Особенности таможенного контроля товаров турецкого производства на современном этапе
Микаил Бекзадаевич Худжатов
Аннотация: В статье описываются современные особенности совершения таможенных формальностей в отношении товаров турецкого происхождения. Выделяются основные проблемы таможенного контроля турецких товаров, которые создают дополнительные трудности при их декларировании и помещении под таможенную процедуру.В новейшей отечественной истории Турецкая Республика постепенно приобретала роль одного из ключевых экономических партнеров Российской Федерации.
На протяжении последних 10 лет наблюдалась тенденция укрепления внешнеторговых связей России и Турции. Об этом, в частности, свидетельствуют данные таможенной статистики, представленные Федеральной таможенной службой (ФТС) России.[6]
Так, в период с 2005 по 2014 гг. объемы внешнеторгового оборота России и Турции выросли в 2,5 раза: с 12,6 до 31,6 млрд. долларов США (табл. 1).
Таблица 1.
Внешнеторговый товарооборот России и Турции, млн. дол. США
В 2015 году внешнеторговый оборот России и Турции сократился на 27%, что связано с резким падением курса рубля по отношению к доллару США. Тем не менее, в 2015 г. Турция заняла 5-е место в структуре внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья. Объем внешней торговли между двумя странами превысил 23 млрд. дол. США (рис. 1).
В целом необходимо отметить, что экономические отношения двух стран благоприятствовали развитию взаимной внешней торговли.
Однако в результате известных политических событий, случившихся в конце 2015 года, Российская Федерация ввела ряд экономических санкций в отношении Турецкой Республики. При этом основные меры коснулись продовольственных товаров турецкого происхождения, ввоз которых в Российскую Федерацию с 1 января 2016 г. был запрещен.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1296 в перечень запрещенных к ввозу в РФ товаров попали замороженные куры и индейки, гвоздики, некоторые свежие овощи и фрукты (томаты, лук, капуста, огурцы, апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы и клубника), а также соль.[3]
В отношении остальных товаров турецкого происхождения, не включенных в указанный перечень, никаких запретов пока нет.
Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие других запретов, осуществление внешнеэкономической деятельности, связанной с ввозом в РФ турецких товаров, заметно усложнилось. В первую очередь это касается совершения таможенных формальностей в отношении товаров турецкого происхождения.
В этой связи приобретают актуальность вопросы таможенного контроля товаров турецкого происхождения, не запрещенных к ввозу в РФ.
Анализ теоретико-правовых и практических аспектов таможенного контроля позволяет свидетельствовать о том, что на сегодняшний день в отношении товаров турецкого происхождения таможенными органами РФ проводятся следующие мероприятия:
- Проведение таможенного досмотра товаров в максимальном объеме.
- Осуществление таможенной экспертизы товаров с отбором проб или образцов.
- Принятие решения о проведении дополнительной проверки в отношении заявленной таможенной стоимости товаров.
Важно заметить, что по общему правилу вышеуказанные мероприятия довольно редко применяются в таможенной практике, т.е. носят исключительный характер. Однако в отношении товаров турецкого происхождения эти меры применяются к каждой ввезенной партии.
Рассмотрим данные мероприятия подробнее.
Проведение таможенного досмотра товаров в максимальном объеме означает, что все товары турецкого происхождения после их помещения под таможенную процедуру подлежат досмотру в 100-процентном объеме.
Как правило, после ввоза на территорию РФ турецкие товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Для этого участник ВЭД должен подать декларацию на товары (ДТ).
После регистрации таможенным органом ДТ в соответствии с системой управления рисками принимается решение о проведении таможенного досмотра. Степень таможенного досмотра зависит от индикатора риска: 10%, 50% или 100% от товарной партии.
Как мы уже отметили, в отношении товаров турецкого происхождения таможенный досмотр проводится в 100-процентном объеме. Следовательно, все товары турецкого происхождения, незапрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, таможенные органы относят к товарам риска.
Если таможенный досмотр товаров применяется в таможенной практике довольно часто (но не в максимальном объеме), то осуществление таможенной экспертизы товаров с отбором проб или образцов используется крайне редко. При этом в настоящее время все товары турецкого происхождения в обязательном порядке отправляются на экспертизу.
В данном контексте стоит отметить, что нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением таможенной экспертизы, имеет множество пробелов. Особенно это касается минимального количества товаров, отбираемых для проведения исследований.
В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) оговорено, что пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования (п. 2 ст. 144).[1]
В России данный вопрос регламентирован в Приказе ФТС России от 20 ноября 2014 г. № 2264 [4]. Согласно п. 8 данного Приказа минимальное количество образцов товаров указано в Приложении № 1 Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы. В приложении приводится таблица, в которой отражено количество образцов товаров, необходимое для проведения экспертных исследований. При этом анализ данных таблицы позволяет выявить, что в ней отсутствует информация относительно большого количества товаров. Например, не понятно, в каком количестве должны отбираться товары 61 и 62-й групп ТН ВЭД ЕАЭС (трикотаж и текстиль).
Учитывая тот факт, что значительный объем турецкого импорта приходится как раз на эти группы товаров, участники ВЭД сталкиваются с серьезными проблемами при проведении таможенной экспертизы.
На практике для проведения экспертизы в отношении трикотажной и текстильной одежды турецкого происхождения таможенные органы отбирают по 3 единицы каждой модели или артикула изделия. В результате для проведения исследований зачастую может быть отобрано до 25% от всей товарной партии. Поскольку на основании положений ст. 139 ТК ТС максимальный срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 рабочих дней и при этом может продлеваться [1], участник ВЭД может понести серьезные убытки.
Наконец, помимо вышеизложенных мер в отношении товаров турецкого происхождения проводится дополнительная проверка заявленной таможенной стоимости товаров. Данная мера предусмотрена статьей 69 ТК ТС.
Так, согласно п. 1 ст. 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку.[1] Однако на практике, как правило, указанные принципы не действуют в отношении турецких товаров. Поэтому дополнительная проверка проводится независимо от того, каким образом декларант подтверждает заявленную таможенную стоимость товаров.
В большинстве случаев таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в большую сторону, что вынуждает участника ВЭД доплачивать таможенные платежи.
Конечно, участники ВЭД могут обжаловать решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».[2] Однако учитывая политические отношения между Россией и Турцией, обжалование подобных решений не имеет смысла.
Таким образом, на современном этапе осуществление ВЭД с товарами турецкого происхождения, не запрещенными к ввозу в РФ, требует преодоления большого количества препятствий, возникающих в процессе совершения таможенных формальностей. В этой связи участникам ВЭД следует более тщательно оценивать возросшие риски понесения убытков при ввозе в РФ товаров турецкого происхождения.
Список использованной литературы:
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ, 2010, № 50, ст. 6615.
- Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2010, № 48, ст. 6252.
- Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» // СЗ РФ, 2015, № 48 (часть II), ст. 6843.
- Приказ ФТС России от 20.11.2014 № 2264 «Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.03.2015.
- Информационно-аналитическое сетевое издание ПРОВЭД: http://провэд.рф/ (дата обращения 16.02.2016 г.).
- Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru/ (дата обращения 16.02.2016 г.).
УДК 339.562
М. Б. Худжатов – к.э.н., специалист по таможенному оформлению, ООО «Авиа Инвест Групп»
e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru
Features of customs control of Turkish goods at the present stage
M. Khudzhatov – candidate of economical sciences, specialist in customs clearance LLC «Avia Invest Group».
Annotation: the article describes modern features of customs formalities in respect of goods of Turkish origin. Basic problems of customs control of Turkish goods, which create additional difficulties when being declared and placed under a customs procedure.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.