Направление совершенствования методологии обеспечения качества образования

Татьяна Михайловна Воротынцева

Аннотация: В статье, в качестве одного из элементов методологии обеспечения качества образования предложено использовать инновационные образовательные технологии. Для укрепления конкурентных преимуществ образования наиболее эффективно может быть применена инновационная технология — деловая игра. Деловая игра направлена на выработку у студентов профессиональных навыков, что дает преимущества выпускнику при дальнейшем устройстве на работу.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона об образовании «образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Вопросы качества образования являются весьма актуальными для высшего образования. Значимость повышения качества образовательных услуг возрастает вместе с необходимостью интеграционных процессов.  Интеграция техническая и экономическая требует ускорения интеграции науки и образования. Вместе с тем, возникает проблема конкурентоспособности образования в высших учебных заведениях, а это в свою очередь, требует сопоставимости критериев и методологии обеспечения качества образования.

Основу формирования направлений высшего образования составляет Болонская система, направленная на активизацию Европейской системы в мировом масштабе [1].

Болонская Декларация содержит шесть ключевых положений, приведенных на рисунке 1.

Ключевые положения Болонской декларации

Рисунок 1. Ключевые положения Болонской декларации

Болонскую Декларацию Россия подписала в 2003 году. Результаты применения ключевых положений Болонской Декларации широко используют государственные учреждения. Так, например, в Российском университете дружбы народов успешно действует программа «двойного диплома». В соответствии с положениями Болонской Декларации по рационально сокращенной программе для получения двойной степени, дополнительно к основной образовательной площадке, предусматривается обучение в другом ВУЗе один или два семестра рамках учебного времени, отведенного на получение одного диплома.

Применяются также разнообразные формы студенческой и академической мобильности, участие в сетевых формах обучения с использованием цифровых технологий в образовании, и совместные образовательные программы, включая программы двойного диплома.

Следует отметить, что обучение студентов по программам двум университетов, с высоким уровнем знания иностранного языка, не способствует получению высоких результатов, и выход на диплом составляет не более 50% обучающихся. Это очень серьезная, напряженная и интенсивная работа, требующая согласованности действий не только студентов, но и научно-преподавательских работников.[2]

При этом надо учитывать, что на современном этапе развития мирового рынка образовательных услуг присутствует жесткая конкуренция. России достаточно сложно поддерживать свои конкурентные позиции, в связи с сокращением количества населения, говорящего на русском языке, а также с не устойчивыми позициями в инновационных средствах обучения. Формирование новых форм международной кооперации в сфере образования на основе объединения ВУЗов стран-партнеров по коалиции (ЕС, ЕАЭС, ШОС, БРИКС и др.) и цифровая асимметрия ведет к международному разделению труда в сфере образовательных услуг, и также снижает конкурентные преимущества России, накладывая коалиционные ограничения.[3]

По мнению автора одними из основных критериев определения уровня конкурентоспособности выпускника российского ВУЗа, как за рубежом, так и на внутреннем рынке являются: фундаментальные знания, умения, навыки, скорость принятия решений, критическое мышление, широкий кругозор.

Методы исследования включают мониторинг качества образования в российских ВУЗах и системный анализ критериев, необходимых выпускнику с учетом конкретного направления специалитета. Так на примере специалитета «Таможенное дело», за последние четверть века деятельность таможенных органов Российской Федерации была направлена на внедрение в практику таможенных инноваций. К успешно внедренным таможенным инновациям следует отнести технологии таможенного контроля, связанные с: предварительным информированием, электронным декларированием, удаленным выпуском и   управлением рисками.

На современном этапе выпускник высшей школы по направлению «Таможенного дела» должен обладать комплексом конкурентных преимуществ, включающим глубокие знания в области выбранной специальности, умения использовать эти знания в определенных ситуациях и навыки проведения операций и процедур, доведенных до автоматизма.

Для достижения высокого уровня конкурентоспособности в таможенном деле, недостаточно теоретических знаний, полученных при обучении студентов в ВУЗах по специальности. Изменения в государственной политике и основных положениях нормативно правовой документации побуждает изменять характер правоотношений возникающих между субъектами.

Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти на современном этапе вызывает необходимость решения новых нетипичных задач во многих отраслях хозяйствования, в том числе и в таможенном деле.

Требования, предъявляемые к выпускникам специальности «Таможенное дело», изложены во многочисленных компетенциях Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, которые направлены на выработку знаний, умений и навыков в рамках таможенного законодательства при совершении таможенных операций, таможенном контроле, проведении научных исследований, а также соблюдении запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что преподаватель выбирает методику ведения образовательной деятельности, от которой зависит эффективность образовательного процесса, возможность слушателей осваивать ту или иную дисциплину, проводить научные исследования в определенной области деятельности. В конечном счете, результат обучения студента в виде диплома о высшем образовании, скажется на его конкурентных преимуществах при приеме на работу. Студенты младших курсов считают, что защита диплома в далеком будущем, а в процессе обучения они должны быть психологически заинтересованы в получении знаний и выборе профессии. И здесь следует признать значимую роль преподавателя, как основного мотиватора обучения [4], деятельность которого направлена на достижения поставленной цели.

Выбирая методы и инструменты образовательной деятельности, преподаватель должен опирается на психофизические особенности групп студентов, их мотивацию к получению знаний, возможность использования инновационных методик преподавания и другие факторы, влияющие на качество образования.

Инновации в области образования в первую очередь, включают новые подходы к взаимодействию и взаимопониманию обучающего и обучаемого. По мнению автора, наиболее интересен для применения интерактивный (деятельностный) подход обучения, повышающий заинтересованность студентов. Деятельностный подход может быть использован при решении ситуационных задач, заполнении таможенных документов, создании алгоритма действий в непредвиденных ситуациях.

