Оценка эффективности освоения программ дополнительного профессионального образования слушателями по направлению «Таможенное дело»

Александр Александрович Арский

Аннотация: в статье обосновывается необходимость формирования критериев оценки качества освоения компетенций реализуемых в  программах дополнительного профессионального образования по направлению «Таможенное дело. Формируются коэффициенты оценки, служащие базисом для оценки качества освоения программы дополнительного профессионального образования слушателем.

Динамическая среда внешнеторговой деятельности, определяет необходимость актуализации имеющихся знаний у специалиста в области таможенного дела и освоения новых знаний с формированием новых компетенций для более качественного выполнения служебного долга служащим ФТС или успешного ведения бизнеса работниками коммерческих организаций, ведущих или обеспечивающих ведение внешнеторговой деятельности.

Спрос на освоение новых компетенций и повышение квалификации стимулирует рост числа предложений по всевозможным программам дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) отечественными вузами и учебными центрами. К сожалению, в некоторых случаях, организаторы формально подходят к процессу оценки качества освоенных слушателем компетенций. Контроль зачастую сводится к сдаче квалификационного экзамена или выпускной квалификационной работы, дальнейшая же оценка практического применения навыков, умений и знаний не производится, то есть учебное заведение не имеет данных о прикладном эффекте полученных теоретических знаний раскрытых перед слушателем в учебном процессе.[18, 19]

В сложившихся условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, вуз или учебный центр, реализующий программы переподготовки, должен уделять повешенное внимание оценке качества компетенций слушателя, в противном случае рынок образовательных услуг по переподготовке кадров может столкнуться с кризисом, вызванным несоответствием знаний практическим потребностям производств, ведомств и экономики в целом. При отсутствии должного внимания к вопросам «замера качества» полученных компетенций генерируются негативные эффекты из области снижения конкурентных преимуществ предприятий и организаций, чьи работники или служащие получили дополнительное профессиональное образование без режима обратной связи с вузом или учебным центром. Кроме того, не стоит забывать, что образование в России развивается не самобытно, а с учетом передовых мировых практик, в числе которых различные дистанционные формы обучения, такие как  вебинары, например. Таким образом, иностранные вузы и учебные центры, действующие в формате ЕАЭС, могут и будут выходить на российский рынок дистанционного образования, тем более что граждане стран-участниц ЕАЭС имеют право на свободное перемещение в качестве трудового ресурса на всей территории ЕАЭС.

Направление подготовки и переподготовки специалиста по программам «Таможенное дело» предусматривает широкий спектр профессиональных вопросов, решение которых в практике позволяет снижать издержки, эффективно управлять трудовым коллективом, строить более эффективные модели реализации производственных процессов, эффективно действовать на внутреннем и международном рынках.

В таблице 1 представлены формализованные направления оценки различных компетенций по программам ДПО «Таможенное дело».

Формализованные направления оценки компетенций ДПО

Таблица 1. Формализованные направления оценки компетенций ДПО «Таможенное дело»

Представленные в таблице 1 области компетенций и предметы обучения не полны, однако формируют понимание о широте охвата профессиональных компетенций экономиста изучающего программы ДПО по направлению «Таможенное дело».

Какие требования могут быть предъявлены к инструментам оценки качества оценки компетенций? Начало работы было изложено в статье автора «Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров».[21] В данной работе автором были предложены простейшие оценочные коэффициенты эффективности, которые полагают начало мониторингу качества освоения компетенций и применения их в практике слушателем.

Для программ ДПО направления «Таможенное дело» возможно использование следующих оценочных коэффициентов (табл. 2).

Оценочные коэффициенты освоения программы ДПО

Таблица 2. Оценочные коэффициенты освоения программы ДПО «Таможенное дело»

Представленные в таблице 1 оценочные коэффициенты основаны на сопоставлении результатов полученных после освоения программ ДПО с базовыми результатами соответственно по: 1 – времени принятия управленческого решения; 2 – операционные издержки организации; 3 – экономическая отдача от реализации управленческого решения; 4 – объем принимаемых управленческих решений в определенном периоде; 5 – объем нарушения законодательства организацией в определенном периоде; 6 – объем внедряемых организацией инноваций; 7 – количество реализованных рисков разного рода в системе организации. При этом параметры 1 и 4, 2 и 3 обоюдно зависимы, а параметр 7 оказывает влияние на все показатели, приведенные в таблице 2.

Безусловно, оценочные коэффициенты, представленные выше, примитивны с точки зрения фундаментальной теории, однако они иллюстрируют простоту решений, задают базисный вектор развития оценок «прикладного качества» программ ДПО, которые в большинстве случаев отсутствуют вообще.

Научная новизна оценочного подхода реализуемого посредством расчета коэффициентов эффективности программ ДПО, состоит в комплексном учете влияния полученных в результате вычисления данных на своеобразную «дорожную» карту переподготовки специалиста и его дальнейшего совершенствования в профессии (повышение квалификации). Как правило, компетентность экономиста выражается в объеме и качестве принимаемых управленческих решений или решений связанных с выполнением формализованных процедур (проверка документов и сведений при таможенном контроле в пункте пропуска через таможенную границу). Управленческие решения при этом оцениваются по объемам экономической отдачи или по количественным критериям выполненных формализованных процедур.

Анализ качества управленческих решений, как сравнительный анализ с базисными показателями организации в прошлых периодах, так и анализ на основе данных внешней среды (статистика), позволяет уже заказчику образовательной услуги (слушателю) определить для себя «полезность» полученных знаний, оценить рациональность затрат на обучение ДПО и оценить перспективы дальнейшего совершенствования себя в профессии, например с применением дистанционных форм обучения в формате программ повышения квалификации. Таким образом, оценку качества программы ДПО может и должен производить заказчик или его работодатель для оценки перспектив сотрудничества с тем или иным вузом или учебным центром.

