредных веществ в атмосферу.

В мировом же масштабе практика торговли квотами такова: страны с недостаточным уровнем развития производств часто не могут позволить себе установку дорогостоящих очистных сооружений или закупку нового оборудования. Снижение количества выбросов путем сокращения объёмов производства тоже не является оптимальным вариантом, так как это приведет к потере конкурентоспособности и ещё большему отставанию экономики. Поэтому страны с наименее развитыми экономиками покупают квоты на выбросы у более развитых государств, объём выбросов, которых оказывается ниже дозволенного из-за применения современных технологий. Таким образом, общий баланс выбросов в атмосферу остается неизменным, страна-покупатель квот получает возможность для развития производства, а страна-продавец квот – дополнительную экономическую выгоду.

На данный момент Россия уделяет огромное внимание «углеродному следу» в своей продукции, сводя углеродные выбросы к минимуму, поэтому сейчас Россия может передавать свои квоты по выбросам другим развивающимся странам, общие объёмы выбросов, в атмосферу которых ещё остаются весьма высокими.

Помимо регулирования количества вредных выбросов в атмосферу, регулирование в России ведется и в пределах государства. Так, с 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с данным законом, в понятие «органическая продукция» теперь включаются «товары, произведенные без применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста, искусственных приманок, химических веществ и технологий, оказывающих вредное воздействие на человека и окружающую среду» [3]. Для всех товаров вводятся единые правила для идентификации: «органический продукт» – это тот, который не содержит генетически модифицированных организмов. Также будут введены новые требования к этикетке и маркировке продукции. Это необходимо для того, чтобы на рынках не было фальсификатов, а качество питания населения повышалось. Данная практика особенно актуальна в условиях противостояния болезням и повышения общего иммунитета.

Несмотря на то, что в последние годы тенденция единения человека с природой оказывается всё более явной, ситуация с распространением вируса COVID-19 показала, что некоторые страны, которые позиционируют себя как «зелёные», оказываются уязвимы перед распространением вирусов, не имея даже элементарной защиты. В своём стремлении быть ближе к природе они делают это излишне, не учитывая возможности возникновения новых инфекций, которым человеку трудно противостоять в условиях отсутствия развитой медицины и технологий. Чтобы предотвратить это необходимо обеспечить людей качественными продуктами, которые позволят им получать необходимое количество витаминов и минералов, а также трезво походить к вопросам взаимодействия человека и природы.

Таким образом, для сохранения экологии, пригодной для жизни человека, необходимо, чтобы выбросы углекислого газа в атмосферу сократились до таких уровней, когда они перестанут влиять на климат, а человечество нашло ту самую «золотую середину», при которой будет соблюдаться баланс между его экономическим развитием и экологической безопасностью [4].

В современных условиях важно совершенствовать систему контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу. В качестве основы следует расширить применение очистных сооружений, которые позволяют снизить количество выбросов до приемлемого уровня. В данном вопросе важна роль государства, которое должно поддерживать программы охраны окружающей среды и датирования предприятий, не отвечающих установленным экологическим стандартам, а также финансировать НИОКР по созданию и совершенствованию очистных сооружений. Также не менее важно отказаться от хищнического использования почв, сокращая количество вносимых химических удобрений, из-за которых теряется способность почвы выполнять свои биологические функции.

Научная новизна данного исследования состоит в обобщении мирового опыта профилактики загрязнения окружающей среды в проекции к выбросам углеводорода в атмосферу, а также формировании предложений по повышению эффективности данной профилактике в России.

В перспективе экономика России будет эффективна в условиях сотрудничества не только с развивающимися, но и с развитыми в экономическом смысле странами. Если Россия, несмотря на санкции, будет вступать в кооперацию с ведущими мировыми державами, которые имеют развитые технологии, привлекая страны Европы, США, а также Китай и Юго-Восточную Азию к всё более активному переходу к «зелёной» экономике и совершенствуя собственные производства, положительные последствия для всего мира в целом не заставят себя долго ждать. Главное помнить, что каждое государство имеет собственные производства и экономику, но небо и воздух – общие для всех.

Список использованной литературы

  1. Ерохин В. Л. Влияние изменения климата на открытие морских транспортных путей в морях Северного Ледовитого океана // Маркетинг и логистика. – 2018. – №5 (19). — с. 32-45.
  2. Синяева И. М., Жильцова О. Н. Теоретические аспекты инновационного бизнеса: структура  коммерческой системы и интеллектуального продукта // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 83-96.
  3. Арский А. А. Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции // Маркетинг и логистика. – 2020. – №1 (27). — с. 5-11.
  4. Арский А. А. Комплексный анализ конкурентных факторов проекта Северного морского пути // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2020. – № 2. – с. 11-16.
  5. Международное агентство по атомной энергии, официальный сайт [Электронный ресурс] https://www.iaea.org/ru (дата обращения 17.10.2021 г.)
  6. Доклад экспертной группы “Экология” Чернобыльского форума «Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС и их преодоление: двадцатилетний опыт». [Электронный ресурс] https://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/Pub1239r_web.pdf (дата обращения 17.10.2021 г.)
  7. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2019 г. № 1228 “О принятии Парижского соглашения”. [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/l0US0FqDc05omQ1VgnC8rfL6PbY69AvA.pdf (дата обращения 17.10.2021 г.)
  8. Статистический Ежегодник мировой энергетики 2021. [Электронный ресурс] https://yearbook.enerdata.ru/co2/emissions-co2-data-from-fuel-combustion.html (дата обращения 17.10.2021 г.)
  9. The U.S. Energy Information Administration (EIA) [Электронный ресурс] https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=48896 (дата обращения10.2021 г.)
  10. Электронное периодическое издание «Интерфакс»: «Байден подписал указ о возвращении США в Парижское соглашение по климату», 21.01.2021 [Электронный ресурс] https://www.interfax.ru/world/746111 (дата обращения 17.10.2021 г.)
  11. Электронное периодическое издание «РБК»: «Bank of America предсказал экономике Индии третье место через десять лет», 22.03.2021 [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/politics/22/03/2021/6058d7279a79478c6ced01d0 (дата обращения 17.10.2021 г.)

УДК 504.75; 33

Данилюк А. И. – студентка бакалаврской программы по направлению «Экономика» Всероссийской академии внешней торговли, Москва, Россия.

e-mail: nastya29d@mail.ru

Научный руководитель: Арский А.А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли, Москва, Россия.

Carbon footprint in the transformation of international economic relations.

Danilyuk A. – Bachelor’s degree student majoring in Economics at Russian foreign trade academy, Moscow, Russia.

Academic supervisor: Arskiy A., candidate of economic sciences, associate professor. Associate professor of the Department of international trade and foreign trade of the Russian Federation, Russian foreign trade academy, Moscow, Russia.

Annotation: The article deals with the problems of minimizing carbon emissions into the atmosphere in the aspect of globalization of world markets and the desire of developed countries to strengthen their positions in this market. A retrospective analysis of the problems of environmental protection and those trends that will form current trends in the development of «green» and safe energy is carried out.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Данилюк А. И. Углеродный след в трансформации международных экономических отношений // Маркетинг и логистика. – 2021. – 5 (37). — с. 14-22.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».