Возможности повышения эффективности предоставления услуг систем логистического сервиса (1PL — 5PL) в результате внедрения цифровых технологий

Тебекин Алексей Васильевич

Аннотация: в статье рассматриваются возможности повышения эффективности логистическими системами, обеспечивающими предоставление услуг на различных уровнях логистического сервиса (1PL-5PL) за счет оптимизации логистических процессов. Продемонстрированы пути расширения спектра вариантов построения логистических систем в результате внедрения цифровых технологий. Показано, что для оптимизации размерности матрицы формируемых логистических систем благодаря возможностям, предоставляемым цифровым технологиями, для повышения надежности формируемых логистических систем целесообразно применение методов теории планирования экспериментов. Для систем каждого уровня логистического сервиса (1PL-5PL) определены наиболее целесообразные к использованию цифровые технологии и планы обеспечения надежности.

Глобализация мировой экономики, базирующаяся на четырех свободах движения товаров, капиталов, труда и информации, радикально изменила содержание логистической деятельности как прикладного направления менеджмента [10].

Интенсивное развития транснациональных компаний (ТНК), формирующих более половины мирового валового продукта, более 70% мировой торговли, около 80% мирового финансирования НИОКР и более 80% всех зарегистрированных патентов   за счет одновременной реализации всех основных инновационных изменений по Й. Шумпетеру (поиск и освоение новых источников сырья, создание новой продукции, применение инновационных технологий, создание новых организационных структур и освоение новых рынков сбыта) [12], наглядно продемонстрировало, что выгоды, обусловленные поиском пространственно разнесенных в мировом пространстве мест добычи сырья, производства продукции, управления бизнесом, совершения финансовых операций и сбыта готовой продукции существенно перекрывают логистические издержки, связанные с указанным пространственным разнесением [6].

Формирование логистической системы как системы управления рациональным перемещением материальных потоков и сопровождающих их информационных потоков, финансовых потоков и потоков сопутствующих услуг в товарообразующих цепях [9], неразрывно связано с решением оптимизационных задач [7].

С точки зрения формирования рациональной логистической системы оптимизационные задачи логистики традиционно лежат в поиске компромисса между величиной прямых потерь и потерь от недополученной выгоды сумма которых должна стремиться к минимуму [8].

Повышению эффективности решения оптимизационных задач логистики в современных условиях способствует, с одной стороны, увеличение числа сторон участников логистического процесса (от 1PL до 5PL), а, с другой стороны, расширение возможностей, представляемых технологиями цифровой экономики [4].

При этом по мере увеличения возможных вариантов построения логистических цепей, благодаря расширению спектра сторон логистики (PL), и увеличению возможностей моделирования, анализа и оценки эффективности функционирования этих цепей, предоставляемых информационными технологиями, сохраняется проблема поиска компромисса между издержками формируемой логистической цепи и ее надежностью.

Решение задачи повышения эффективности предоставления услуг на различных уровнях логистического сервиса (1PL — 5PL) в результате внедрения цифровых технологий на качественном уровне и является целью данной статьи.

Формализованное представление предлагаемого решения определяется: рассматриваемым уровнем логистического сервиса, количеством потенциальных участников логистических процессов в каждом звене многозвенной логистической цепи, возможными комбинациями сочетаний участников логистических процессов многозвенной логистической цепи, диапазонами изменений параметров логистических процессов в каждом из звеньев и др.

Поскольку логистические процессы не добавляют потребительских свойств самому поставляемому товару, в представленной модели оптимизация логистических процессов в многозвенных логистических цепочках рассматривается с точки зрения минимизации суммарных затрат средств при физическом перемещении товаров от первичного производителя к конечному потребителю при одновременном выполнении семи основных правил надежности логистических услуг — предоставление потребителю требуемого товара: а) в нужном количестве, б) требуемого качества, в) в заданное время, г) в условленном месте; д) по оговоренной цене; е) с обеспечением требуемого уровня логистического сервиса, ж) с минимальными относительными издержками для компании (или кооперации компаний), предоставляющих логистических услуги.

При формировании многозвенных логистических цепей традиционно решается задача локализации издержек, поскольку с точки зрения конечной цели логистической деятельности – доставка товаров потребителям, в процессе совершения логистических операций не улучшаются потребительские свойства продукции, но увеличивается ее себестоимость [9].

