Классификация информации в системе управления субъекта малого бизнеса

Ольга Леонидовна Капитонова

Аннотация: в статье приведена классификация информации в системе управления субъекта малого бизнеса и цикл принятия управленческого решения руководителем субъекта малого бизнеса. Сделан вывод о необходимости различия качества информации при формировании управленческого решения.

В большинстве случаев субъекты малого бизнеса функционируют в режиме «ручного управления». Это определено тем обстоятельством, что численность сотрудников субъекта малого бизнеса невелика, так как находиться в зависимости от масштаба бизнеса и стремления владельца бизнеса сокращать издержки коммерческой деятельности, куда входят и издержки по управлению бизнесом. Известно, что управление это процесс обеспечивающий выполнение запланированных операций, целью которого является реализация заранее разработанного плана. В малом бизнесе план коммерческой деятельности подразумевает получение прибыли от коммерческой деятельности как таковой. Действуя в конкурентной среде рынка, субъекты малого бизнеса борются за «место под Солнцем» формируя и используя конкурентные преимущества.

Мы подошли к следующим вопросам: 1) Что обеспечивает выполнение плана субъекта малого бизнеса в условиях конкуренции? 2) Каковы направления совершенствования алгоритма управления субъектом малого бизнеса?

Ответ на первый вопрос лежит в области совершенствования управления субъектом малого бизнеса, в том числе в области управления рисками бизнеса. Управление, вербально, можно представить в виде кучера управляющего повозкой. Сравнение с повозкой, а не с автомобилем неслучайно, так как лошадь – существо наделенное аппаратом для принятия собственных решений (инстинктов). Итак, кучер, управляя повозкой, анализирует факторы внешней среды, анализирует поведение («настроение») лошади  и придерживается заданного маршрута, сообщая посредством узды направление и скорость движения лошади. Интерпретируя вышеописанное, можно сделать вывод о том, что руководитель субъекта малого бизнеса, исповедующий принцип «ручного управления» держит под контролем плановое выполнение процесса непрерывно, так как является единственным менеджером данного плана. В данном случае руководитель единолично принимает потоки информации, анализирует их и вырабатывает оперативное управленческое решение. Ответ на второй вопрос – «Каковы направления совершенствования алгоритма управления субъектом малого бизнеса?», связан с первым вопросом и заключается в необходимости совершенствования информационного обмена субъекта малого бизнеса при реализации им плана коммерческой деятельности. На сегодняшний день на рынке представлен широкий спектр прикладных информационно-технических программ обеспечивающих высокое качество информационного обмена, не будем перечислять их, отметим лишь, что некоторые из них доступны без оплаты (почтовые сервисы) и включены в предустановленные пакеты производителей операционных систем (Microsoft Office Excel).

Руководитель малого бизнеса зачастую не задумывается о классе информационного сообщения, которое получает от подчиненных или из внешней среды, между тем в этих информационных потоках управления кроется множество как проблем, так и возможностей для совершенствования управления субъектом малого бизнеса. Важным этапом к эффективному управлению информационными потоками как важнейшей части управления процессом является классификация информации обращающейся в системе управления субъектом малого бизнеса. В таблице 1 представлена классификация информации в управлении субъектом малого бизнеса.

Таблица 1.

Классификация информации в системе управления субъекта малого бизнеса

Классификация информации в системе управления субъекта малого бизнеса

Из данных, представленных в таблице 1, следует, что основными требованиями к движению как аналитической, так и управленческой информации являются требования к оперативному обмену и достоверности сведений.

Руководитель субъекта малого бизнеса, особенно при реализации стартапа, должен определить, информация какого класса и с каким уровнем достоверности будет использоваться им в приоритетном порядке при принятии управленческого решения.[1] Естественно, что отдавать предпочтение совершенствованию движения управленческой информации, не уделяя должного внимания аналитической информации, было бы неверным решением, так как только комплексная реализация мероприятий по совершенствованию информационного обмена в целом дает максимальный положительный эффект. На рисунке 1 представлен цикл принятия управленческого решения руководителем субъекта малого бизнеса.

Цикл формирования управленческого решения

Рисунок 1. Цикл формирования управленческого решения

Рассматривая схему цикла принятия управленческого решения руководителем субъекта малого бизнеса, представленную на рисунке 1, можно сделать вывод о непрерывности процесса управления, то есть в тот информационный обмен обеспечивает непрерывную поддержку управления, в том числе в области управления рисками, при котором на основе аналитической информации разрабатываются мероприятия по снижению вероятности наступления риска.

Руководитель субъекта малого бизнеса на начальном этапе должен провести классификацию информации, которую он использует при управлении системой, и расставить приоритеты в этой классификации, так как воспринимать и делать выводы на всей поступающей информации просто невозможно по причине разной степени её достоверности и актуальности. Критерии, предъявляемые к «эффективной» информации представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Критерии эффективности информационных потоков [2]

Критерии эффективности информационных потоков

Представленная классификация и цикл принятия управленческого решения позволит руководителю малого бизнеса определить для себя степень (качество) той или иной информации в системе, на основе которой он выработает управленческое решение. Представленная классификация, цикл и критерии эффективности информационных потоков формируют у руководителя субъекта малого бизнеса уже не обывательский, а научный подход к управлению бизнесом.

Список использованной литературы:

  1. Капитонова О. Л. «Start-up» начинающего дизайнера // Маркетинг и логистика. – М.: №1(1) 2015. — с. 17-20.
  2. Арский А. А. Информационная логистика во внешнеэкономической деятельности // Мир современной науки, – М.: №3(31), 2015. С. 48-50.

УДК 65.012

О. Л. Капитонова – дизайнер, индивидуальный предприниматель, г. Москва

e-mail: olafox@list.ru

Classification of information in small businesses management system

O. Kapitonova — designer (individual employers)

Annotation: represented by the classification of information in the subject of small business management. Cycle management decisions the head of a small business. The conclusion about the need to use high-quality information in the formation of the administrative decision.

Добавить комментарий