Деловой туризм в условиях цифровой трансформации логистики
Самакаева Марина Дмитриевна
Конобеева Алла Борисовна
Аннотация: изменение логистики под воздействием санкций приводит к необходимости искать России новых партнеров в странах СНГ и ближнего зарубежья. Большую роль, при этом, может играть деловой туризм, который позволит более эффективно подойти к формированию новых логистических маршрутов и решению социально-экономических проблем, стоящих перед глобальной экономикой в условиях дестабилизации торговых цепочек и схем поставки товаров, предоставления услуг. Также в статье рассматриваются проблемы, связанные с цифровизацией экономических процессов и экосистем, которые влияют на появление новых трендов в развитии туризма и логистики туристической отрасли. Развитие данных направлений требует более серьезного отношения к формированию транспортно-логистической инфраструктуры и организации данных процессов на уровне межстранового сотрудничества.
Цифровая трансформация индустрии делового туризма не только означает простое применение информационных технологий, но и влечет за собой комплексный процесс оптимизации логистики туристических потоков делового туризма, чему способствует созданная в России нормативно-правовая база [8]. Однако процесс цифровой трансформации также сталкивается с рядом проблем, поэтому традиционные бизнес-модели и концепции управления необходимо пересмотреть и скорректировать [5].
Проблемы, связанные с безопасностью данных и защитой конфиденциальности, вызванные технологическими приложениями, должны быть решены, исходя из принципов конфиденциальности личных данных и безопасности делового туризма для человека [3].
Спрос на такие услуги значительно возрос в связи с санкционной экономикой и недружественными к нам действиями со стороны некоторых стран [5]. Эти и другие проблемы определяют актуальность нашего исследования.
Развитие новых маршрутов и видов туризма может способствовать экономическому росту туристического бизнеса в России и стран БРИКС, созданию рабочих мест и укреплению международных связей. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южноафриканская Республика) обладают разнообразными ресурсами и культурным наследием, которые могут способствовать росту благосостояния наших стран, формированию нового туристического и цифрового пространства, быстрой их адаптации к новым перспективным реалиям времени.
Можно выделить следующих авторов, занимающихся данными проблемами в экономике: Арский А.А., Кузовкова Т. А., Павлова А., Петренко Н.Е., Платунина Г. П., Салютина Т. Ю., Самакаева М.Д., Сафиуллин А.Р. и др.
Деловой туризм, как вид туризма, связанный с поездками, осуществляемыми с целью ведения бизнеса, участия в конференциях, семинарах, выставках, встречах или других профессиональных мероприятиях, включает в себя, как внутренние, так и международные поездки.
Основными целями делового туризма являются деловые встречи, переговоры, обучение, участие в выставках, симпозиумах и конференциях, ярмарках, разного рода корпоративных мероприятиях, а также установление и поддержание деловых контактов.
Участниками делового туризма могут быть сотрудники компаний, предприниматели, инвесторы, эксперты и другие профессионалы.
Продолжительность поездок: поездки могут быть как краткосрочными (1-2 дня), так и более длительными (недели или месяцы), в зависимости от целей и формата мероприятий.
Экономическое значение делового туризма состоит в важной роли в экономике стран, так как способствует развитию гостиничного бизнеса, транспорта, ресторанов и других связанных с индустрией туризма отраслей.
В последние годы наблюдается рост интереса к гибридным форматам мероприятий (сочетание онлайн и оффлайн) и внедрение новых технологий для улучшения коммуникации и взаимодействия [5], а сама деловой туризм является важной частью глобальной экономики и способствует обмену опытом, знаниями и культурой между странами [1].
Эти факторы взаимосвязаны и могут оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на развитие делового туризма в разных регионах.
Вклад туризма в занятость в России в 2018 году составил 3 292 500 рабочих мест (4,6% от общей занятости).
К 2029 году в сфере туризма России будет открыто 3 709 000 рабочих мест.
Объем рынка делового туризма в России имеет большие перспективы.
В России по данным GBTA в 2016 году общие расходы на деловые поездки составили 19,2 млн долларов США, показав падение почти на 7% по сравнению с предыдущим годом.
В России объем расходов на деловые поездки в 2018 году составил 19% от общего объема. Общие расходы на деловые поездки в России по данным GBTA в 2017 году составили 19,2 млн долл. США с ростом на 19,2% по сравнению с предыдущим годом.
По прогнозам GBTA объем рынка делового туризма в России достигнет примерно 24 млн дол США к 2026 году.
Расходы на деловые поездки в России упали на -6,6% до 16,1 млрд долларов США в 2019 году, это произошло после 2018 года, когда расходы упали почти на 20% по сравнению с 2017 годом. Эксперты GBTA ожидают, что экономика России стабилизируется, и в результате расходы на деловые поездки должны начать расти, увеличившись в годовом исчислении на 6,0% в период между 2025 и 2026 годами и достигнув 23,5 млрд., долларов США к 2027 году. По расходам на деловые поездки будут лидировать представители следующих отраслей: нефтепереработка, образование, бумага и бумажные изделия, недвижимость, социальные и личные услуги и транспорт [1].