При анализе логистических издержек при формировании варианта модели оценки эффективности предоставления услуг на различных уровнях логистического сервиса (1PL — 5PL) в результате внедрения цифровых технологий будем исходить из теории транзакционных издержек Коуза Р. [2] и ее дальнейшего развития в трудах Ричардсона Дж. [5], Дженсена М., Меклинга В. [3], Уильямсона О. [11] и теории ограниченной рациональности в принятии управленческих решений К. Боулдинга, Р. Сайета и Дж. Марча [1].

Противоречие между поиском рыночных вариантов совершения логистических операций с минимальными издержками и временем поиска этих вариантов, с одной стороны, и стремлением менеджмента к выбору рационального управленческого решения по формированию логистической цепи с учетом надежности ее функционирования при одновременном стремлении минимизировать сроки принятия и реализации такого решения, с другой стороны, может быть разрешено с использованием цифровых технологий. При этом использование положений теории надежности позволяет минимизировать размерность рассматриваемых вариантов построения логистической цепи и оптимизировать процессы принятия управленческих решений, связанных с реализацией логистических процессов в системах предоставления услуг логистического сервиса на различных уровнях (1PL — 5PL).

Исходя из постановки задачи повышения эффективности предоставления услуг логистического сервиса в результате внедрения цифровых технологий, была предложена целевая функция вида:

F = R × E → max                  (1)

где F- целевая функция эффективности синтезируемой логистической системы,

R — надежность синтезируемой логистической системы,

E — условная экономическая эффективность синтезируемой логистической системы, рассчитываемая из условия обеспечения абсолютной (100%) надежности ее функционирования.

Максимизация целевой функции эффективности функционирования синтезируемой логистической системы F (1) достигается посредством реализации следующего алгоритма:

  • поиск и определение множества вариантов использования звеньев логистической цепи в формируемой логистической системе;
  • формирования допустимых комбинаций звеньев логистической цепи, образующих искомую логистическую систему;
  • оценка ожидаемой надежности R и условной экономической эффективности E синтезированных вариантов логистических систем;
  • оценка значений целевой функции эффективности F (1) синтезированных вариантов логистических систем;
  • выбор варианта логистической системы из состава синтезированных, обеспечивающего достижение максимального значения целевой функции эффективности F (1).

Увеличить возможности поиска звеньев логистической цепи, а также формирования и оценки вариантов синтезируемых логистических систем позволяют цифровые технологии.

Благодаря использованию цифровых технологий появляется возможность существенно увеличить размерность матрицы вариантов синтезируемой логистической системы:

M(i,j)=(Q(i);W(i,j);U(i,j)),                                       (2)

где M(i,j) – матрица характеристик вариантов синтезируемых логистических систем, состоящих из i звеньев и j вариантов рыночного воплощения этих звеньев;

Q(i) – требуемые характеристики i-го звена логистической цепи при формировании логистической системы;

W(i,j) – фактические характеристики j-го варианта реализации i-го логистического звена, рассматриваемого при формировании логистической системы;

U(i,j) – параметры сопряжения (согласования) вариантов реализации звеньев логистической цепи при формировании вариантов синтезируемых логистических систем.

Оптимизировать размерность матрицы вариантов синтезируемой логистической системы возможно благодаря использованию методов теории планирования эксперимента.

Предложенные варианты рационального использования сквозных технологий цифровой экономики и методов теории планирования эксперимента при предоставлении услуг на различных уровнях логистического сервиса (1PL — 5PL) приведены в таблице 1.

сквозные технологии

Таблица 1 — Рациональные варианты использования сквозных технологий цифровой экономики и методов теории планирования эксперимента при предоставлении услуг на различных уровнях систем логистического сервиса (1PL — 5PL)