Исходя из практического опыта проведения интерактивных занятий, хотелось бы выделить практическое занятие в форме проведения деловой игры на примере дисциплины «Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности».

Результатом исследования является разработка курсов дисциплин с выработкой необходимых профессиональных навыков посредством деловых игр.

Основные исходные данные и рекомендации по подготовке и проведению деловой игры представлены ниже.

Тема деловой игры определяется по выбору отдельных групп студентов. Примерный алгоритм деловой игры рассмотрим на примере темы «Порядок перемещения через таможенную границу лекарственных средств».

На первом этапе игры, наиболее активные студенты под руководством преподавателя определяют цели и задачи игры, готовят проект сценария и разрабатывают систему оценки игроков.

Цели деловой игры:

  • изучение нормативной правовой базы, связанной с запретами и ограничениями по перемещению лекарственных средств;
  • овладение навыками подготовки основных документов, подтверждающих соблюдение требований в части  запретов и ограничений.

Для изучения системы взаимодействия участников деловой игры необходимо:

  • распределить конкретные обязанности между участников деловой игры;
  • провести апробирование проекта сценария, и при необходимости внести соответствующие изменения.

В ходе деловой игры ее участники решают следующие задачи:

  • подбор и оформление сопроводительных документов, необходимых для перемещения указанного товара;
  • анализ нормативных правовых актов и выработка алгоритма деловой игры, регламентирующих требования к процедуре перемещения лекарственных средств через таможенную границу;
  • анализ сопроводительных документов и их практическая обработка в процессе игры для принятия решения.

Исходя из целей и задач деловой игры, участники определяют объект игры — вид товара, его точное описание.

При распределении обязанностей в рамках деловой игры   под руководством преподавателя формируются следующие игровые группы представителей от: Министерства промышленности и торговли РФ, ФТС России, Министерства здравоохранения РФ, Министерства внутренних дел РФ, Представителей ВЭД и др.

Оценка эффективности групп студентов в деловой игре проводится по принятой 100-бальной системе.

В случае непринятия участия или не надлежащего участия в деловой игре хотя бы одного члена группы выставляется оценка «минус».

Для оценки эффективности деловой игры в таблице 1 представлен оценочный лист эффективности деловой игры по группам игроков.

Оценочный лист эффективности деловой игры по группам игроков

Таблица 1. Оценочный лист эффективности деловой игры по группам игроков

Ожидаемый результат игры оценивается преподавателем по следующим показателям:

— выработка навыков у студентов по формированию разрешительных документов;

— проверка правильности и полноты заполнения разрешительных документов;

— выработка навыков взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами;

— подача и регистрация декларации на товары и др.

Анализ опыта преподавания дисциплины с проведением деловых игр показывает, что эффективность обучения студентов повышается. Преимуществом обучения студентов с использованием деловых игр заключаются в том, что повышается заинтересованность студентов в изучении дисциплины так, как деловая игра приближает студентов к реальной практике, и требует творческого подхода при выборе метода анализа конкретных ситуаций и принятия обоснованного решения.

По мнению автора, деловую игру следует использовать как метод закрепления теоретических знаний для развития творческих способностей студентов и формирования навыков моделирования разнообразных ситуаций в условиях профессиональной таможенной деятельности. Учитывая возможную многофакторную ситуацию в деятельности должностных лиц таможенного дела, деловая игра является именно тем инструментом поиска управленческих решений и навыков, которых ожидает работодатель от выпускников таможенных факультетов.

Широкое внедрение деловой игры в практику преподавания мотивирует развитие творческих способностей студентов для принятия обоснованных решений в профессиональной таможенной деятельности. Развитие и совершенствование таможенной деятельности напрямую зависит от уровня теоретической подготовки и готовности выпускников к творческому применению инновационных технологий.

Учитывая изложенное можно отметить, что в настоящее время не достаточно развита единая методология обеспечения качества образования. При выработке системы критериев и элементов методологии, необходимо учитывать повышение сложности ведения бизнеса, проблемы коммуникативного взаимодействия разных стран и не достаточное сотрудничество ВУЗов с работодателем.

Список использованной литературы:

  1. Декларация о Европейском пространстве для высшего образования от 19.06.1999 г.
  2. Пономаренко Е.В. Россия и Франция в мировом образовательном пространстве — сотрудничество и конкуренция/ Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты, 2017, С.243-259.
  3. Каганов В.Ш. Актуальные проблемы российского образования и науки в глобальном мире [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://oreluniver.ru/file/news/2575/Kaganov.pdf
  4. Воротынцева Т.М. Инновационные образовательные технологии как средство развития таможенной деятельности/ Актуальные научные исследования: экономика, управление, инвестиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов.3-7 апреля 2017 года: в 3 ч. – Белгород: издательство БУКЭП, 2017. –Ч.1.- С. 186-192

УДК 338

Т. М. Воротынцева – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mstata67@list.ru

The direction of improvement of the methodology quality assurance of education

M. Vorotyntseva – candidate of economical sciences, associate Professor of the Department of customs of the Russian Peoples’ Friendship University, Moscow, Russia

Annotation: In the article, as one of the elements of the methodology of ensuring the quality of education, it is proposed to use innovative educational technologies. To strengthen the competitive advantages of education, the most effective can be applied innovative technology business game. The business game is aimed at developing students ‘ professional skills, which gives the graduate advantages in the future employment.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Воротынцева Т. М. Направление совершенствования методологии обеспечения качества образования // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 24-33.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».