Ожидается, что в ближайшие пять лет все услуги будут расти со скоростью 7,0% и более [7]. Особенно это стало актуальным в условиях санкционной экономики и пересмотра логистики. Продолжительность служебных поездок представлена в таблице 1.
Длительность поездки зависит от направления командировки. Продолжительность деловых поездок по России обычно составляет 2-3 дня, в то время как поездки в страны дальнего зарубежья длятся 4-6 дней.
Рейтинг стран по запрашиваемым деловыми туристами приглашений для получения российской визы представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Рейтинг стран по запрашиваемым деловыми туристами приглашений для получения российской визы
Эксперты отметили, что чаще всего обращаются за визами для своих сотрудников фармацевтические и FMCG-компании, а также предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности и энергетики. Цели служебных командировок представлены в таблице 3.
При этом, по данным экспертов, чаще всего за приглашениями для оформления виз в Россию обращаются представители компаний из Великобритании, США и Турции, однако за указанный период общее количество поданных документов в этих странах снизилось. В то же время за последний год в России на 20% выросло число деловых путешественников из Индии [2].
Статистика по деловому туризму может варьироваться в зависимости от источника и времени.
По данным различных исследований, доля делового туризма в общем объеме туристического рынка составляет примерно 20-30%.
Список использованных источников:
- Барыкин С.Е. Понятие метавселенной в концепции омниканального подхода на основе интеграции маркетинга и логистики / С.Е. Барыкин, К.К. Лавская // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Москва, 20 августа 2022 года. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. С. 124-131.
- Информационно-аналитическая справка о деловом туризме в России // Интернетпортал Выставочного научно-исследовательского центра Market Research Company. URL: https://ruef.ru/assets/files/presentations/3. (дата обращения: 11.03.2025).
- Карпов Д.А. Особенности делового туризма в вопросах цифровизации экономики // Бизнес и дизайн ревю. 2023. № 4 (32). С. 41-50.
- Конобеева, А. Б. Анализ влияния факторов на транспортную логистику в современной экономике / А. Б. Конобеева, М. Д. Самакаева // Маркетинг и логистика. – 2024. – № 3(53). – С. 27-39. – EDN JPLNRX.
- Кузовкова Т. А. Причины формирования новой модели бизнеса в сфере инфокоммуникаций / Т. А.Кузовкова, О.И. Шаравова // Электронный научный журнал «Век качества» 2020. №2 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-formirovaniya-novoy-modeli-biznesa-v-sfere-infokommunikatsiy/viewer (дата обращения: 25.12.2024).
- Самакаева, М. Д. Актуальные направления развития детского туризма в РФ / М. Д. Самакаева, А. Б. Конобеева, В. И. Шариков // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 3. – С. 231-241. – DOI 10.52210/2224669X_2022_3_231. – EDN QKNBYR.
- Самакаева, М. Д. Управление гостиничным бизнесом в условиях цифровой трансформации / М. Д. Самакаева // Актуальные вопросы науки и образования: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 15 января 2024 года. – Москва: Центр развития образования и науки, ООО «Издательство АЛЕФ», 2024. – С. 214-219. – DOI 10.26118/7300.2024.19.85.009. – EDN XGGZIR.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12462/ (дата обращения: 25.12.2024)
УДК 338.48
Самакаева М. Д. — кандидат экономических наук, доцент, Московский технический университет связи и информатики, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского», Москва, Россия.
E-mail: samakaeva-m@yandex.ru
Конобеева А. Б. — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского, Москва, Россия.
E-mail: a.rjabowa@yandex.ru
Business tourism in the context of digital transformation of logistics
Samakaeva M. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Moscow Technical University of Communications and Informatics, University of World Civilizations named after V. V. Zhirinovsky, Moscow, Russia.
Konobeeva A. — Candidate of Agricultural Sciences, Docent, University of World Civilizations named after V. V. Zhirinovsky, Moscow, Russia.
Annotation: The change in logistics under the influence of sanctions leads to the need for Russia to look for new partners in the CIS and neighboring countries. At the same time, business tourism can play an important role, which will make it possible to more effectively approach the formation of new logistics routes and solve the socio-economic problems facing the global economy in the context of the destabilization of trade chains and schemes for the supply of goods and services. The article also examines the problems associated with the digitalization of economic processes and ecosystems that affect the emergence of new trends in the development of tourism and the logic of the tourism industry. The development of these areas requires a more serious attitude to the formation of transport and logistics infrastructure and the organization of these processes at the level of inter-country cooperation.