С точки зрения обеспечения лояльности клиентов данный подход так же имеет позитивное влияние на формирование клиентской базы, то есть вуз не просто выдает диплом и забывает о слушателе, а в режиме обратной связи проявляет интерес к тому, эффективней ли стал действовать бывший слушатель в профессии или нет.

Алгоритм обратной связи со слушателем может быть реализован посредством анкетирования слушателя в онлайн режиме специалистом вуза или учебного центра или посредством самостоятельного заполнения «анкеты обратной связи», которая будет включать вопросы со шкалой оценок. Периодами анкетирования могут являться отчетные периоды (полугодие, год), так периоды проектной реализации (окончание строительства, запуск технологической линии, открытие представительства за рубежом и т.д.).

Внедрение данных форматов контроля, благоприятно отразится как на качестве программ ДПО, так и на имидже вуза или учебного центра в профессиональной среде, так например данные подходы могут быть апробированы на базе Института дополнительного образования АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» имеющего многолетний опыт реализации программ ДПО.

Список использованной литературы: 

  1. Арский А.А. Проблемы и тенденции подготовки специалистов направления «Таможенное дело» на базе образовательных кластеров // Современные траектории развития социальной сферы: образование, опыт, проблемы, наука, тенденции, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Ставрополь. Изд-во СтГМУ.  – с. 79-80
  2. Арский А.А. Информационно-технические аспекты профилактики контрабанды культурных ценностей // Маркетинг и логистика.  – №4 (12). – с. 5-10.
  3. Арский А.А. Фактор экономического потенциала таможенной территории в антикризисном управлении автотранспортным предприятием // Маркетинг и логистика.  – №5 (13). – с. 6-12.
  4. Арский А.А. Технология снижения логистических издержек // Управленческие науки.  – № 4. – С. 54-56.
  5. Арский А.А. Хронометраж линейного логистического процесса // Управленческие науки. – 2014. – № 2(11). – С. 52-55.
  6. Арский А.А. Особенности расчета логистических издержек. Моторное топливо // Мир современной науки.  – №1(35). – с. 34-37.
  7. Арский А.А. Особенности расчета логистических издержек. Электроэнергия // Мир современной науки. – №2(36). – с. 71-74.
  8. Арский А.А. Особенности расчета логистических издержек. Оплата труда // Мир современной науки. – №1(41). – с. 23-36.
  9. Арский А.А. Антикризисное управление в сфере грузовых автоперевозок // Стратегии бизнеса. –- 2017. – №2. – С 3-6.
  10. Арский А.А. Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки // Вестник Московского финансово-юридического университета. – – № 3. – с. 68-74.
  11. Арский А.А. Управление логистическими издержками предприятий агропромышленного комплекса // Вестник Московского финансово-юридического университета. –  № 1. – с. 98-102.
  12. Арский А.А. Особенность формирования стоимости логистической услуги // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 1. – С. 44-47.
  13. Арский А.А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Вестник университета. Государственный университет управления. – 2011. – № 21. – с. 132-134
  14. Арский А.А. Институт наставников в образовательных кластерах // Мир современной науки. – 2015. – № 4(32). – с. 32–35
  15. Арский А.А. Нарциссизм в высшей школе. Проблемы и тенденции // Мир современной науки. – 2015. – № 6(34). – с. 86–89
  16. Арский А.А. Исследование проблем импортозамещения в курсовых и дипломных работах студентов вузов // Мир современной науки.  – № 1(35). – С. 31–33
  17. Арский А.А. Компетентный подход к исследованию проблем таможенного дела в выпускных квалификационных работах студентов // Маркетинг и логистика. –  №4 (6). – с. 5-9.
  18. Арский А.А. Определение базового уровня знаний слушателей приступающих к освоению программ повышения квалификации в области таможенного дела // Мир современной науки. –– № 4 (38). –с. 62–64.
  19. Арский А.А. Изучение возможности альтернативного развития событий истории таможенного дела и таможенной политики России в учебном процессе // Маркетинг и логистика. –– №5 (7). – с. 13-17.
  20. Арский А.А. Основы эффективного управления конфликтами преподавателем вуза // Мир современной науки. – – № 2 (42). – с. 75–78.
  21. Арский А.А. Критерии оценки эффективности подготовки специалистов агропромышленного комплекса на базе образовательных кластеров // Стратегии бизнеса. – № 2(46). – с. 3-6.
  22. Арский А.А. Оценка эффективности управленческих решений в антикризисном управлении предприятия агропромышленного комплекса // Маркетинг и логистика. –  №2(16). – с. 6-11.
  23. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере таможенного контроля // Маркетинг и логистика. – – № 4 (12). – с. 91-100.
  24. Арский А.А. Управление внешними рисками логистических систем // Стратегии бизнеса. – 2014. –№1. – С. 22-24.

УДК 339.5; 378

А. А. Арский — кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики таможенного дела АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА), Москва, Россия

e-mail: arskiy@list.ru

Assessment of the effectiveness of training students in the programs of additional professional education in the area of «Customs»

A. Arskiy — Candidate of economic sciences, Associate professor Chair of the theory and practice of customs Moscow financial and law university (MFUA), Moscow, Russia

Annotation: the article proves the necessity of forming criteria for assessing the quality of mastering competences implemented in the programs of additional professional education in the area of  «Customs». The basic principles of the evaluation of the quality of student training under the program of additional vocational education.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Арский А. А. Оценка эффективности освоения программ дополнительного профессионального образования слушателями по направлению «Таможенное дело» // Маркетинг и логистика. – 2018. – №3 (17). – с. 6-15.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».