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

  • В рамках автономной системы логистического сервиса (1PL) целесообразно использовать такие цифровые технологии как новые производственные технологии и технологии компонентов робототехники и сенсорики. При этом ограниченность вариантов построения логистической системы по ключевым звеньям позволяет локализовать размерность поля поиска ее рационального варианта с помощью метода ДФЭ, поскольку для обеспечения надежности формируемой системы достаточно использовать дробные реплики.
  • В рамках традиционной системы логистического сервиса (2PL) целесообразно дополнительно использовать такие цифровые технологии как технологии промышленного интернета и технологии искусственного интеллекта. При этом ограниченность вариантов построения логистической системы по отдельным звеньям также позволяет локализовать размерность поля поиска ее рационального варианта с помощью метода ДФЭ, поскольку для обеспечения надежности формируемой системы достаточно использовать дробные реплики.
  • В рамках комплексной системы логистического сервиса (3PL) целесообразно дополнительно использовать такие цифровые технологии как квантовые технологии и технологии беспроводной связи. При этом, поскольку для комплексной системы логистического сервиса (3PL) характерна передача собственником продукции целый комплекс логистических операций провайдерам, для повышения надежности формирования логистической системы целесообразно использовать метод ПФЭ, поскольку для обеспечения надежности формируемой системы необходимо рассмотреть все возможные варианты.
  • В рамках интегрированной системы логистического сервиса (4PL) целесообразно дополнительно использовать такие цифровые технологии как нейротехнологии и технологии систем распределенного реестра. При этом, поскольку для интегрированной системы логистического сервиса (4PL) характерно делегирование собственником продукции выполнения всех внешних и внутренних логистических функций, для повышения надежности формирования логистической системы целесообразно использовать метод ОЦКП, где план ПФЭ дополняется для повышения надежности звездными точками в количестве равно удвоенному значению рассматриваемых звеньев цепи.
  • В рамках сетевой системы логистического сервиса (5PL) целесообразно дополнительно использовать такие цифровые технологии как технологии больших данных и технологии виртуальной и дополненной реальности. При этом, поскольку для сетевой системы логистического сервиса (5PL) характерно выполнение логистических функций в рамках сети эшелонированных логистических систем, для повышения надежности формирования логистической системы целесообразно использовать метод РЦКП — ротатабельными униформ-планами, где план ПФЭ дополняется для повышения надежности звездными точками и точками в центре плана (нулевыми точками).

Список использованной литературы:

  1. Boulding Kenneth E., Cyert Richard M., March James G.A. Behavioral Theory of the Firm// American Sociological Review.1964. Vol. 29. № 4. p. 592.
  2. Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica. 1937. Vol. 4, № 16, P. 386-
  3. Jensen Michael C., Meckling William H. Theory of the firm: Managerial behavior, agency costs and ownership structure // Journal of Financial Economics. Vol. 3. № 4. p. 305-360.
  4. Lenka, S.; Parida, V.; Wincent, J. Digitalization capabilities as enablers of value co-creation in servitizing firms. Psychol. Mark. 2017, №34, p. 92-100.
  5. Richardson G.B. The Organization of Industry // The Economic Journal. 1972. Vol. 82. № p. 883.
  6. Бозров А.Р., Тебекин А.В. Международная инвестиционная деятельность транснациональных корпораций с учетом тенденций глобализации и региональных особенностей // Транспортное дело России. 2014. № 4. С. 35-37.
  7. Миротин Л.Б., Омельченко И.Н., Колобов А.А. и др. Инженерная логистика: логистически-ориентированное управление жизненным циклом продукции. Учебник для вузов. — М.: Горячая линия – Телеком, 2013. — 644с.
  8. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Методы принятия управленческих решений на основе инструментов теории массового обслуживания // Журнал исследований по управлению. 2019. Т. 5. № С. 34-54.
  9. Тебекин А.В. Логистика. Учебник – М.: Дашков и К°, 2020. — 354 с.
  10. Тебекин А.В. Мировые тенденции и национальные перспективы развития маркетинга и логистики как прикладных сфер управления // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 375-380.
  11. Уильямсон О. И. Аутсорсинг: трансакционные издержки и управление цепями поставок // Российский журнал менеджмента, 2010. Том 8, № 1. — С. 71-92.
  12. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – М.: Эксмо, 2007. — 861 с.

УДК 338.24

Тебекин А. В. — доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры Менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, профессор кафедры Социокультурного проектирования и развития территорий Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры Экономики и менеджмента Московского института психоанализа, Москва, Россия

e-mail: Tebekin@gmail.com

Opportunities to improve the efficiency of the provision of services of logistics service systems (1PL — 5PL) as a result of the introduction of digital technologies

Tebekin A. — Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Professor of the Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Professor of the Department of Sociocultural Design and Development of Territories of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Professor of the Department of Economics and Management of the Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia.

Annotation: The article discusses the possibilities of improving the efficiency of logistics systems that provide services at various levels of logistics services (1PL-5PL) by optimizing logistics processes. The ways of expanding the range of options for building logistics systems as a result of the introduction of digital technologies are demonstrated. It is shown that to optimize the dimension of the matrix of the generated logistics systems due to the possibilities provided by digital technologies, to increase the reliability of the generated logistics systems, it is advisable to use the methods of the theory of planning experiments. For systems of each level of logistics service (1PL-5PL), the most appropriate digital technologies and plans for ensuring reliability have been determined.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Тебекин А. В. Возможности повышения эффективности предоставления услуг систем логистического сервиса (1PL — 5PL) в результате внедрения цифровых технологий // Маркетинг и логистика. – 2021. – 1 (33). — с. 63-72.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».